Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Банковская система, ее место и роль в решении задач стратегии развития Сахалинской области



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Банковская система, ее место и роль в решении задач стратегии развития Сахалинской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Банковскую систему Сахалинской области представляют: 6 самостоятельных сахалинских кредитных организаций; 11 филиалов действующих кредитных организаций других регионов, из них 5 филиалов Сберегательного банка РФ; 10 филиалов самостоятельных сахалинских кредитных организаций. Бизнес-центры и выставочная деятельность «Главный» бизнес-центр Сахалинской области – ОАО «Международный Центр Делового Сотрудничества «Сахицентр», который расположен в центре г. Южно-Сахалинска. МЦДС «Сахинцентр» - одно из крупнейших административных зданий в Южно-Сахалинске. Это антисейсмичный семиэтажный деловой центр, общей площадью более 8 тыс. м2. . В здании располагается более 70 отечественных и иностранных представительств крупнейших коммерческих и государственных организаций из США, Канады, Великобритании, Японии, Южной Кореи, Индии и других стран. Деловые круги имеют шанс присоединиться к арендаторам МЦДС, среди которых фирмы с мировыми именами: Exxon, Mobil, PriceWaterhouseCooppers, Mitsubishi Corporation, Marubeni Corporation, Sodeco, Asiana Airlines, Panalpina и другие. Помимо МЦДС «Сахинцентр», бизнес услуги оказывают Международный бизнес-центр-гостиница «Лада», Американский и Японский бизнес центры. Традиционными стали профильные выставки региона: Международная специализированная выставка «Нефть. Газ. Инфраструктура/ SIGOLD» и международная специализированная выставка-ярмарка «Рыбная индустрия», которые проводятся в г. Южно-Сахалинске. География участников выставок включает в себя регионы России, США, Японию, Корею, Китай, Исландию, Данию, Норвегию, Германию[26].

Банковская система занимает одну из ведущих ролей в решении задач стратегии развития Сахалинской области. Невозможно рассуждать о развитии региона, опуская развитие банковского сектора и кредитной политики. Значительную роль и место банков и банковского кредитования в решении задач развития также подтверждает и то, что для любого роста необходимы средства, в большинстве случаев - они не собственные, а заемные.

Потребительская активность населения практически восстановилась после кризиса 1998 года. Ожидается, что в этом году реальные доходы населения вырастут примерно на 6,5%, а оборот розничной торговли — почти на 10%. Это означает, что люди готовы покупать качественные товары, в том числе длительного пользования. Тенденция развития механизмов потребительского кредитования, уверенный рост импорта потребительских товаров только подтверждают этот вывод.

Решение многих задач развития Сахалинской области всецело зависят от решения общероссийских проблем. В целях создания более мягких условий кредитования в реальном секторе, в том числе для деятельности малого и среднего бизнеса, реализуется комплекс мер по дебюрократизации экономики. Он предусматривает упрощение регистрации предприятий, уменьшение перечня лицензируемых видов деятельности, сокращение сроков рассмотрения кредитных договоров. Модифицируется валютное, таможенное и антимонопольное законодательство, нормативно-правовая база, регулирующая трудовые отношения и права кредиторов. Продвигается судебная реформа, которая имеет ключевое значение для обеспечения предсказуемых и понятных условий ведения хозяйственной деятельности в России.

Позитивные результаты для кредитования принесла налоговая реформа. После того, как с 1 января 2002 года был изменен налог на прибыль предприятий и организаций, к вычету стали приниматься необходимые и обоснованные деловые расходы, снят ряд ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов. Также либерализуется амортизационная политика для целей налогообложения. С 1 января 2002 года снизилась ставка налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой всех льгот. Все это дает дополнительные стимулы к развитию новых предприятий и организаций, что опять же невозможно без развитой банковской системы.

