Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как указывалось ранее банковский сектор на сегодня является важнейшим фактором развития экономики Сахалинской области, в том числе бизнеса. Роль региональных банков для развития бизнеса весьма высока. Создание условий для возникновения и развития бизнеса на всей территории Сахалинской области задача в большой мере региональных банков. Именно они могут обеспечить доступность финансовых услуг бизнесу в регионе.

В части развития кредитования бизнеса существует ряд проблем, в том числе: во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов; во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение; в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.

Финансовое положение бизнеса в Сахалинской области можно определить также косвенным образом сквозь призму отношений с банковской сферой. В ноябре-декабре 2004 г. было проведено анкетирование кредитных организаций с целью оценки привлекательности для них работы с предприятиями.

Проблемы кредитования предприятий Сахалинской области выявляются по результатам исследования, направленного на изучение этих и других проблем с точки зрения предприятий и банков.

Исследование включало в себя опросы представителей малых предприятий и банков в ряде регионе.

Почти половина из общего числа 100 опрошенных предприятий (48,3%) принадлежит к сфере оптовой или розничной торговли и общепита, еще 20,6% - к сфере услуг. Следующими крупными отраслевыми группами являются промышленность (14,4%) и строительство (10,6%). На транспорт приходится 2,2% предприятий, на другие отрасли – 3,9%.

В проведенном обследовании приняло участие около 20 кредитных учреждений. Основная часть опрошенных - небольшие банки. По величине капитала треть относится к категории мелких банков с величиной капитала менее 30 млн. руб. 41% имеют собственные средства от 30 до 100 млн. руб.

Как следует из представленных ниже оценок, размер банков в значительной степени определяет специфику работы с предприятиями.

Полученные данные весьма показательны. Они позволяют составить картину взаимоотношений банков и предприятий, который рассматривается как ресурсная база с одной стороны, и как направление банковских вложений – с другой.

Степень охвата предприятий выборки банковским обслуживанием весьма неодинакова в зависимости от вида услуг. Единственной услугой, предоставляемой всем, является расчетно-кассовое обслуживание (дали ответ 97,3% респондентов). Заметно реже предприятия прибегают к таким услугам банков, как консультирование (50,7%), кредитование (34,7%) и операции с векселями (29,3%). Еще менее практикуются обмен валюты при экспортно-импортных операциях (17,3%) и карточное обслуживание предприятия как юридического лица (13,3%). Совсем редко указывались: размещение временно свободных средств на срочном депозите (9,3%), гарантии по экспортно-импортным сделкам (6,7%), обслуживание карточек работников предприятия как физических лиц (6,7%), управление временно свободными денежными средствами (4,0%), факторинг и брокерское обслуживание (по одному предприятию, или 0,7%). Прочие, не вошедшие в вопросник банковские услуги получали 4,0% предприятий.

Целевое назначение и характер использования банковских кредитов

В целом по выборке, получаемые предприятиями кредиты в 30,2% случаев направлялись на расширение производства, в 24,3% - на приобретение сырья и материалов, в 9,6% - на переоборудование производства и запуск нового продукта, в 2,9% - на проведение НИОКР, приобретение ноу-хау или лицензий. Среди прочего кредит использовался для выплаты заработной платы (8,1%), погашения задолженности перед поставщиками (8,8%), бюджетами разного уровня (5,1%) или банком (1,5%). Только в 2,2% случаев он был связан с организацией сбыта продукции (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1.

