Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка смет в управленческом учете.



2020-02-03 268 Обсуждений (0)
Разработка смет в управленческом учете. 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Программа сбыта.

Первым этапом разработки обобщенной сметы предприятия является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в натуральном и стоимостном  выражении.

Программа сбыта показывает количество каждого вида изделия, которое предприятие планирует продать, и планируемую цену реализации.

   Порядок расчетов представлен в таблице № 7.

 

Таблица 7 – Программа сбыта

 

Изделие Цена, ден.ед. Объем продаж, шт. Выручка, ден.ед.
«Альфа» 50 8000 400000
«Бета» 90 12000 1080000
«Гамма» 100 10000 1000000
      2480000

 

В программе сбыта представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы затрат производства, расходов на реализацию и административных расходов. Таким образом, программа сбыта является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.

 

1.2. Разработка бюджета производства.

На основе объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.

Исходными данными для разработки производственной программы являются целевой объем и структура продаж и целевой уровень товарных запасов. Соотношение объемов реализации, выпуска и товарных запасов можно выразить следующим равенством:

 

Объем производства = Объем продаж – Запас готовой продукции на начало периода + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец периода

 

Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид:

 

Таблица 8 – Производственная программа, шт.

Показатель «Альфа» «Бета» «Гамма»
Изделие к реализации 8000 12000 10000
+ планируемый запас на конец периода 1200 1000 800
Итого на запасы и продажу 9200 13000 10800
- запасы на начало периода 1000 1200 1500
Количество изделий, которое необходимо произвести   8200   11800   9300

 

На основании полученных расчетов видно, что для прогнозируемого объема продаж необходимо изготовить определенное количество штук каждого изделия. А именно:

- изделие «Альфа» - 8200 шт.,

- изделие «Бета» -  11800 шт.,

- изделие «Гамма» - 9300 шт.

Таким образом, для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета – это составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.

 

1.3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах.

При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).

Основой для расчета являются количество изделий к выпуску и технологические нормы расхода материалов по изделиям. Так, для изделия «Альфа» необходимое количество материала Х равно:

8200 шт.*2кг/шт.=16400 кг.

Потребность в материалах определяется, как правило, в разрезе продуктов и при необходимости по производственным подразделениям.

 

Таблица 9- Смета использования материалов.

Наименование

Материал Х

Материал Y

Цена, ден.ед. Кол-во, кг. Сумма, ден.ед. Цена, ден.ед. Кол-во, кг. Сумма, ден.ед.
«Альфа» 3,2 16400 52480 1,8 24600 44280
«Бета» 3,2 35400  113280 1,8 47200 84960
«Гамма» 3,2 23250 74400 1,8 13950 25110
    75050  240160   85750 154350

 

На основе расчета потребности в основных материалах с учетом изменения уровня материальных запасов составляется смета затрат на приобретение основных материалов (таблица 10). Калькуляция сметы производится на основе равенства:

 

Закупки материалов = Производственная потребность + Запас материалов на конец периода – Запас материалов на начало периода

 

Таблица 10 – Смета затрат на приобретение основных материалов.

Показатель

Материал

Х Y Всего
Количество материалов по годовой смете использования, кг   75050   85750  
+ запас на конец периода, кг 8000 10000  
Итого запас сырья на производство, кг 83050 95750  
- запас сырья на начало периода, кг 5000  75000  
Количество материалов, необходимое приобрести, кг   78050    20750  
Цена материала, ден.ед.  3,2 1,8  
Расходы на закупки, ден.ед. 249760  37350 287110
Стоимость материальных запасов, ден.ед.      
Стоимость конечного запаса 25600 18000  
Стоимость начального запаса 16000 135000    

 

Объем запаса определяется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

1.4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат.

Исходными данными для планирования затрат на оплату труда ОПР являются количество изделий по готовой производственной программе, нормативы времени на осуществление производственных операций по изделиям, тарифные ставки в соответствии с действующей на предприятии тарифной сеткой. Затраты на оплату труда ОПР планируются для каждого центра возникновения затрат, затем сводятся в общий бюджет расходов на оплату труда (таблицы 11 и 12).

Таблица 11 – Смета затрат на заработную плату ОПР 1-го подразделения.

Показатель «Альфа» «Бета» «Гамма» Всего
Запланировано произвести, шт. 8200  11800 9300  
Норма времени на одно изделие, ч/шт.   0,75   2,0   1,25  
Общее количество часов 6150 23600 11625 41375
Ставка оплаты труда, ден.ед. 4,20 4,20 4,20  
Расходы на заработную плату, ден.ед.   25830   99120   48825   173775

Таблица 12 – Смета затрат на заработную плату ОПР 2-го подразделения.

Показатель «Альфа» «Бета» «Гамма» Всего
Запланировано произвести, шт. 8200  11800 9300  
Норма времени на одно изделие, ч/шт.   1,5   2,0   2,5  
Общее количество часов 12300 23600 23250 59150
Ставка оплаты труда, ден.ед. 2,6 2,6 2,6  
Расходы на заработную плату, ден.ед. 31980  61360 60450 153790

Определение машино – часов во 2-м подразделении

Запланировано произвести, шт. 8200 11800 9300  
Норма времени на одно изделие, машино-час/шт.   2,00   2,00   3,00  
Общее количество часов, машино-час  16400  23600  27900  67900

 

1.5. Разработка бюджета накладных расходов.

Объектом калькулирования при составлении смет общепроизводственных накладных расходов (таблица 13) является смета возникновения затрат (подразделения). Все статьи накладных производственных расходов разделяют на две категории: контролируемые и неконтролируемые накладные расходы. Такая группировка необходима в связи с распределением ответственности и осуществлением контроля за уровнем расходов в подразделениях. К контролируемым накладным расходам относится их переменная часть, зависящая от уровня загрузки производственных мощностей (объема производства). К неконтролируемым расходам относится постоянная составляющая общепроизводственных расходов, не зависая от уровня загрузки производственной мощности.

Порядок распределения накладных расходов определяется учетной политикой предприятия. В нашем примере применяется «традиционный метод» вычисления цеховых ставок распределения накладных расходов на продукты.

Сметные затраты по статьям контролируемых накладных расходов определяются путем умножения сметного времени труда ОПР по каждому цеху на сметную почасовую ставку распределения переменных накладных расходов (см. таблицу 6). Предполагается, что все переменные накладные расходы варьируют по отношению к труду основных производственных рабочих.

Для вычисления цеховых ставок накладных расходов в 1-м подразделении в качестве базы распределения используются часы труда ОПР (см.таблицу 11), во 2-м подразделении – машино-часы работы оборудования (см.таблицу 12).

   

 Таблица 13 – Смета общепроизводственных накладных расходов.

Показатель

Ставки распределения НР

Накладные расходы

Всего, ден.ед.

1-е подр., ден.ед./ч. 2-е подр., ден.ед./ч. 1-е подр., ден.ед./ч. 2-е подр., ден.ед./ч.
Контролируемые накладные расходы (переменная часть):

 

- вспомогательные материалы   2,0   1,5   82750   101850   184600
- ЗП вспомогательных рабочих   1,2   1,2   49650   81480   131130
- энергия (переменная часть)   0,8   1,0   33100   67900   101000
- ремонт и техобслуживание (переменная часть)     0,8     1,2     33100     81480     114580
Всего контролируемых накладных расходов

 

    198600     332710     531310
Неконтролируемые накладные расходы:

 

- амортизация     120000 150000 270000
- контроль     45000 50000 95000
- энергия     30000 45000 75000
- ремонт     30000 50000 80000
Всего неконтролируемых расходов         225000     295000     520000
Сумма накладных расходов       423600   627710   1051310
Сметные ставки распределения НР       10,24   9,24  

 

Сметные (цеховые) ставки распределения производственных накладных расходов получают делением суммы накладных расходов подразделения на общую трудоемкость работ в соответствии с выбранной базой распределения:

1-е подразделение – 423600 / 41375 = 10,24 ден.ед./нормо-час;

2-е подразделение – 627710 / 67900 = 9,24 ден.ед. / машино - час.

 

1.6. Расчет производственной себестоимости.

Производственная себестоимость продукции включает в себя материальные затраты, затраты на оплату труда основных производственных рабочих и общепроизводственные накладные расходы (таблица 14). Производственная себестоимость определяет стоимость готовой продукции и незавершенного производства.