Правительство приступило к реализации планов по реформированию естественных монополий в сферах железнодорожного транспорта и энергетики. Принято решение о создании единого тарифного органа (ЕТО), точнее — о взаимоувязанном регулировании тарифных расценок на электричество, газ, перевозки. Такая структура должна устанавливать экономически обоснованные тарифные расценки, чтобы не было «ценовой конкуренции» между естественными монополиями, чтобы утверждаемые тарифы были оценены с точки зрения социально-экономических последствий для пользователей и сохранения инвестиционных возможностей самих естественных монополий.

В области регулирования внешнеэкономических отношений наиболее заметные нововведения — изменение таможенных тарифов. Проведена унификация импортного тарифа по группам однородных товаров, обладающих сходными потребительскими свойствами. С 1 октября 2002 года снижены ввозные таможенные пошлины на некоторые виды технологического оборудования, чтобы стимулировать его ввоз в Россию. Эта проблема весьма актуальна для Сахалинской области из-за высокой степени износа основных фондов на большинстве российских предприятий.

Жизненно важным для разворачивания эффективного банковского кредитования является развитие финансового сектора[27].

В последнее время Правительство совместно с Центробанком уделяют самое пристальное внимание выработке стратегии реформирования банковской системы страны. Эти вопросы осенью дважды обсуждались на заседаниях Правительства. Решение задачи развития банковской системы должно быть прежде всего направлено на повышение ее роли в экономике, обеспечение интеграции национальной банковской системы в международное банковское сообщество; укрепление доверия к отечественным банкам со стороны населения и иностранных инвесторов.

Решающее влияние на повышение прозрачности кредитных организаций и более адекватную оценку их финансового состояния способно оказать внедрение международных стандартов финансовой отчетности, введение более жестких требований к капитализации кредитных учреждений. Наряду с этим облегчению работы банков, сокращению системных рисков, несомненно, будет способствовать запланированное внесение изменений в Гражданский кодекс, которые направлены на повышение статуса требований банков при взыскании долгов и залогов. В рамках принятой Правительством и ЦБ стратегии также будет осуществлен переход на международные стандарты учета и отчетности.

Очевидно, что капитализация банковского сектора Сахалинской области еще недостаточна для адекватного обслуживания потребностей экономики. Поэтому в нынешней ситуации в регионе позитивное влияние на развитие банковской системы способно оказать расширение присутствия банков с иностранным участием. Серьезные подвижки в этом направлении уже есть, мы видим растущий интерес международного банковского сообщества к участию в капиталах сахалинских банков.

Одним из условий повышения качества российского финансового рынка, появления на нем «длинных денег» является инвестирование ресурсов пенсионной системы. Принятый план пенсионной реформы предусматривает развитие системы частных инвестиционных институтов, а также механизмов государственного регулирования, обеспечивающих надежность инвестиций.

Политика Администрации Сахалинской области направлена на то, чтобы укреплялось доверие к региону как к объекту для инвестиций, и к сахалинским предпринимателям как к надежным партнерам по ведению бизнеса[28].

Администрация хорошо осознает, что, несмотря на экономические успехи последних лет и определенные подвижки к лучшему, в преобразовании основ Сахалинской экономики, остается еще немало проблем, решать которые необходимо в самое ближайшее время. Но для этого необходима стабильная и сильная банковская система. Администрация также убеждена, что режим постоянных консультаций с потенциальными кредиторами позволит нам и впредь находить развязки самых сложных вопросов.

Экономическая среда Сахалинской области все еще не насыщена малым бизнесом в силу отсутствия условий для его развития. В силу этого остается нерешенным ряд задач, которые наиболее эффективно мог бы обеспечить малый бизнес.

Банковский сектор на сегодня, как в России, так и в Сахалинской области является важнейшим фактором развития экономики, в том числе малого бизнеса. Роль региональных банков для развития малого бизнеса весьма высока. Создание условий для возникновения и развития малого бизнеса на всей территории России задача в большой мере региональных банков. Именно они могут обеспечить доступность финансовых услуг малому бизнесу в регионах.

