Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Денежно-кредитный федерализм: понятие, сущность, становление и направление развития



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Денежно-кредитный федерализм: понятие, сущность, становление и направление развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие экономики России на современном этапе во многом связано с изменением роли регионов в новых хозяйственных условиях, формируемых под воздействием определенного прогресса в регулировании важнейших макроэкономических пропорций преимущественно рыночными методами с активным использованием инструментов денежно-кредитной политики. Расширение экономической самостоятельности регионов повлекло за собой отход от отраслевой системы управления экономикой и существенно повысило значение комплексности и пропорциональности регионального развития в качестве стабилизирующего макроэкономического фактора. Однако укрепление вертикали власти не влечет за собой возврат к принципам административного управления экономикой, к потере регионами своей самостоятельности.

Общеизвестно, что значимыми компонентами государственного регулирования территориального развития являются «специально организуемые формирования и распределения финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства»[21], в результате которых образуются общегосударственные, региональные и местные бюджетно-налоговые системы. В большинстве случаев, когда говорят о ресурсном обеспечении регионального развития, имеют в виду бюджетный федерализм, который преимущественно отождествляется с межбюджетными отношениями. В данном пункте настоящей главы ставится вопрос об обеспечении регионального развития денежными и кредитными ресурсами, следовательно, речь пойдет о соответствии денежно-кредитной политики Банка России проводимым в стране преобразованиям, в том числе и на региональном уровне.

Сложность и противоречивость экономической ситуации, в которой оказалась Россия выдвигает необходимость системного подхода к определению содержания денежно-кредитной политики, а также эффективной ее реализации. При рассмотрении формирования и реализации денежно-кредитной политики следует исходить из предпосылки, что последняя является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономической деятельности.

Без наличия ресурсной базы не федеральное, не региональное управление эффективно реализовываться не может, однако в данном случае акцент необходимо сделать не столько на финансовом, сколько на кредитном обеспечении, т.е. предоставление ресурсов на возвратной основе.

Поэтому одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики на федеральном и региональных уровнях является оздоровление финансово-кредитной системы в целях обеспечения эффективности использования капитала на всех уровнях передаточного процесса.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы, связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики ЦБР и выделение региональных полномочий денежных властей.

С прохождения российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций динамики реального и денежного секторов экономики. Очевидно, что целевые ориентиры деятельности денежных властей должны быть направлены на содействие экономическому росту страны в целом. Однако анализ эволюции целей денежно-кредитной политики ЦБР показывает узкую трактовку собственных целей деятельности. Эволюция целей денежно-кредитной политики России представлена в Приложении 1.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие недостатки существующей денежно-кредитной политики России[22]:

· за годы реформ реструктуризация промышленности так и была проведена, более того, до сих пор нет четких, ясных и постоянных приоритетов в структурной политике, поэтому денежно-кредитная политика и структурная политика существует практически независимо друг от друга. Очевидно, что четкие приоритеты в формировании реального сектора должны совпадать с приоритетами денежно-кредитной сферы, что способствовало бы становлению денежно-кредитной политики властей, адекватной требованиям реальной экономики;

· концентрация усилий ЦБ России на валютной политике в ущерб всем остальным составляющим денежно-кредитного регулирования не только не способствует укреплению покупательной способности национальной денежной единицы, но и в значительной степени провоцирует тотальную долларизацию экономики России;

· декларируемая цель ЦБР – защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – является изначально деструктивной по отношению к экономике страны, так как основные усилия главного банка направлены не на устранение деформаций в денежной обеспеченности отечественного реального сектора, а на фактическое финансирование экономики других государств (в основном США);

· независимость главного банка страны фактически превратилось в отсутствие юридической и моральной ответственности руководящего состава ЦБР в рамках проводимых мероприятий;

· отсутствует четкая формулировка термина «денежно-кредитная политика», определяющая цели, задачи и приоритеты в деятельности денежных властей;

· информация о деятельности ЦБР либо гипертрафираванно засекречено, либо носит столь расплывчатый характер, что даже специалисту не всегда понятны возможные дальнейшие шаги по регулированию денежно-кредитных отношений;

· неразвитость трансмиссионного механизма, связанная прежде всего со стагнацией банковской системы РФ в послекризисный период, т.е. импульсы денежной политики ЦБР практически блокируются на уровне финансовых рынков;

· отсутствует адекватная оценка необходимого и достаточного объема денежной массы (в наличной и безналичной форме) для устойчивого развития экономики страны;

· ориентация осуществляемой денежно-кредитной политики исключительно на макропоказатели, и конкретно – на объемы денежной массы в условиях не стабильной экономики не дает адекватного представления о происходящих экономических процессах в регионах;

· отсутствие эластичной системы платежей и расчетов;

· в настоящее время в области пруденциального надзора отсутствуют четкие определенные критерии финансовой устойчивости кредитных организаций, а также меры по предотвращению нестабильности в банковской сфере (кроме требований со стороны ЦБР к увеличению капиталов банков);

· слабость механизмов влияния (прямых и косвенных) со стороны ЦБ РФ на кредитную деятельность коммерческих банков, прежде всего в области кредитования реального сектора экономики.

В качестве основных деформаций, определяющих опасность сложившейся ситуации в банковской сфере страны как главном проводники решений денежно-кредитного регулирования, в частности можно выделить следующее[23].

1. денежно-кредитная политика на современном этапе игнорирует сущностный механизм современной системы управления и регулирования финансово-денежных потоков и обеспечения на этой основе сопряженности макро- и микроинтересов субъектов российской экономики.

2. углубление деформаций, сложившихся в банковской системе, в немалой степени способствует практически полное отсутствие достоверной информации о действующих банках, реального оперативного контроля за их деятельностью, а также отсутствие законодательства, четко регламентирующего деятельность различных не банковских кредитных институтов.

Надзору и контролю банковской деятельности отводится важная роль в профилактике кризисных явлений: чем больше информацией располагает контролирующий субъект, тем объективнее принятие решений в случае возникновения трудностей деятельности банковской структуры. Однако в настоящее время больший уклон делается в сторону анализа информации, исходящей от самих банков, которая не всегда отражает реальную картину происходящего. Таким образом, становится сложно определить тот момент, когда проблемный банк еще «жив», а когда он безнадежен и заслуживает только ликвидации.

Выход из подобной ситуации видится в становлении вторичного кредитного рынка, на котором можно было бы реализовать кредиты ликвидируемых банков. В таком случае новый кредитор принимает на себя риски и расходы, связанные с возвратом кредита, а кредиторы банка быстро получают свои деньги. Таким образом, совершенствование работы с ликвидируемыми банками является сегодня не менее важной задачей, чем развитие системы банковского надзора. И в этом вопросе приоритетная роль должна отводиться территориальным управлениям Банка России.

Основополагающим моментом при разработке направлений денежно-кредитной политики являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации, причем цель должна быть простой и доступной восприятия[24].

Цель денежно-кредитной политики – обеспечение целенаправленного и эффективного социально-экономического развития федерации в целом и каждого региона в отдельности на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов. Имеется в виду развитие экономики не только с точки зрения ее экстенсивного развития (количественные характеристики), но и интенсивного развития – повышения эффективности функционирования отдельных секторов национального хозяйства (качественные характеристики).

Таким образом, денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий государства в лице ЦБР, направленных на разработку и реализацию стратегию по обеспечению целенаправленного устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.