Целевое назначение фактически используемых кредитов (в % к итогу)

Цели %
Расширение производства 30,2
Приобретение сырья, материалов 24,3
Переоборудование производства, запуска нового продукта 9,6
Выплата зарплаты 8,1
Погашение задолженности перед поставщиками (в том числе за воду, газ, электричество и т.д.) 8,8
Погашение задолженности перед бюджетами разных уровней 5,1
Другое 14,1

 

Анализ целевого использования получаемых кредитов свидетельствует о заметных усилиях предприятий расширить и/или модернизировать свое производство. Тенденция к расширению в целом преобладает над модернизацией, хотя в разных отраслях ситуация различна: в промышленном секторе выборки стремление к модернизации заметнее, чем в торговле. Так, из 10 промышленных предприятий, получающих кредиты, 7 употребили эти средства для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукции, 2 – для технологической модернизации («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»); в то же время из 50 торговых предприятий-получателей кредитов 20 направляли их на расширение операций, 7 – на переоборудование и обновление, 4 – на технологическую модернизацию, а остальная (немалая) часть – по-видимому, на решение задач текущего характера, не связанных с расширением и модернизацией. Такова же ситуация со строительными предприятиями выборки: из 14 получателей кредита только 11 использовали его на цели своего расширения и модернизации (из них 8 – на расширение). В секторе «прочих» услуг из 25 получателей кредита только 10 преследовали цели развития предприятия (из них 9 – расширение производства) (Таблица 3.2).

 

Таблица 3.2

Целевое использование кредитов по отраслям (абсолютные показатели)

Отрасли Переоборудование производства, запуск нового продукта Расширение производства Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий
Промышленность 3 7 2
Строительство 2 8 1
Оптовая и розничная торговля, общепит 7 20 1
Другие отрасли сферы услуг 1 9 -
Итого (получено ответов) 13 45 4

 

Заслуживают внимания результаты разбивки данных, свидетельствующих о тенденциях к расширению и модернизации производства, по признаку величины предприятия (численности персонала) (Таблица 3.3). Самой динамичной группой оказываются предприятия с числом занятых до 30 чел.: среди них 19 использовали полученные кредиты на расширение производства, 7 – на его переоборудование и запуск нового продукта, 2 – на технологическую модернизацию («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»). Суммарно эта группа предприятий представляет 59,6% выявленных опросом случаев применения кредита на цели расширения и модернизации производства.


Таблица 3.3

Целевое использование кредитов предприятиями разной величины (абсолютные показатели)

Средняя численность занятых (чел.) Переоборудование производства, запуск нового продукта Расширение производства Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий
1-29 7 19 2
30-99 3 13 1
100-250 - 2 -
Итого (получено ответов) 10 34 3

 

Вторая группа, предприятия с персоналом 30-99 чел., менее динамична: 13 случаев использования кредита для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукта, 1 – для технической модернизации. Третья группа (100-250 чел.) выглядит попросту инертной: всего 2 случая использования кредита на цели расширения производства и ни одного – на цели переоборудования или модернизации.

Эти данные подтверждают хорошо известную из западного и российского опыта закономерность: предприятия небольшой величины проявляют наибольшую изобретательность, упорство и динамизм ради укрепления своих конкурентных позиций на достаточно трудном для них свободном рынке.

Анализ немногочисленных случаев кредитования на длительные сроки (свыше 1 года, кредитная линия) показывает, что этот вид кредита используется для модернизации производства пока очень слабо. Из 14 полученных ответов только в одном случае кредит использовался для переоборудования производства и запуска нового продукта. В трех случаях он использовался для расширения производства, в остальных – на текущие нужды: для приобретения сырья и материалов, выплаты заработной платы персоналу, погашения долга, для прочих целей.


Трудности доступа к кредиту

Среди услуг, которые предприятия хотели бы получать, но не получают от банков-контрагентов, на первом месте стоит кредитование, которое считают доступным только 37,3% участников опроса (Таблица 3.4). Фактически пользовалось кредитами в 2004 г. или имели непросроченные кредиты 30,7% респондентов. Сопоставление этих двух показателей приводит к выводу, что оставшаяся треть не только обходится без банковского кредита, но и не претендует на него – по тем или иным причинам.