Далее будет рассмотрена более подробно роль банковской системы в развитии сельского хозяйства и торговых организаций.

Кредитная политика практически служит общей предпосылкой, своеобразной политической платформой в формировании и надлежащем функционировании правового механизма кредитования сельского хозяйства в условиях рынка.

Взаимодействие кредитной политики и правового механизма кредитования - это, прежде всего часть более общей проблемы соотношения экономики, политики и права, сочетания базисных и надстроечных категорий в аграрных отношениях[29].

Кредитная политика по своей сущности представляет собой целенаправленную деятельность администрации и компетентных органов по определению экономически обоснованных принципов, концепции развития кредитных отношений, установлению приоритетных направлений инвестиций с учетом сложившегося уровня развития многоукладных агроэкономических отношений и тех конкретных задач и целей, которые ставятся перед сельским хозяйством.

А правовой механизм кредитования, будучи надстроечной категорией, выступает специфической юридической формой "концентрированного выражения" кредитной политики и служит действенным правовым средством, инструментом ее реализации в процессе деятельности коммерческих сельскохозяйственных банков и иных кредитных организаций и сельскохозяйственных предприятий.

Существенное влияние на формирование кредитной политики в данный период оказывает ряд факторов:

· коренное преобразование структуры банковской системы Сахалинской области;

· возрождение в условиях Сахалинской области рыночной сущности самой банковской деятельности;

· сохранение тяжелого бремени социалистической психологии иждивенчества в сфере агроинвестиционной деятельности.

На практике и в теоретических исследованиях, в основном в финансово-экономической литературе, широко применяются такие понятия, как экономическая политика, аграрная политика, банковская политика, кредитная политика, процентная и валютная политика[30].

Однако в аграрно-правовой литературе эти вопросы еще не были предметом специальных исследований. Поэтому в исследуемом нами плане определенный научно-практический интерес для нас представляет соотношение и взаимодействие концепции кредитной политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства Сахалинской области. Первооснову этого взаимодействия, как уже было отмечено, составляет экономическая политика, политическая деятельность как таковая и кредитная политика в отношении сельского хозяйства.

Основу экономической политики в условиях рыночных отношений составляет принцип свободного предпринимательства, осуществляемого субъектами различных форм собственности.

Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти. Последняя решается в процессе политической деятельности. Политическая деятельность, будучи производной от экономической деятельности, обладает определенной степенью самостоятельности. Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивного политического воздействия на экономические процессы, происходящие в обществе. Таким путем и формируется экономическая политика в целом и агроэкономическая - аграрная политика в частности.

Аграрная политика, являясь составной частью экономической политики, определяет главные направления развития сельского хозяйства в различные этапы его становления и совершенствования. Они устанавливаются государственной аграрной политикой посредством использования финансово-экономических и правовых средств.

Часто в литературе применяется термин "банковская политика". Использование этого термина в условиях рыночной экономики обосновано тем, что коммерческие банки вправе разработать и реализовать собственную стратегию и тактику финансово-кредитного поведения, правоотношений со своими деловыми партнерами. Однако это должно осуществляться в рамках действующего законодательства. В этом плане уместно привести высказывание Н.Х. Бунге о банковской политике: "Банковская свобода плодотворна только там, где масса населения в состоянии составить себе правильное суждение о деятельности банков". "Банки суть такие учреждения, которые втягивают в свою сферу интересы не единичных лиц, но целых групп населения и даже всего общества. Вот почему в деле банковом нельзя ограничить роль государства невмешательством; вот почему нельзя обойтись без законодательства, устанавливающего известные границы для деятельности кредитных учреждений".

В современных условиях банковская политика прежде всего проявляется в реальных кредитных правоотношениях, в которые банк вступает со своими клиентами. В процессе осуществления определенной кредитной деятельности банк придерживается, реализует приемлемую для него кредитную политику.

