Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде
Пояснительная записка
Актуальность. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и остается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов, все большей взаимозависимости отдельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга [7]. Психологические проблемы, переживаемые вынужденными мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосознания, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к окружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых моментов - это кризис идентичности, потом) что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и возможностей. В частности, кризис идентичности - это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своем) народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформировалась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я? Какой я?». Если я азербайджанец, то почему, когда я веду себя как азербайджанец, то есть импульсивно, эмоционально, то встречаю негативную реакцию со стороны окружения. Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национальностей. Ребенок может болезненно решать: кто я - русский или армянин? Одна из форм кризиса идентичности - отрицательная этническая идентичность, когда ребенок стыдится того, что он еврей, татарин и т. п. Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в ситуации неопределенности обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая самооценка. Его личность дезинтегрирована, происходит ее «расфокусировка» - пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия. Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что беженец теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни. Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они выросли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выработались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят нелепо, что они делают что-то не так, что на них обращают излишнее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления культурного шока, который может длиться очень долго. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится способным принять чужую культуру. Концептуальная основа программы. Для понимания механизмов развития межнациональных отношений в отдельно взятом классе рассмотрим существующие типы межэтнических отношений. В зависимости от того, каким образом впервые встретились два или большее число этносов этнопсихологи выделяют четыре типа развития межэтнических отношений. Первый тип взаимодействия, когда какая-либо этническая группа (или отдельный представитель этноса) включается в существующее общество (классный коллектив), второй тип, связан с завоеванием и доминированием, когда большое число оккупантов вторгается на сравнительно слаборазвитую территорию, моделью третьего типа является создание колоний; при четвертом типе взаимоотношений этнос с высоким уровнем развития оказывается под игом народа с примитивной культурой, но представители завоевателей постепенно усваивают культуру подвластных народов. Мы не будем подробно останавливаться на втором, третьем и четвертом типах взаимодействия, так как в условиях общеобразовательной школы имеет место только первый тип. В данном случае взаимоотношения группы или отдельного человека и классного коллектива проходят через четыре этапа [7]. Первый этап - этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое впечатление. В младших классах не последнее место занимает отношение самого классного руководителя к представителям этнических групп, сила личности вновь прибывшего ученика, а также такие факторы, как наличие у представителей классного коллектива отрицательных стереотипов, был ли опыт общения с представителями данного этноса и т. д. Второй этап - этап соперничества. После первых контактов может иметь место соперничество из-за социального статуса в классном коллективе. Как правило, представители этнических меньшинств начинают свою жизнь в классе с самых низких социальных статусов, но у них сильна мотивация повышения своего статуса в группе. Классному руководителю нужно помнить об этом. На данном этапе часты конфликты, идет разделение обязанностей, социальных ролей, порой скрытое от классного руководителя. При благоприятном развитии взаимодействия наступает третий этап. Третий этап - этап аккомодации. На данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действовать по отношению друг к другу. Четвертый этап - этап ассимиляции. Не все классные коллективы приходят к этому этапу. Как отмечают этнопсихологи, главным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление той части общества (в нашем случае - класса), где они стараются адаптироваться. В чистом виде ассимиляции в классных коллективах, как правило, не происходит, очень редки браки бывших одноклассников разных национальностей, но на этом этапе повышаются статусы представителей этнических групп. Цель данной программы - помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы. Для этого в тренинговую часть программы включены упражнения «Памятка эмигранту», «Неведомые миры»; также предусматривается совместная коллективная деятельность по созданию проектов. В национальных отношениях важными феноменами, затрудняющими эффективное взаимодействие, являются этноцентризм, предубеждения (предрассудки), этнические стереотипы [7]. Этноцентризм И.