Исходя из данного определения, составляющие политики в области денежно-кредитного регулирования выглядят следующим образом:

· эмиссионная деятельность в целях обеспечения необходимого и достаточного объема денежной массы (монетарная составляющая);

· курсовая политика, направленная на поддержание устойчивости национальной денежной единицы;

· кредитная политика, включающая как составной элемент процентную политику, направленную на обеспечение доступности кредита агентам реальной экономики;

· депозитная политика, направленная на создание условий для привлечения сбережений граждан как основного источника инвестиционного потенциала страны;

· обеспечение эффективной платежной системы России на федеральном и региональном уровнях;

· обеспечение устойчивости кредитной системы страны и ее региональных сегментов, создание условий по предотвращению избыточной и недопущению отрицательной ликвидности банковской системы;

· развитие системы банковского надзора.

Денежно-кредитные системы регионов РФ являются частью единой денежно-кредитной системы страны. Обладая определенными общими чертами и закономерностями, региональные системы денежно-кредитного обращения имеют в то же время и свои особенности, обусловленные состоянием экономической конъюнктуры региона, его местом в системе межрегиональных хозяйственных связей. Немаловажное значение имеет и степень воздействия территориальных учреждений банка России на процесс формирования региональной денежно-кредитной политики и характер регионального денежного оборота.

Основными функциями денежно-кредитного обращения являются обслуживание товарообмена, обеспечение нормальных условий процесса воспроизводства, создание предпосылок к постоянному поддержанию необходимого уровня хозяйственной активности. Это справедливо не только для хозяйства страны в целом, но и для экономики каждого региона.

Цель региональной денежно-кредитной политики - обеспечение целенаправленного и эффективного социально-экономического развития региона в соответствии с приоритетами структурной политики путем управления денежно-кредитными потоками и механизмами. Представленная формулировка цели региональной денежно-кредитной политики, как видно, существенно шире традиционных подходов.

Региональная денежно-кредитная политика – это системная деятельность органов государственной власти, обеспечивающая целенаправленное комплексное развитие и эффективное функционирование регионов на основе управления денежно-кредитными потоками и механизмами, адекватного потребностям регионального расширенного воспроизводства.

Деятельность территориальных управлений заключается в основном в использовании на территории регионов таких методов денежно-кредитного регулирования, как участие в эмиссионной работе, расчетно-кассовое обслуживание и надзорные функции (причем в весьма усеченном виде).

Региональный уровень рассмотрения проблем денежно-кредитного регулирования естественно вытекает из региональности как проявления структурности географической среды. Следует различать региональный подход «сверху» и «снизу». В первом случае регион рассматривают как составную часть более крупного образования – государства или мирового сообщества. Во втором случае регион считается самодостаточной (в определенных пределах) целостностью, способной к саморазвитию на основе имеющихся ресурсов.

В настоящее время, когда финансовая стабилизация остается основной целью российской экономической политики, сглаживание значительных региональных диспропорций составляет одну из главных предпосылок стабилизации экономики в целом. При этом, если основные элементы структурной и бюджетно-налоговой политики государства оказывают непосредственное воздействие на региональные экономические процессы, то денежно-кредитное регулирование создает общую среду, в которой появляется практическая возможность достижения устойчивости стабилизационных процессов, и в перспективе на этой основе – фазы экономического роста[25].

Таким образом, речь идет о своеобразном денежно-кредитном федерализме, т.е. многоаспектном и сложносоставном механизме установления и регулирования федеративных отношений на базе специально организованных денежно-кредитных отношений. Иными словами, денежно-кредитный федерализм следует понимать как денежно-кредитные отношения между органами власти различных уровней управления в РФ.

В данном случае в содержании «денежно-кредитный федерализм» первичным является именно «федерализм» как форма государственного устройства и как особая организация взаимоотношений между территориальными составляющими страны. В этой связи создание в России системы денежно-кредитных отношений, способной активно содействовать устойчивому развитию государства и преодолению нежелательных дезинтеграционных явлений будет прямо зависеть от того, насколько полно «денежно-кредитный федерализм» будет, во-первых, отражать суть самого федерализма как особой формы государственного устройства, и, во-вторых, насколько полно он будет вписан в контекст всей внутренней политики нашего государства и в структуру деятельности его институтов.