В экономической литературе имеет место "две позиции относительно содержания кредитной политики коммерческого банка," - пишет Г. С. Панова: "Во-первых, кредитная политика на макроэкономическом уровне обычно понимается как банковская политика. Во-вторых, кредитная политика на микроэкономическом уровне рассматривается, как правило, как политика конкретного банка в области управления кредитным процессом"[31].

Кредитная политика включает разработку научно-обоснованной концепции организации кредитных отношений, постановку задач в области кредитования народного хозяйства и населения и проведение практических мер по их осуществлению. В процессе выработки концепции определяются: сфера кредитных отношений, сочетание финансового и кредитного методов распределения и перераспределения средств, взаимосвязь кредитования с организацией денежного оборота. Кроме того, устанавливаются основные принципы кредитования, соотношение экономических и организационных методов, что весьма существенно в разработке концепции кредитной политики и увязки последней с правовым механизмом кредитования сельского хозяйства.

Разработка концепции кредитной политики и постановка задач осуществляются параллельно и в известной степени обособленно. Но между этими процессами существует внутренняя взаимосвязь. С одной стороны, в сфере кредитования могут ставиться такие задачи, которые не противоречат концепции, с другой - постановка новых задач перед экономикой может привести к необходимости частичного пересмотра концепции организации кредитных отношений. Концепции и задачи определяют практические меры в организации кредитных отношений[32].

Выделяя в вышеприведенном определении кредитной политики макроэкономический подход, необходимо подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике такая трактовка кредитной политики резко сужает, ограничивает возможности правового обеспечения индивидуальных прав и законных интересов субъектов кредитных правоотношений. Так как имущественные интересы субъектов кредитных правоотношений в условиях относительной свободы предпринимательства чаще всего объективно проявляются на уровне микроэкономики: между сельскохозяйственными банками и сельскохозяйственными коммерческими организациями, предприятиями. Складывающиеся между указанными субъектами кредитные отношения служат базой для формирования кредитной политики в сельском хозяйстве. Так происходит процесс выявления сущности кредитных отношений, на основе которой ведется поиск наиболее оптимальных правовых форм воздействия на экономику.

Вышеотмеченные и другие временные факторы, на наш взгляд, не могли не оказать негативного влияния на процессы формирования кредитной политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства и, в конечном счете, на уровень эффективности сложившихся кредитных правоотношений.

Низкая эффективность действующей кредитной политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства Сахалинской области подтверждается и статистическими данными. Так, например, на начало 2004 года кредиторская задолженность сельских товаропроизводителей составляла 16,7 млрд. рублей, в том числе по кредитам банков 9,6 трлн. рублей. Действующая система коммерческого кредитования в основном сориентирована на те отрасли хозяйствования, которые обладают относительно высокой оборачиваемостью капитала, следовательно, могут иметь и соответствующий уровень рентабельности и доходности. А сельское хозяйство в силу своих технологических особенностей производства и других субъективных и объективных причин не относится к высокодоходным отраслям. Кроме того, высокий уровень процентных ставок за кредиты и условия их погашения (отсутствие ипотеки недвижимости, в том числе земли) препятствуют сельскохозяйственным товаропроизводителям в их участии на равных началах на рынке кредитных ресурсов.

При этом необходимо отметить, что во всех странах с развитой экономикой функционирует специализированная система сельскохозяйственного кредита, учитывающая особенности этой отрасли производства в условиях рынка.

В этих же целях в специфических экономических условиях Сахалинской области под высокие учетные ставки Центрального банка Российской Федерации по Сахалинской области было введено централизованное кредитование сельского хозяйства. Практически это означало замену ранее действовавших льготных форм кредитования на централизованную товарную форму кредитования, что фактически привело к трансформации кредитных правоотношений в безвозвратные финансовые отношения. Так как были нарушены основные классические принципы кредитования и, следовательно, обязательственный характер кредитных правоотношений. И вновь в определенной степени была возрождена иждивенческая психология у заемщиков, хотя часть сельскохозяйственных предприятий пытаются погасить образовавшуюся кредиторскую задолженность перед банком, но большинство хозяйств не предпринимали для этого никаких мер[33].

