Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы организации внеаудиторной воспитательной работы, методы и формы.



2020-02-03 188 Обсуждений (0)
Основные принципы организации внеаудиторной воспитательной работы, методы и формы. 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе организации внеаудиторной работы лежит ряд педагогических принципов. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеаудиторной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.

Воспитательная внеаудиторная работа в учебном заведении осуществляется на основе следующих принципов: целенаправленности, преемственности, добровольности, индивидуализации, воспитания личности в коллективе, самореализации и самовоспитания; развития инициатив, самодеятельности, изобретательства; толерантности, принцип доверия и поддержки, демократизации, мотивированости.

Важным принципом организации внеаудиторной работы является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеаудиторной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности. Принцип целенаправленности предполагает, что содержание работы студий, клубов, объединений, кружков и др. будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальными задачами социально – экономического развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства и пр. Студенты знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в культурно-массовой работе, в общественной жизни. Участвуя в жизни общества, учащиеся приобретают определенный жизненный опыт.

Преемственность определяет взаимосвязь образовательных и воспитательных технологий, а также выражается в усложнении воспитательных задач на различных этапах подготовки специалистов.

Индивидуализация как принцип заключается в том, что студент является ценностью, как носитель и творец культуры, неповторимый и уникальный.

Одним из основных принципов является принцип добровольности.Суть его состоит в том, что студенты должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов.

Принцип самоорганизации и саморазвития позволяет рассматривать воспитательную систему в качестве самоорганизующего и саморазвивающего социального явления.

Принципы доверия и поддержки реализуют установки гуманистического личностно-ориентированного взаимодействия в воспитании. Без доверия невозможно создать сплоченного коллектива.

Толерантность реализует установку на терпимое и уважительное отношение к окружающим людям, а также способствует формированию готовности субъекта вступать в диалог.

Принцип демократизации раскрывает широкий спектр управленческих взаимодействий – администрации учебного заведения, представителей института кураторства, органов студенческого самоуправления и общественных организаций.

Одним из фундаментальных принципов организации внеаудиторной работы является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего развития. Важным является создание правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе. Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности.

Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих студентов, их предложения, что способствует развитию самостоятельности, ответственного отношения и творческих начинаний. Т.е. необходимо прислушаться к мнению Ю. К. Бабанского «добиваться того, чтобы внеклассная работа организовывалась на основе ученического самоуправления при тактичном педагогическом руководстве» [9, с 33-41]. Это связано с тем, что в современных условиях происходит социально-экономическое и политическое переустройство нашего общества, меняется заказ на формирование личности современного человека. В качестве идеала выступает личность творческая, высоконравственная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию, в связи с этим данный принцип приобретает особую значимость.

Одним из принципов организации внеаудиторной деятельности студентов является принцип мотивированости. А.Н. Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный личностный смысл» [2, с 17-21] . В деятельности студента должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. И если этот мотив отсутствует, то и желание что-то делать тоже исчезает. Мотивом может стать любая проблема: собственная, коллективная, общественная заинтересованность в чем-либо и т.д.

Во внеаудиторной работе распространены следующие формы: индивидуальная, групповая и массовая.

Форма внеаудиторной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на формирование у студентов потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Например: подготовка санбюллетеней, номеров художественной самодеятельности и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле.   

Внеаудиторная групповая работа наиболее, чем какая-либо иная форма обучения развивает у студентов чувство ответственности, приверженности к группе и взятым на себя обязанностям, способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте, учебном процессе. Более принципиальным различием будет то, что внеаудиторная работа в малых группах подразумевает большую самостоятельность студентов в принятии решения по поводу того, как им работать, где проводить свою работу и, в конце концов, когда собираться для совместной работы и в какие сроки завершить выполнение отдельных работ либо отдельных шагов. Наиболее распространены в медицинском училище такие виды групповой внеаудиторной работы, как студенческие научно-практические конференции, спортивные секции.

Массовая работа принадлежит к числу наиболее распространённых форм в учебном заведении. Она рассчитана на одновременный охват многих учащихся, ей свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Она расширяет кругозор, вызывает чувство приобщения к жизни страны, стимулируют активность, развивает инициативу у студентов и умение понимать друг друга, взаимодействовать в коллективе.

Традиционной формой массовой работы являются праздники, посвященные Новому году, дню Матери. Инновационной формой массовой работой являются: научные конференции по проектной деятельности учащихся, а также выставки санбюллетеней.

 Формой массовой работы является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Характерной особенностью внеаудиторной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Под методами внеаудиторной работы следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся, для развития у них мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для их коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Методы внеаудиторной работы определяются ее содержанием и формой. Они решают две задачи: приобретение студентом положительного опыта и развитие его сознания.

Для формирования отношений личности весьма существенным является умелое использование таких способы и приемов воспитания, которые стимулировали бы стремление (потребности) учащихся к личностному развитию. Способствовали бы формированию их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств.

Учитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у студентов соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся, тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальное отношение.

Методы убеждения рассчитаны на обучение студента умению оценивать свое собственное поведение и поведение окружающих. К данным методам можно отнести встречи с интересными людьми, месячник «За здоровый образ жизни», тематические классные часы о вреде курения, алкоголя, профилактике СПИДа и наркомании, Дни Здоровья.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Методы поощрения применяются при положительной оценке действий студента, поощрение укрепляет веру в свои силы, стимулирует положительные поступки, повышают ответственность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение, письма благодарности родителям.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Методы наказания позволяют переосмыслить свое поведение, изменить точку зрения. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждение.

Поощрение и наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение.

Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу личности, является внушение. Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие с целью создания у личности определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М. Бехтерева «внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека» [16, с 87-95].

Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания.

Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение, осуждение, внушение.

Итак, существует огромное множество принципов, форм и методов воздействия на подрастающее поколение, которые призваны удовлетворять постоянно меняющиеся интересы подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности и создают широкие возможности для занятия любимым делом.

Т.к. внеаудиторная работа является неотъемлемой частью воспитательного процесса в медицинском училище, нужно уметь оценить эффективность данной проводимой работы, а для этого необходимо рассмотреть критерии эффективности внеаудиторной воспитательной работы.

 



2020-02-03 188 Обсуждений (0)
Основные принципы организации внеаудиторной воспитательной работы, методы и формы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы организации внеаудиторной воспитательной работы, методы и формы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)