Стоимость основных материалов определяется путем умножения нормы расхода на стоимость данного материала за единицу продукции (материал Х для изделия «Альфа» 2 кг* 3,2 ден.ед. = 6,4 ден.ед.).

Заработная плата определяется как сумма заработной платы начисленной в каждом подразделении. Например, для изделия «Альфа» затраты на заработную плату ОПР равны сумме произведения ставки заработной платы на норму времени изделия в 1-м подразделении плюс аналогично определенная сумма 2-го подразделения: ( 4,2*0,75 + 2,6*1,5) = 7,05 ден.ед.

Накладные расходы распределяются в соответствии с установленной базой распределения и рассчитанными сметными цеховыми ставками распределения накладных расходов. Накладные расходы, отнесенные на изделие «Альфа»: (0,75*10,24 + 2*9,24) = 26,16 ден.ед.

       

Порядок расчетов представлен в таблице 14:

 

Таблица 14 – Расчет производственной себестоимости единицы продукции.

Показатель «Альфа» «Бета» «Гамма»
Основные материалы      
Материал Х, ден.ед. 6,4 9,6   8
Материал Y, ден.ед. 5,4     7,2 2,7
Заработная плата ОПР, ден.ед. 7,05   13,6 11,75
Накладные расходы, ден.ед. 26,16 38,96 40,52
Производственная себестоимость 45,01 69,36 62,97

 

 

1.7. Сметный счет прибылей и убытков.

В результате всех предшествующих расчетов собрана и соответствующим образом обработана необходимая информация для составления прогнозного отчета о будущих финансовых результатах (прибылях и убытках). Этот документ является «выходной формой» операционного бюджета. Он отражает эффективность основной деятельности предприятия с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации продукции и получения прибыли.

 

Таблица 15 – Прогноз отчета о прибылях и убытках, ден.ед.

Статьи расхода

Выручка     2480000
Запас сырья и основных материалов на начало периода   151000    
Закупки 287110    
Запас на конец периода 43600    
Стоимость потребленного материала   394510  
Заработная плата ОПР   327565  
Общепроизводственные накладные расходы     1051310  
Совокупные накладные расходы     1773385
Запасы готовой продукции на начало периода (оценивается по производственной себестоимости)     222697    
Запас готовой продукции на конец периода   173748   48949  
Себестоимость реализованной продукции       1822334
Прибыль от производственной деятельности       657666
Административно-управленческие расходы       351000
Условно чистая прибыль     306666

Полученный отчет является базой для повышения эффективности и оптимизации производственной деятельности. Сметы могут корректироваться и при решении задач моделирования финансовой сметы, в целях сокращения величины дефицита денежных средств предприятия.

1.8. Кассовая консолидированная смета.

Цель кассовой консолидированной сметы – обеспечить достаточную кассовую наличность, отвечающую уровню операций по различным сметам. Кассовая консолидированная смета является основой для составления прогноза движения денежных средств и отражает поступления и выплаты от операционной деятельности (таблица 16).

Для составления таблицы 16 использованы следующие данные:

- поступления денежных средств планируются исходя из прогнозируемого объема продаж с учетом постоянной дебиторской задолженности в размере 15% от ВР;

- выплаты денежных средств планируются по статьям на приобретение материалов, на выплату заработной платы, другие выплаты;

- выплаты на приобретение материалов включают расходы на приобретение основных и вспомогательных материалов, сумма которых увеличивается с учетом постоянной кредиторской задолженности в размере 20%;

- выплаты по заработной плате учитывают расходы по оплате труда основных и вспомогательных рабочих, увеличенные на 35% (другие категории работающих);

- сумма по статье «другие выплаты» рассчитываются на основе суммы административно-управленческих расходов, которая увеличивается на 10-15%. При итоговом сведении прогноза бухгалтерского баланса выплаты по этой статье корректируются вторично исходя из необходимого равенства активов и пассивов.