В условиях сложившейся системы кредитования банки практически превратились в обычных, как это было в условиях административно-командной системы управления сельским хозяйством, уполномоченных по распределению кредитных ресурсов. При этом, краткосрочные кредиты под сезонные затраты (товарные кредиты: горюче-смазочные, посадочные материалы и другие) предоставляются в спешном порядке и нередко без каких-либо надлежащих экономических и правовых обоснований. Поэтому и банки, и заемщики не могут нести реальной имущественной ответственности за действия (бездействия), вытекающие из подобных кредитных правоотношений.

В силу отмеченных обстоятельств стала закономерной и обоснованной отмена централизованных кредитов. Однако сельскохозяйственным товаропроизводителям не были предложены какие-либо приемлемые варианты форм предоставления кредитов под процентные ставки, соизмеримые с их доходами. В то же время широко практикуемые товарные кредиты и робко внедряемый в агроэкономическую жизнь лизинг не могут кардинально решить назревшие проблемы на современном этапе развития кредитных отношений в сельском хозяйстве Сахалинской области. А дальнейшее активное формирование товарного сельскохозяйственного производства в силу его известных особенностей: сезонности, объективной зависимости от природно-климатического фактора, как сферы повышенного риска вложения инвестиций, обуславливает необходимость привлечения заемных, кредитных средств в эту жизненно важную отрасль экономики. Но, тем не менее, сложности процессов формирования рыночной инфраструктуры на селе, низкий платежеспособный спрос потребителей и нарастающий монополизм в смежных отраслях (переработка, реализация, оказание технико-технологических услуг и другое) "отодвигают" сельскохозяйственное производство из числа сфер, привлекательных для широких инвестиций и активного направления в него кредитных ресурсов.

В целях устранения влияния негативных социальных факторов на уровень организации правовых форм кредитных отношений в сельском хозяйстве необходимо разработать концепцию более гибкой государственной сельскохозяйственной кредитной политики. Разработка концепции сельскохозяйственной политики Сахалинской области представлена в последней главе данной дипломной работы.

Кредитная политика, проводимая современными коммерческими банками, находится под влиянием многих факторов, определяемых особенностями экономической и политической ситуации в Сахалинской области. Под влиянием этих же факторов складываются и особенности механизма кредитования и выстраивания кредитных отношений банков и торговых организаций, которые со временем и изменением экономических условий развиваются и приобретают новые особенности.

Важной задачей каждого коммерческого банка является соблюдение определенных требований при формировании состава клиентуры. От обоснованного, целесообразного подбора клиентуры и правильных взаимоотношений с ней во многом зависит рентабельность работы банка в целом и прибыльность его кредитных операций в частности, а конкретно — уменьшение риска невозврата предоставленных в кредит денежных средств. Подтверждает это и все возрастающая роль заемщика как элемента механизма банковского кредитования, поэтому совершенствованию оценки данного фактора кредитного риска необходимо уделять максимальное внимание на этапе предварительного рассмотрения кредитной заявки[34].

Значение успешного решения этой задачи возрастает в связи с тем, что существуют ограничения в стремлении каждого современного банка к расширению клиентуры как предпосылки увеличения кредитных вложений и роста прибыли банка. Ограничения эти обусловлены необходимостью соблюдения нормативов достаточности собственного капитала, что сдерживает в целом возможности увеличения кредитных вложений, и соблюдения предельного размера риска в отношении отдельных заемщиков. Кроме того, расширение клиентуры ограничивается наличием все более растущей конкуренции на банковском рынке.