 

Таблица 3.4

Виды банковских услуг, чаще всего недоступные предприятиям (% к итогу)

Виды услуг %
Расчетно-кассовое обслуживание 21,3
Кредитование 37,3
Управление временно свободными денежными средствами (банк принимает решение самостоятельно) 18,0
Размещение временно свободных денежных средств на срочном депозите 18,7
Операции с векселями 12,7
Консультационные услуги 20,0
Гарантии по экспортно-импортным сделкам 13,3
Обслуживание карточек работников предприятия как физических лиц 11,3

 

К моменту опроса более 2/3 респондентов (67,3%) вообще не пользовались банковским кредитом. Главными причинами этого были невозможность предоставить банку требуемое им обеспечение (28,7% ответов), высокая цена кредита (28,7%), сложность и длительность оформления соответствующих документов (26,7%). Наряду с этим отмечалось, что банк не кредитует предприятия небольших размеров (9,9%) или ответил отказом на конкретный запрос предприятия (3,0%). Среди причин необращения к кредиту назывались также недостаточно длительные, с точки зрения предприятия, сроки кредитования (3,9%), неудобные минимальные размеры выдаваемых ссуд – чересчур крупные (6,9%) или слишком небольшие (3,0%), а также «прочее» – 36,6%; этот последний показатель свидетельствует о том, что перечень взаимных претензий банков и предприятий как потенциальных контрагентов весьма велик (Таблица 3.5).

 

Таблица 3.5

Причины, по которым предприятие не пользуется банковскими кредитами (% к числу полученных ответов)

Причины %
Предприятие не может предоставить обеспечение, требуемое банком 28,7
Цена кредита слишком высока 28,7
Оформление документов на кредит сложное или занимает много времени 26,7
Банк не кредитует такие небольшие предприятия 9,9
Банк отказывает в кредитах 3,0
Минимальный размер кредитов слишком велик 6,9
Величина кредита слишком мала 3,0
Срок кредитования недостаточен 3,9
Другое 36,6

 

Ситуация по отраслям, однако, неодинакова. Среди промышленных предприятий данной выборки не пользуется кредитом только каждое второе; среди предприятий оптовой и розничной торговли, общепита – 64,1%; среди других предприятий сферы услуг – 71,4%; среди строительных предприятий – 77,7%. Не пользуется кредитом ни одно из немногочисленных включенных в выборку предприятий сферы транспорта, а также «прочие» (Таблица 3.6).


Таблица 3.6

Отраслевая разбивка предприятий, пользующихся и не пользующихся банковскими кредитами (абсолютные показатели)

Отрасли Пользуются Не пользуются Всего по отрасли
Промышленность 10 10 20
Строительство 4 14 18
Оптовая и розничная торговля, общепит 28 50 78
Другие отрасли сферы услуг 10 25 35
Транспорт - 3 3
Прочие - 5 5
Итого (получено ответов) 52 107 159

 

Разбивка не пользующихся кредитом предприятий по их величине (численности персонала) показывает, что лучше других обеспечены банковским кредитованием предприятия с числом занятых 30-99 чел.: среди них только 52,8% лишены такого обслуживания, остальные его получают. В группе предприятий с числом занятых до 30 чел. кредитом не пользуются 72,6%, в группе предприятий с числом занятых 100-250 чел. – 75,0% (Таблица 3.7).

 

Таблица 3.7

Распределение пользующихся и не пользующихся кредитами предприятий по величине их персонала

Средняя численность персонала (чел.) Пользуются Не пользуются Всего
1-30 23 61 84
31-99 17 19 36
100-250 2 6 8

 

Таким образом, самая динамичная в отношении расширения и модернизации производства группа предприятий (до 30 чел.) в своей массе не получает банковских кредитов. Логично предположить, что при лучшем кредитном обслуживании банками этих небольших производственных единиц суммарный прирост и обновление производства, включая применение современных технологий, были бы более ощутимы, чем в настоящее время.

Регулярного банковского кредитования никогда в прошлом не получала почти половина респондентов (46,7%). Среди тех, у кого такой опыт имелся, большинство (19,3% выборки) получало регулярный кредит менее 1 года, 12,7% - от 1 до 3 лет, и только 4,7% к моменту опроса пользовалось банковским кредитом на протяжении более чем 5 лет.

Из 65 предприятий, к моменту опроса использовавших кредит или имевших нулевой текущий объем кредита, почти 2/3 (64,0%, что соответствует 59,3% общей численности выборки) не собиралось расширять его объем до конца года. Намеревались сделать это только 13,7% ответивших, остальные не дали определенного ответа. Объясняя свое нежелание брать новый кредит, большинство (62,0%, что составляет 27,3% выборки) сослалось на отсутствие необходимости в этом. Однако упоминались и такие причины, как слишком высокий процент по кредиту (9,3% выборки), отсутствие кредитной истории (4,7%), проблемы с возвратом старых кредитов (2,7%).

В целом по выборке число случаев реального использования кредита для расширения производства, приобретения сырья и материалов примерно вдвое превышает число жалоб на трудности с получением кредита на эти цели (54,5% против 28,4% соответственно). Для переоборудования производства, запуска нового продукта, технологической модернизации предприятиям удавалось реально использовать кредит в 2,6 раза чаще, чем испытывать затруднения с его получением. Как можно заключить, кредитованию производственных нужд, связанных с развитием и модернизацией предприятия, банки оказывают определенное предпочтение.

Напротив, при операциях по погашению задолженности перед поставщиками или банком, по выплате заработной платы, по организации сбыта продукции банки воздвигают больше препятствий: удельный вес жалоб на трудности получения кредита в этих случаях оказывается выше, чем удельный вес таких операций в общем объеме задач, решаемых с помощью кредита. Исключение составляет только случай погашения задолженности перед бюджетами разных уровней: опрос зафиксировал 5,1% случаев реального использования кредита для этих целей против лишь 2,5% случаев жалоб на трудности с его получением.

Проблема трудного доступа к кредиту существует несмотря на то, что предприятия аккуратно соблюдают свои кредитные обязательства. Согласно опросу, за последние 5 лет лишь 1,1% общего числа заемщиков допустили просроченную задолженность. Реакцией банка (в трех случаях из четырех полученных ответов) было пролонгирование кредита (в четвертом случае последствий не было никаких).

У тех предприятий, которые пользовались банковским кредитом в момент опроса, а также тех, кто когда-либо в прошлом делал попытку получить кредит, сложились следующие оценки шансов на его получение. Главная предпосылка – финансовое состояние предприятия (25,4% общего числа полученных ответов); далее идут репутация предприятия (15,5%), рекомендации государственных и муниципальных органов (13,5%) и кредитная история (10,4%). Гораздо меньшее число респондентов полагает, что банк будет особенно склонен кредитовать предприятие на основании личных связей своих сотрудников (7,8%), при наличии у предприятия расчетного счета в этом банке (7,8%) или в силу долгосрочных связей между ними (6,2%). Остальные мотивы – рекомендации другого банка и партнеров, хорошее обеспечение кредита, гарантии других фирм и банков, государственных и муниципальных органов, правильно оформленная заявка (ТЭО, бизнес-план) – являются, по мнению респондентов, мало значимыми для банка при принятии соответствующего решения (1 - 3,5% ответов). Стоит отметить, что в этот перечень попало и наличие у предприятия хорошего обеспечения: это условие при обращении в банк – по-видимому, важное, но в глазах предприятия недостаточное (Таблица 3.8).


Таблица 3.8

Наиболее веские основания для получения кредита, с точки зрения предприятия (% к общему числу полученных ответов)

Мотивы %
Финансовое состояние предприятия 25,4
Репутация предприятия 15,5
Кредитная история 10,4
Рекомендации государственных и муниципальных органов 13,5
Личные связи с сотрудниками банка 7,8
Наличие расчетного счета в банке 7,8

 

Иными, чем банковский кредит, внешними источниками финансирования в целом по выборке не пользуется 40,7% респондентов. Остальная часть в качестве таких источников указывает: займы физических лиц (27,3%) или других предприятий (20,7%), товарный кредит (22,7%) и векселя (20,0%). Опрос не выявил ни одного случая кредитования предприятия в рамках специальных российских программ. Бюджетную ссуду и безвозвратные ссуды физических лиц отметили по 2% респондентов. Широкое применение займов физических лиц на возмездной основе для внешней подпитки предприятий свидетельствует о распространенности «серых» схем финансирования малого бизнеса.