Денежно-кредитный федерализм является серьезным гарантом устойчивости государственного устройства, неотъемлемым компонентом ее внутренней политики и важнейшим инструментом государственного регулирования территориального развития. Признание денежно-кредитного федерализма в качестве своеобразного механизма установления и регулирования федеративных отношений определяет включение в этот механизм договорно-согласительных технологий, наличие которых во многом определяет суть самого федерализма, т.е. установление формальных правил и неформальных ограничений в денежно-кредитной сфере.

Немалая роль в достижении финансовой стабилизации и укреплении экономического положения регионов должна принадлежать территориальным управлениям Банка России. Существующая система позволяет в основном организовать деятельность учреждений ЦБ РФ в регионах. Однако данная система имеет ряд существенных недостатков, важнейшим из которых является высокий уровень централизации принятия решений по организации деятельности территориальных учреждений. Еще одной важной проблемой является отсутствие оценки эффективности выполнения территориальным учреждением своих основных функций в свете влияния на региональную экономику.

Из принципа денежно-кредитного федерализма, снижение системных рисков в банковской отрасли за счет территориального их размещения, укрепления экономической основы федеративных отношений вытекает концепция новой роли региональных банков в экономике – регион не может обладать значительным кредитным потенциалом, выполнять свои обязательства перед центром, перед населением региона, не обладая при этом сильной банковской системой. Иными словами, необходима четкая концепция развития банковской системы региона.

Под эффективностью кредитно-денежной политики – следует понимать, во-первых, прямую экономическую эффективность решения поставленных задач именно на основе реализации денежными властями своих задач, не сопровождаемого пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели, и, во-вторых, - эффективность использования специальных механизмов денежного регулирования.

Результативность денежно-кредитной политики , можно трактовать, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели. Во-вторых, как степень приближения к последней. В-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в стане в целом и в каждом регионе в отдельности, а также на определяющие параметры экономического развития. При оценке результативности денежно-кредитной политики по второму из трех указанных критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные определенности ее цели, а в ряде случаев – и конкретизирующих ее задач. Указанную тенденцию можно обозначить как повышение «производительности» денежно-кредитного регулирования.

В данной связи уместно предложить следующее: при каждом территориальном учреждении ЦБР следует организовать научно-методические советы, в состав которых будут входить представители научной общественности, ведущих отраслей экономики, финансово-кредитных учреждений. Задача научно-методических советов может состоять в обсуждении с начальником территориального управления вопросов валютной и кредитной политики и в обсуждении путей решения задач, находящихся в области его компетенции. Совет будет являться совещательным органом, через который Банк России будет поддерживать контакты с представителями науки, кредитного хозяйства и экономики регионов.

Вышеназванные предложения, как представляется, повысят эффективность деятельности денежных властей на федеральном и в особенности на региональном уровне.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что без изменения целей денежно-кредитной политики ЦБР, а также без определения четких приоритетов в деятельности главного банка страны успешность реформирования кредитной системы России и увеличения степени ее воздействия на воспроизводственный потенциал российской экономики представляются весьма сомнительными.

В данной главе были рассмотрены основные аспекты денежно-кредитного механизма. Мы выяснили, что кредитно-банковская система российской Федерации состоит из двух уровней – Банк России и коммерческие банки. Рассмотрели теоретические основы кредитования, принципы кредита: обеспеченности, срочности, платности, возвратности; функции: перераспределительная и замещения действительных денег кредитными операциями и классификацию банковских кредитов. Также определились с понятием кредитно-денежного федерализма, кредитно-денежной политикой на федеральном и на региональном уровнях. Во второй главе, основываясь на теоретических знаниях и фактических сведениях, рассмотрим денежно-кредитный механизм Сахалинской области.




2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Денежно-кредитный федерализм: понятие, сущность, становление и направление развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Денежно-кредитный федерализм: понятие, сущность, становление и направление развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)