Все это побуждает банки к оптимизации состава своих клиентов, в том числе и среди торговых организаций, а для этого необходимо иметь четкие критерии и разработанную методику для определения финансового состояния и кредитоспособности торговой организации — заемщика.

Традиционно, для того чтобы оценить финансовое положение предприятия той или иной отрасли, сопоставляют соответствующие показатели с нормативными или критическими.

Наиболее часто сегодня для этих целей используется система критериев, установленная в Приложении 1 к постановлению Правительства от 20.05.1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которой основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является значение коэффициента ликвидности на конец отчетного периода менее 2, а значение коэффициента обеспеченности собственными средствами — менее 0,1.

Как это известно, большинство заемщиков банков являются торговыми организациями, но далеко не все они являются первоклассными заемщиками. Поэтому в целях определения перспектив и путей совершенствования торговых организаций, как одного из элементов механизма банковского кредитования, банкам необходимо предложить эффективную систему оценки и распознавания торговых организаций в части их кредитоспособности и финансового состояния.

Торговые организации стремятся сегодня использовать кредитные ресурсы для расширения масштабов деятельности. Это будет эффективно исключительно в случае, если, во-первых, уровень рентабельности организации выше процентной ставки за пользование кредитом и, во-вторых, если торговая организация сможет эффективно использовать дополнительные кредитные ресурсы, получив адекватную дополнительную прибыль.

Необходимое условие эффективности работы торговой организации — заемщика, позволяющее использовать полученные кредитные ресурсы и вернуть кредит и проценты за пользование им выглядит следующим образом[35]:

Тп > Тр > Ти > Тс > Тч;

 

где Тп — темп роста прибыли;

Тр — темп роста товарооборота;

Ти — темп роста издержек обращения;

Тс — темп роста торговой площади;

Тч — темп роста среднесписочной численности сотрудников.

Однако выполнение кредитных обязательств зависит не только от возможностей торговой организации погасить кредит, но и от ее желания отвечать по своим финансовым обязательствам. Нежелание компании платить по долгам обычно создает ряд операционных рисков в связи с возможностью различных юридических ухищрений и может привести к невозврату задолженности в целом кредитоспособной торговой организацией. То есть при слабости правовой системы возврат кредита зависит исключительно от добросовестности заемщика. Поэтому оценке делового риска банкам необходимо уделять не меньше внимания, чем анализу кредитоспособности. Тем более что финансовая отчетность часто носит сегодня необъективный характер[36].

При неблагоприятных обстоятельствах (кризисная ситуация в компании или в экономике), особенно когда сама способность к исполнению всех обязательств ставится под угрозу, желание расплатиться по долгам или начать открытые переговоры с банком о реструктуризации этих долгов целиком и полностью зависят от морально-этических принципов торговой организации и перспектив на сохранение бизнеса.

Подводя итог роли банковской системы в развитии кредитоспособности торговых организаций Сахалинской области, следует отметить, что в интересах банков представляется необходимым анализ кредитоспособности торговых организаций, включая анализ финансовых показателей, денежных потоков и делового риска. Это поможет более эффективно отбирать торговые организации как субъекты механизма кредитования и будет способствовать расширению кредитоспособной клиентской базы, хеджированию и росту эффективности кредитования в целом, что в свою очередь способствует увеличению прибыли и развитию кредитных отношений.

Роль банковской системы в решении задач стратегии развития Сахалинской области очень велика. Невозможно решение стратегически важных задач без финансовой поддержки. Эту поддержку предприятиям и организациям, а также различным сферам хозяйства Сахалинской области могут оказать кредитные организации, т.е. государственные и коммерческие банки. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию и поддержке банковской сферы, а также разработке механизма кредитования в регионе. Механизму кредитования в Сахалинской области будет посвящена следующая глава.



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Банковская система, ее место и роль в решении задач стратегии развития Сахалинской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Банковская система, ее место и роль в решении задач стратегии развития Сахалинской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)