Трудности доступа к другим видам банковских услуг

Помимо кредита, предприятия данной выборки ощущают нехватку ряда других банковских услуг. Около пятой части респондентов хотело бы, но не может обратиться к банку за получением консультационных услуг (20,0%), поручить ему управление временно свободными денежными средствами (18,0%), разместить такие средства на срочном депозите (18,7%). Примерно десятой части предприятий, к ее сожалению, недоступны банковские гарантии по экспортно-импортным сделкам (13,3%), операции с векселями (12,7%), обслуживание своих работников как физических лиц (11,3%).

Лишь очень немногие предприятия (2 – 8%) указывают на такие в принципе желательные, но недоступные для них услуги, как брокерское обслуживание, обмен валюты при внешнеторговых операциях, факторинг, карточное обслуживание предприятия как юридического лица.

Условия кредитования

Условия банковского кредитования достаточно жесткие. Кредитная ставка в 48,6% случаев является рыночной, в 30,0% - выше рыночной и только в 21,4% - льготной.

Можно проследить некоторую связь между широтой финансовых операций предприятия и размерами устанавливаемого банком-кредитором среднемесячного неснижаемого остатка на его расчетном счете, если это предприятие берет кредит в том же банке, где осуществляется его расчетно-кассовое обслуживание. Из 20 ответивших на этот вопрос респондентов (13,3% выборки) 12 указали, что банк фиксирует остаток в размере 100% от объема реализации или от торгового оборота за месяц; еще у 6 респондентов зафиксирован уровень 80-90%. Только 2 респондента из числа тех, кто кредитуется и ведет расчеты одновременно в двух банках, ответили на этот вопрос анкеты, и оба указали размеры обязательного остатка в 80-85%. Из тех, кто проводит операции одновременно в трех банках, ответ дало только одно предприятие, указав требуемый размер остатка – 20%. Есть основание предположить, что более крупный размер операций предприятия, являющегося клиентом нескольких банков, и наличие конкуренции между банками в том сегменте рынка, где располагаются лучшие заемщики, позволяют этим последним рассчитывать на более выгодные условия обслуживания. Однако оценить, насколько широко распространена такая тенденция, по полученным данным не удается.

Банк чаще всего кредитует предприятие на срок 3 – 6 месяцев (41,3% ответов по группе предприятий, получающих кредиты) или до 3-х месяцев (28,3%); на срок 6 – 12 месяцев кредитовались 5 предприятий (10,3%), свыше года – 2 предприятия (4,3%), а 6 предприятий (13,0%) пользовались кредитной линией.

В виде обеспечения кредита банк чаще всего соглашается принять товарно-материальные запасы и ценности (31,2% общего числа полученных ответов) или недвижимость, включая незавершенное строительство, здания, основные фонды (23,8%). Лишь в 6 – 11% случаев в качестве обеспечения принимаются остаток средств на расчетном счете, готовая продукция, гарантии другой фирмы или другого банка, ценные бумаги. Можно заметить, однако, что эти залоги чаще идут в ход у тех предприятий, которые имеют более одного банка-контрагента. Гарантии государства и органов местного самоуправления, предоставление кредита без обеспечения имеют место крайне редко (по 2 случая).

Кредитуя предприятие под имущественное обеспечение, банк удостоверяется в наличии такового либо путем периодической проверки этого имущества на складах, в офисе и т.д., либо требуя от заемщика документы, подтверждающие его право на заложенное имущество (по 24,0% общего числа полученных ответов). Реже (17,7%) он ставит условием регистрацию договора о залоге имущества в государственном органе или (10,0%) вообще не утруждает себя такого рода проверкой.