С. Кон определяет, как склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа. Предубеждение (по Гордону Олпорту) - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок (по Налчаджяну) - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях. Структура этнических предубеждений включает в себя: · Отрицательную установку к другой этнической группе и ее членам. · Неправильные суждения об этой группе. А. А. Налчаджян отмечает, что личные контакты людей равного статуса очень важны для преодоления предубеждений. Известно, что изменение установки приводит к изменению поведения. Однако столь же верно, что изменение поведения может привести к изменению установок. Если представители двух этнических групп предубеждены друг против друга, то следует создать условия для их непосредственного общения, чтобы они смогли опираться на свой личный опыт, а не на стереотипы. Известен механизм изменения установок. Он предполагает три пути: · Первый - получение новой информации и изменение когнитивного блока установки. · Второй - изменение эмоционального компонента установки, после чего меняется когнитивный блок. · Третий - создание таких условий, чтобы человек совершил несовместимые с его установкой действия. Тогда в его психике возникает конфликт, когнитивный диссонанс, который и приводит к изменению когнитивного и эмоционального блоков установки. Данная программа предусматривает коллективную проектную деятельность учащихся, благодаря которой школьники могут получить новый положительный эмоционально окрашенный опыт взаимодействия с одноклассниками, и тогда установка типа «Все лица кавказской национальности хитрые и т. п.» может поменяться на другую: «А в нашем классе учатся нормальные ребята с Кавказа». Этнические стереотипы как предвзятое мнение о национальных свойствах людей другого народа, сопровождаясь отрицательными эмоциями, становятся часто социальными преградами в межличностном общении и взаимопонимании разных национальностей. Этнические стереотипы - это одна из разновидностей социальных стереотипов. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Этнический стереотип очень устойчив, ригиден, консервативен, что позволяет стереотипу успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Другими словами, что бы ни происходило в мире, мнение людей об определенной этнической общности очень долгое время не меняется. Как правило, социальный стереотип является преимущественно негативным, что препятствует полному, адекватному взаимопониманию людей. Этнический стереотип - это своеобразные «шоры», искажающие видение социальной реальности [7]. Можно сделать вывод, что из-за социальных (и, в том числе этнических) стереотипов люди приписывают сходные характеристики различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Отличительной чертой социальных стереотипов является то, что они усваиваются детьми очень рано и используются ими задолго до возникновения собственных ясных представлений о тех группах, к которым они относятся. Обычно стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но они становятся опасными, когда возникает социальная напряженность. Во всем мире считается, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы. Но проблема заключается в том, что далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы. Межэтнический стереотип может быть снят только при соблюдении определенных условий организации контакта. Другими словами, если школьники разных национальностей учатся в одном классе, это еще не означает, что у них автоматически, сами собой будут разрушаться стереотипы. Для этого нужны определенные условия: признание равенства сторон, наличие обстановки открытости и доверия, принятие общих, значимых для обеих сторон целей, уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т. д. А. А. Налчаджяп отмечает, что если бы все этнические группы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. В настоящий момент этнические группы стремятся взаимодействовать только в таких сферах, которые не угрожают целостности их культуры. (Безопасной считается сфера экономики; в условиях школы наиболее безопасной является сфера получения новых знаний.) Группы действуют по принципу: чего не знаю, того боюсь, а лучшая защита, как известно, нападение. Для того чтобы менять ситуацию в сторону стирания межэтнических границ, данной программой предусмотрены клубные занятия, целью которых является знакомство с культурой, традициями разных этнических групп, представленных в конкретном классе. На самом деле у этнических групп различий гораздо меньше, чем сходств, поскольку человечество представляет собой единый биологический вид. Чтобы донести эту мысль учащимся, программой предусмотрено упражнение «Чем мы похожи». В противоположность этноцентризму в детской среде не редки случаи, когда учащиеся имеют отрицательную этническую идентичность, то есть стесняются своей национальности. Обычно это происходит в результате социальных потрясений, межнациональных конфликтов. Данное состояние называется кризисом этнической идентичности. Программой предусмотрена диагностика, позволяющая выявить степень идентичности учащегося со своей этнической группой. Одна из задач развивающих занятий - восстановление положительной этнической идентичности [7]. В целом в методологическую основу программы положена концепция адаптивного подхода А. А. Налчаджяна. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют. Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется: · Во-первых, сознанием необходимости постоянных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами ведения. · Во-вторых, приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности подростка по отношению к меняющимся условиям среды. Новые приспособительные механизмы «гармонизируют» отношения со средой. Этнические меньшинства очень чувствительны к оценкам доминирующих групп и, естественно, желают, чтобы их оценивали выше других. По своей сути это незрелая тенденция личности понравиться старшему, сильному или, как в данном случае, многочисленному. В программу включены занятия, направленные на повышение самооценки учащихся [7]. Цель программы - профилактика в среде обучающихся образовательных учреждений конфликтов на межнациональной почве. Задачи: 1. Ознакомить обучающихся с понятием толерантности, критериями толерантности. 2. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур. 3. Показать последствия проявлений нетерпимости между народами и культурами. 4. Сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур. 5. Поддержать процесс формирования у обучающихся позитивной самооценки и положительной этнической идентификации. 6. Познакомить обучающихся с культурой, историей этносов, представленных в классе. Механизм осуществления: рефлексия, с опорой на личный опыт участников программы, импринтинг. Программа содержит 4 блока: · Диагностический. · Развивающий (тренинговая часть, проектная работа). · Консультативный. · Психолого-педагогическое сопровождение (клубная работа). Используемые формы и методы - опросник, элементы дискуссии, обучающие упражнения, кейсметоды, ролевое проигрывание, рефлексия. Данная программа может проводиться в классах образовательного учреждения, где обучаются школьники различных национальностей, особенно она актуальна для тех классов, где по результатам социометрической диагностики наблюдается неблагополучие, связанное с этническими разногласиями [7]. Программа рассчитана на 12 часов групповых занятий, по одному занятию в неделю. Кроме того, во внеурочное время реализуется консультативная, проектная, клубная деятельность. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач. Ожидаемые результаты - успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсутствие или снижение количества конфликтов на межнациональной почве. Отсроченные результаты - создание волонтерских групп из числа обучающихся, участников данной программы по профилактике конфликтов на межнациональной почве. Требования к ведущим. Ведущими программы могут быть педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; помогать в работе группы может и классный руководитель того класса, в котором реализуется программа. Главное, чтобы ведущих было не менее двух человек, в таком случае работа будет более эффективной, и, кроме того, появляется возможность самим ведущим демонстрировать учащимся толерантное отношение друг к другу, осуществлять сотрудничество. Ведущим необходимо иметь представления о психологии межэтнических отношений, навыки групповой работы [7]. Главное требование - высокий уровень личной толерантности к представителям различных национальностей. Ведущим следует помнить основные принципы групповой работы: · Принцип добровольности. Хоть и желательна работа со всем классом в целом, но если кто-то из учащихся по тем или иным причинам отказывается от участия в занятиях, то заставлять его нельзя. Здесь срабатывает принцип «соленого огурца»: если большая часть детей прошла обучение по какой-либо программе, то отдельные учащиеся, не проходившие данное обучение, быстро проникаются идеями, приоритетными в данном детском коллективе. · Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и происходит в группе, не должно стать достоянием третьих лиц. Это требование является условием создания атмосферы психологического комфорта, доверия и принципа безопасности. · Принцип безопасности. Ведущий выступает гарантом психологической и физической безопасности обучающихся. Содержание программы.
Рекомендации по содержанию и проведению групповых занятий. Структура развивающих занятий. Первое занятие полностью диагностическое. Диагностика проводится фронтально. Содержание методических материалов представлено в Приложении 2. В конце занятия обязательно подводятся итоги: результаты самодиагностики обрабатываются школьниками, ведущий комментирует в общих чертах полученные результаты по трем уровням: низкий, средний, высокий. Ребятам, которые желают более подробной интерпретации своих результатов, нужно предложить индивидуальную консультацию психолога. Далее предлагается проводить занятия по классической структуре. (Это касается занятий 2, 3, 4, 5.) 1. Разминка. Разогрев участников. Создание доброжелательной атмосферы. Работа считается успешной, если все учащиеся или подавляющее большинство чувствуют себя достаточно защищенными. 2. Основная часть занятия. Эта часть может включать в себя лекции, задания, упражнения, игры, направленные на усвоение темы занятия. Опытный психолог-тренер может использовать свои наборы игр, реализующие поставленные программой задачи. В программе используются широко известные методики, упражнения и психотехнические игры. Мы оправдываем их включение в данную программу, поскольку считаем важным представить алгоритм сочетания приведенных методов в единой системе профилактической работы [7]. 3. Рефлексия занятия. Это, как правило, завершающая часть, но может проводиться и в середине занятия, если упражнение требует обмена чувствами, впечатлениями, мнениями, настроениями. Содержание занятий 2-5 Занятие 2. Цель занятия: знакомство участников друг с другом; формирование начальной мотивации на работу и активное участие в ней. Задачи: 1. Познакомить между собой участников группы. 2. Ввести правила групповой работы. 3. Познакомить участников с целями и задачами программы, определением толерантности. 4. Выяснить конкретные цели и ожидания участников от посещения занятий. 