Принимая вышеизложенную информацию к сведению, необходимо выполнить следующие расчеты:

 

Ожидаемое поступление денежных средств (ден.ед.) по кварталам:

1 квартал:                                    2480000/4 – 15% = 527000

2 квартал:                 (2480000 – 527000) /3 – 15% = 553350

3 квартал:             (2480000 – 1080350) / 2 – 15% = 594451

4 квартал:                     (2480000 – 1675201) – 15% = 684079

 

Аналогично рассчитывается погашение кредиторской задолженности:

1 квартал:                                      287110 / 4 – 20% = 57422

2 квартал:                      (287110 – 57422) / 3 – 20% = 61250

3 квартал:                    (287110 – 118672) / 2 – 20% = 67375

4 квартал:                            (287110-186047) – 20% =80850

 

Выплата заработной платы осуществляется на предприятии в конце каждого месяца и является оплатой труда текущего периода. Таким образом, задолженности перед работниками по заработной плате не возникает:

 

Оплата ОПР 1-го подразделения 173775 ден.ед. (таблица 11)

Оплата ОПР 2-го подразделения 153790 ден.ед. (таблица 12)

Заработная плата вспомогательных рабочих 131130 ден.ед. (таблица 13)

Итого: 458695 ден.ед.

 

Учитывая тот факт, что расходы по заработной плате увеличены на 35% (другие категории работающих), получим следующий результат:

    458695 / 4 = 154810 (ден.ед.)

 

Сумма по статье «другие выплаты» рассчитывается на основе суммы административно-управленческих расходов, которая увеличивается на 15%:

 351000 + 15% = 496976 (ден.ед.)

 496976 / 4 = 124244 (ден.ед.)

 

На основании полученных расчетов заполняется таблица 16:

Таблица 16 – Движение денежной наличности по смете, ден.ед.

Показатель

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Всего

Начальное сальдо

48500

239024

452070

700492

48500

Поступления от потребителей

527000

553350

594851

684079

2359280

Всего поступлений

575500

792374

1046921

1384571

2407780

Платежи:

 

 

 

 

 

материалы

57422

61250

67375

80850

266897

зарплата

154810

154810

154810

154810

619240

другие расходы

124244

124244

124244

124244

496976

Всего выплат

336476

340304

346429

359904

1383113

Конечное сальдо

239024

452070

700492

1024667

1024667

 

1.9. Прогноз бухгалтерского баланса

Прогноз бухгалтерского баланса отражает данные об имуществе и капитале предприятия на будущий период. Традиционно сначала планируют изменения активов, а затем пассивов. Расхождения в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способах финансирования принимается на основе данных дополнительного анализа.

Таблица 17 - Прогноз бухгалтерского баланса, ден.ед.

Основной капитал:

 
земля   72500  
здания и оборудование 1500000    
износ 833750 666250 738750
Оборотный капитал:      
запасы      
сырье, основные материалы 43600    
запас готовой продукции на конец периода 230000    
Дебиторская задолженность 295970    
Касса 1024667 1594237  
Кредиторская задолженность   182713 2150274
       
Акционерный капитал   1200000  
Резервный фонд   331000  
Прибыль   306666  
БАЛАНС     1837666

Полученный прогноз бухгалтерского баланса является основой для предварительной оценки будущего финансового состояния и эффективности использования ресурсов предприятия. Существенная разница между активами и пассивами баланса дает возможность увеличить сумму административно – управленческих расходов:

 

      Таблица 16а -Движение денежной наличности по смете, ден.ед.

Показатель

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Всего

Начальное сальдо

48500

169599

301584

468945

48500

Поступления от потребителей

527000

553350

594851

684079

2359280

Всего поступлений

575500

722949

896435

1153024

2407780

Платежи:

 

 

 

 

 

материалы

57422

61250

67375

80850

266897

зарплата

154810

154810

154810

154810

619240

другие расходы

193669

205305

205305

205305

809584

Всего выплат

405901

421365

427490

440965

1695721

Конечное сальдо

169599

301584

468945

712059

712059

    Таблица 17а - Прогноз бухгалтерского баланса, ден.ед.

Основной капитал:

 
земля   72500  
здания и оборудование 1500000    
износ 833750 666250 738750
Оборотный капитал:      
запасы      
сырье, основные материалы 43600    
запас готовой продукции на конец периода 230000    
Дебиторская задолженность 295970    
Касса 712059 1281629  
Кредиторская задолженность   182713 1837666
       
Акционерный капитал   1200000  
Резервный фонд   331000  
Прибыль   306666  
БАЛАНС     1837666


2020-02-03 268 Обсуждений (0)
Разработка смет в управленческом учете. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка смет в управленческом учете.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)