В половине случаев кредит возвращался целиком по окончании срока, в 37,3% случаев – равными долями ежемесячно, в 7,8% случаев – ежеквартально. По 5,9% операций график возврата был иным.

В группе предприятий, пользовавшихся кредитом в 2004 г. или имевших непросроченные кредиты, опрос выяснял частоту составления бизнес-планов (для банка) и планов использования кредита (для самоконтроля и внешнего контроля над предприятием). Оказалось, что наличие бизнес-плана было обязательным в 63 случаях против 15 (соотношение 4,2:1), а составление кредитного плана практиковалось в 33 случаях против 5 (соотношение 6,6:1). Банки только в 17,7% случаев не требовали периодических отчетов по исполнению кредитного плана. В 38,7% случаев они получали такие отчеты раз в квартал, в 35,5% случаев – раз в месяц, в 8,1% случаев допускалась иная периодичность отчетов.

Достаточно часто с целью контроля за исполнением кредитного плана банк посылает своих представителей на предприятие. В той же группе респондентов из 64 полученных ответов на этот вопрос 40 подтвердили факт такой проверки, а 24 указали, что ее не было (соотношение 1,6:1).

 Предприятия Сахалинской области в оценке банков

Одна из задач банковской деятельности – изучение своего клиента. Как правило, банки судят о клиенте, исходя из данных об оборотах по его счетам. При открытии счета финансовая документация не требуется. Финансовая отчетность представляется в банки только в случае, если предприятие обращается за получением кредита.

Опрос подтвердил, что практически единственным значимым критерием измерения финансового состояния клиентов для банка является показатель оборотов по счетам. Были упомянуты также такие показатели, как объем выручки, прибыль. Следует понимать, что отношение банка к клиенту, имеющему расчетный счет в банке, определяется именно объемом денежных средств, оборачивающихся на этом счете, и только в случае обращения клиента за кредитом банк оценивает его финансовое состояние на основе данных финансовой отчетности, располагаемого обеспечения и т.д.

Работа с крупными или мелкими клиентами зависит от размеров самого банка. Мелкий банк (из числа опрошенных например, с капиталом 9 млн. руб.) не в состоянии адекватно обслужить запросы клиентов, располагающих оборотами в 1 млн. долл. в месяц. При определении масштабов бизнеса клиентов четверть опрошенных показала, что для них мелким является клиент с оборотами менее 50 тыс. руб. в месяц, что в свою очередь указывает на то, что сами банки являются небольшими, и обороты свыше 50 тыс. руб. будут для них считаться приемлемыми. 42% опрошенных определили эту границу показателем 300 тыс. руб., две трети – 500 тыс. руб. Таким образом, мелкая клиентура является значимой для большинства банков.

Далее, треть опрошенных показала, что доля крупных клиентов, обслуживаемых банком, составляет до 15%.. Для 20% опрошенных доля мелких клиентов составляет более половины клиентуры. Доля средних клиентов для 40% банков превышает половину клиентской базы. Таким образом, мелкие и средние клиенты занимают значительную долю бизнеса опрошенных региональных банков.

Услугами, наиболее часто предлагаемыми предприятиям, является в первую очередь расчетно-кассовое обслуживание и кредитование – эти виды услуг назвали почти все опрошенные банковские учреждения.

Также в качестве услуг были названы привлечение средств на депозиты, конверсионные операции, обслуживание экспортно-импортных операций и операции с векселями, то есть стандартные банковские продукты. Что касается брокерского обслуживания, услуг на рынке пластиковых карт, то, как следует из результатов анкетирования, такие продукты практически не предоставляются банками. Здесь можно выявить две причины. С одной стороны, для крупных банков, являющихся участниками фондового рынка, объемы средств, которые, например, малый бизнес мог бы выделить на нестандартные операции, незначителен, и банки не заинтересованы в такой клиентуре. С другой - более мелкие банки, готовые к работе , например, с малым бизнесом, являются вторичными участниками рынка, их услуги дороже и, соответственно, прибыль обеих сторон является несущественной. Также услуги по пластиковым карточкам для сотрудников предприятий могут быть рентабельными для банков при условии значительного количества обслуживаемых работников предприятия, в противном случае расходы не окупаются.

