Контроль и анализ деятельности предприятия
Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статистические (жесткие) и гибкие. Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами. Гибкий бюджет – Это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменения затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат. Рассмотрим теперь порядок проведения анализа отклонений фактических затрат от бюджетных. Он начинается с составления сравнительной таблицы и производится на четырех уровнях. На нулевом уровне сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения. Задача анализа первого уровня – выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины: изменение в объеме реализации и изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета). Второй уровень отклонений от гибкого бюджета предполагает расчет отклонений по цене ресурсов, которые показывают, насколько фактическая цена приобретения ресурсов отличается от стандартной. Задача заключительного уровня анализа отклонений от бюджета состоит в расчете отклонений по объему использования ресурсов. Таким образом, эти отклонения позволяют оценить степень эффективности использования приобретенных ресурсов. Они выявляются в результате сравнения фактической величины использованных ресурсов со стандартной.
Практическая часть.
Организация составляет обобщенную смету на предстоящий период (год). Предприятие производит изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма», которые изготавливаются в двух производственных подразделениях: 1-е подразделение – обрабатывающее; 2-е подразделение – сборочное. Исходная информация по нормативным затратам представлена в таблицах 1 – 6. Таблица 1 – Нормативные расходы на оплату основных материалов и рабочей силы, (ден.ед.)
Накладные расходы в 1-м подразделении возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих (нормо-часов), во 2-м – на базе машино-часов (автоматизированная сборка).
Таблица 2 – Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени На изделие
Таблица 3 – Баланс за предыдущий год, ден.ед.
Таблица 4 – Данные о реализации
Таблица 5 – Запасы материалов, кг
Таблица 6 – Накладные производственные расходы, ден.ед.
Административно – управленческие расходы составляют 351000 ден.ед. и возмещаются на базе затрат на рабочую силу. Задание: 1. Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на будущий год и следующие документы: - программу сбыта; - производственную программу; - смету (бюджет) использования основных материалов; - смету (бюджет) затрат на приобретение основных материалов; - смету (бюджет) по труду основных рабочих; - смету (бюджет) общезаводских накладных расходов; - прогноз отчета о прибылях и убытках; - прогнозный баланс на планируемый период; - кассовую консолидированную смету.
2. Необходимо подготовить сметы производственных подразделений, а также форму отчета об исполнении производственной сметы одного из подразделений при отклонении объема производства: изделия «Альфа» меньше на 4%; изделия «Бета» больше на 17%; изделия «Гамма» больше на 3%.
3. Подготовьте рекомендации по формированию оптимальной производственной программы в условиях, описанных в разделе 3. Ограничения по ресурсам и объем дополнительной партии изделий задаются преподавателем индивидуально в процессе консультирования по курсовому проектированию.
Решение задания:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |