Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как работать по обобщению передового опыта?



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Как работать по обобщению передового опыта? 0.00 из 5.00 0 оценок




Сначала его нужно найти и запланировать. Найти можно:

§ в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков по определенной теме;

§ при анализе итогов учебного года увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, у него есть своя система, можно её оформлять в опыт;

§ в ходе аттестации учителя;

§ запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;

§ сформулировать вместе с учителем тему;

§ запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

Изучается опыт с помощью следующих методов:

§ анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

§ посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

§ изучение УМК учителя;

§ изучение его рабочей документации (планов);

§ проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

 

Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

Планировать такую работу не просто – ее нельзя выразить в количественных показателях. Но включать в план конкретные операции целесообразно, т.к. составление плана систематизирует работу с передовым опытом.

 

Содержание планирования по изучению передового педагогического опыта

 

1. Адрес изучаемого опыта.

2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения.

3. Изучение литературы, документов, графических материалов, статистических данных; состояния практики работы учебных заведений города, района, республики по проблеме.

4. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.

5. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).

6. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание :

- на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;

- на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;

- на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;

- на результативность занятия (системы занятий).

7. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:

- выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;

- наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;

- где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;

- изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;

- основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;

- изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.

8. Подготовка научно-методического анализа изучаемого передового педагогического опыта. Необходимо отметить:

- актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно- воспитательного процесса;

- элементы (сущность) новизны опыта;

- результативность работы;

- рекомендации по использованию передового опыта.

    9. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.

 

Хорошо продуманный план облегчает работу того, кто будет обобщать передовой опыт. На организационном этапе решаются также вопросы о сроках выполнения и ответственных, формах подведения итогов планируемой работы, адресе представления материалов. Правильность и глубина последующих выводов и обобщений во многом будет зависеть от качества фактического материала, от того, насколько объективно он отражает действительность. Необходимо определить состав рабочей группы по изучению передового педагогического опыта, желательно, чтобы в состав группы входил и педагог – носитель опыта.

 

Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.

Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

 

Рекомендации по описанию опыта работы:

1. Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

 

2. Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.

 

3. Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).

 

4. Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:

- подготовительный этап;

- этап непосредственной организации деятельности;

- этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.

Анализируя специфику работы носителя передового педагогического опыта, необходимо раскрыть секреты его мастерства, проследить последовательность применяемых в опыте методов и приемов в целостной системе используемых средств, показать их преимущество, практическую значимость опыта в целом. Выводы, оценочные критерии подкрепить яркими фактами, примерами, результатами контрольных срезов.

 

5. Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.

 

6. Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Как работать по обобщению передового опыта? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как работать по обобщению передового опыта?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)