Сообразно реалиям, банки производят оценку услуг, в которых, по их мнению, нуждаются предприятия. Те банки, которые работают с предприятиями по кредитованию, привлечению средств на депозит, брокерскому обслуживанию считают, что предприятиям были бы полезны такие услуги, как поиск инвестора, составление бизнес-плана, лизинг. Это отражает понимание того факта, что бизнесу не хватает собственных средств для развития.

В отношении кредитования малого бизнеса опрашиваемые банки распределились на две группы - почти половина разрабатывает специальную кредитную политику, несколько более 50% в кредитовании придерживаются общей кредитной политики.

Положительным фактором, отмеченным в результате опроса, является явная тенденция намерений увеличения кредитования малого бизнеса. Из общего числа опрошенных 63% отметили рост ссуд, предоставленных малому бизнесу, 5% - уменьшение, и 26% сохранили тот же порядок кредитования.

Как правило, при рассмотрении кредитных заявок банк требует, чтобы часть проекта, на который запрашивается кредит, была профинансирована самим предприятием. При этом подавляющее число (95%) опрошенных определяют долю собственного участия заемщика от 30 до 50% объема проекта.

В отношении времени оформления кредита наиболее часто упоминаемым минимальным сроком (назвали 84% ответивших на этот вопрос) является срок до 7 дней. Максимальный срок рассмотрения заявки может составить 2-3 недели. Следует отметить, что названные сроки являются в некотором роде излишне оптимистичными. На практике недельный срок достаточен лишь для оформления отказа по запросу о кредите. Как правило, технико-экономическое обоснование или бизнес-план под кредит, представляемые предприятиями, являются необоснованными, и требуется определенное время для их грамотной доработки в соответствии с требованиями банка. Кроме того, не все реальные активы предприятий находят отражение в балансе, что составляет трудности при оформлении обеспечения. Как минимум несколько дней уходит на юридическую подготовку и проработку по линии службы безопасности.

В отраслевом разрезе кредитование бизнеса в основном сосредоточено в промышленности и торговле. Примерно у половины банков предприятия, занимающиеся промышленным производством, занимают пятую часть кредитного портфеля, торговлей – уже более 60%,строительством – менее 8%, занятые в сфере услуг – менее 10%, транспорта – менее 3%.

В отношении сроков кредитования можно определить, что преобладает краткосрочное кредитование. В основном предоставляются кредиты сроком от 3-х до 1 года. Их доля составляет свыше 50% у половины банков, тогда как такой же удельный вес коротких (до 3-х мес.) кредитов наблюдается только у 12% банков.

Свыше 1 года кредиты предоставляли только 40% опрошенных. Из них у 97% банков доля таких кредитов составляла менее 30%.

Менее половины банков предоставляют кредиты в форме овердрафта и их удельный вес в портфеле является незначительным. Как правило, это связано с тем, что при небольших оборотах рентабельность такого вида кредитования является минимальной в связи с большей трудоемкостью по сравнению с оформлением стандартных ссуд.

Условия предоставления кредитов

Необходимым условием выдачи кредита является наличие обеспечения. Предпочтения банков в обеспечении кредитов формулировались следующим образом: приемлемым назвали залог в виде товарно-материальных ценностей практически 100% опрошенных, также почти треть банков принимают в залог недвижимость. Денежные средства в качестве обеспечения назвали только 3%, ценные бумаги, включая векселя банков, а также гарантии, в том числе и гарантии органов власти не являются привлекательным обеспечением – их отметили соответственно 7 и 8% опрошенных.

Такие предпочтения зависят не столько от оценки качества обеспечения в представлении самих банков, сколько от оценки видов обеспечения Банком России. Согласно требованиям Банка России кредитные организации обязаны классифицировать все ссуды по степени риска, при этом одним из факторов оценки риска является вид обеспечения. Гарантии, в том числе гарантии органов власти, поручительства, залог ценных бумаг не является с точки зрения Центрального банка первоклассным обеспечением, поэтому ссуды, выданные под эти виды обеспечения, относятся к более высокой степени риска. Соответственно, банки обязаны в большем размере создавать резервы, которые при этом не относятся на уменьшение налогооблагаемой базы.

На решение о выдаче кредита в первую очередь влияет финансовое состояние предприятия –этот пункт отметили практически все участники опроса, а также хороший уровень обеспечения и кредитная история. Наличие счета в банке не является обязательным условием – на этот пункт указали 10%. Учитываются, но не имеют решающего значения долгосрочные связи с заемщиком и репутация предприятия. Такой вид обеспечения, как гарантии государственных и муниципальных органов, не отмечен в качестве существенного фактора при выдаче кредита.

При кредитовании банки, как правило, не требуют от предприятия поддерживать неснижаемый остаток на счете или показатель минимального годового оборота. На необходимость минимального показателя годового оборота указали лишь 4 банка.

Невозврат кредитов

При опросе была поставлена задача выявить различия в степени надежности заемщиков в разрезе форм собственности, размеров бизнеса и отраслевого профиля - являются ли малые предприятия менее надежными заемщиками, чем крупные. Однако, статистически устойчивых данных не получено. Примерно одинаковое количество опрошенных указали, что различий между различными категориями заемщиков в отношении возврата, нет, и, что частные предприятия чаще не возвращают кредиты, чем государственные.

Доля ответов на вопрос, увязывающий масштаб предприятия с процентом невозвратов, слишком несущественна, чтобы считать показатель достоверным, однако на больший процент невозвратов от малых предприятий в отличие от крупных и средних указало большее число банков. В то же время столько же опрошенных считает, что различий нет.

Также нет достаточных оснований установить какие-либо различия в зависимости от производственного профиля – т.е. среди предприятий промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания, торговли.

Интересными и противоречивыми были оценки банков степени влияния, которое оказывает правовая среда и деятельность органов власти на возвратность кредитов.

Среди общего количества положительных факторов оценены как позитивные влияние Гражданского кодекса (38% ответов), действия Арбитражных судов - 30%, федерального банковского законодательства и нормативного регулирования Банка России – 16%.

Отрицательное воздействие тех же факторов приходится соответственно на 19, 17 и 17% ответов. На фактор отрицательного воздействия местных органов власти и местного законодательства пришлось 13% ответов. В ряде случаев критически оценивается деятельность федеральных властей (8%).

Выводы и рекомендации

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие основные особенности взаимодействия предприятий и банковских учреждений.

Прежде всего, банки положительно оценивают практику и перспективы работы с предприятиями и предполагают в дальнейшем расширять комплекс услуг, в том числе кредитование малых предприятий.

Сдерживающим фактором является дефицит ресурсов, прежде всего долгосрочных, у банков и оборотных средств у предприятий. Отрицательное воздействие внешних обстоятельств (в частности нормативного регулирования) также может препятствовать расширению кредитной поддержки бизнеса.

В связи с этим, в разработку государственных целевых программ в отношении предпринимательства следовало бы внести аспекты формирования льготной среды для становления предприятий с тем, чтобы в первые годы работы происходило накопление оборотных средств. Также в отношении банковского регулирования было бы целесообразно установить более дифференцированные нормативы создания резервов под возможные потери, предоставив банкам большую свободу в оценке возможных рисков кредитования. Эти меры будут способствовать притоку капитала в сферу предпринимательства и расширению сферы взаимодействия предприятий и банков.

В предыдущей главе была указана роль банковской системы в развитии сельского хозяйства, и, что для решения проблем кредитования данной сферы хозяйства региона необходимо разработать определенную кредитную политику. Далее будет представлена концепция сельскохозяйственной кредитной политики.

Концепция сельскохозяйственной кредитной полити



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)