5. Создать атмосферу психологического доверия. Оборудование: лист ватмана, бумага для бейджиков. фломастеры, вырезанные из бумаги цветы с 7 лепестками (по количеству участников), мяч, мягкая игрушка. Ход занятия 1. Знакомство участников друг с другом. В начале занятий ведущий должен кратко представиться. Ведущий. Для того чтобы мы познакомились друг с другом и запомнили свои имена, проведем игру-разминку «Снежный ком». В общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего участника, потом свое; следующий называет имена двух предыдущих, затем свое имя, и т. д. Самому последнему участнику нужно будет назвать имена всех членов круга. После этого каждый участник получает возможность сделать себе бейджик с именем. 2. Вступление ведущего. Вступление должно быть посвящено знакомству участников группы с целями, задачами, коротко с содержанием работы, принципами организации последующих встреч и правилами их проведения. При необходимости молено обговорить ритуалы приветствия и прощания, которыми будет начинаться и заканчиваться каждое занятие. Ведущий. Чтобы наши встречи были как можно более продуктивными, мы будем придерживаться простых правил: · Соблюдать конфиденциальность, т. е. не разглашать все услышанное на занятии за его пределами; · Относиться уважительно к высказываниям других; не перебивать говорящего. · Каждый может пропустить свою очередь, если не хочет высказываться. Правила записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы [7]. 3. Игра «Ураган». Участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Водящий произносит фразу «Ветер дует на того, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все кто считает, что у него есть это качество, встают и меняются местами. Задача ведущего - занять пустой стул. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Иногда водящий может сказать: «Ураган!», тогда все игроки должны поменяться местами. 4. Упражнение «Цветик-семицветик». Каждому участнику дается вырезанный из бумаги цветок с семью лепестками. В середине цветка участники пишут свое имя, далее по команде ведущего в лепестках по часовой стрелке пишут любимое время года, любимое животное, любимое блюдо, любимый цвет, любимого персонажа, любимый школьный предмет, любимый фильм (мультфильм). По завершении этой работы в микрогруппах идет обсуждение темы «Чем мы похожи»; далее ребята поворачиваются лицом в общий круг. Ведущий предлагает всем закончить фразы: · «Мне интересно общаться с ... (называется имя одного из участников), потому что мы оба любим ... ». · «Я хочу дружить с потому что он (а) любит ... ». 5. Выяснение ожидании участников от работы в группе. Ведущий. После того как мы познакомились с целями и задачами программы и друг с другом, пусть каждый из вас, по кругу, скажет, какую цель лично для себя он видит в посещении наших занятий. Поможет нам это сделать игрушка-талисман. Тот, у кого она в руках, говорит. (Ведущий вводит в работу какой-либо предмет, который будет присутствовать на протяжении всех занятий.) 6. Итоги занятия. Ведущий подытоживает все вышесказанное. Давайте в знак того, что мы с вами сегодня хорошо поработали, хорошо поаплодируем друг другу. Теперь подобным образом прощаться мы будем каждую встречу [7]. Занятие 3. Цель занятия: создание условий, способствующих осознанию подростками наличия этнических предрассудков, этнических установок. Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «предрассудок», «установка». 2. Помочь участникам группы задуматься над своими этническими установками, этническими предрассудками. 3. Организовать обсуждение темы позитивных установок, способствующих развитию межнациональных отношений, и отрицательных, приводящих к межнациональным конфликтам. Необходимые материалы (оборудование): бумага формата А4, игрушка-талисман, моток веревки, ручки, фломастеры. Ход занятия 1. Приветствие. 2. Упражнение «Поздоровайся разными способами». Ведущий. Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные народы мира. Давайте здороваться разным способами: рукопожатием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево - вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эскимосски), обнявшись по-дружески и т. д. Вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым поздоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каждый участник не поздоровается со всеми [7]. 3. Упражнение «Паутина предрассудков». Оборудование - моток веревки. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми. Предубеждение - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Ведущий предлагает участникам вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Предлагается кому-то из участников сыграть роль этого народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с этим народом. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее ведущий спрашивает, что чувствует «народ». Вопросы к участникам: «Какие у вас возникли чувства?», «Вы бы хотели оказаться в роли этого народа?». После обсуждения необходимо распутать «народ». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от паутины предрассудков. 4. Игра «Мост». Оборудование: листы бумаги формата А4. Ведущий делит всех участников на две группы: аборигены и миссионеры. Каждой группе отдельно от другой группы дается установка. Установка миссионерам. Племя аборигенов живет на острове, отдельно от всех цивилизаций. Миссионеры хотят построить мост для того, чтобы приобщить полудикое племя аборигенов к благам цивилизации. Ситуация осложняется тем, что никто не знает языка аборигенов. Установка аборигенам. Среди аборигенов выбирается вождь племени и дается установка на проявление усиленной агрессивности, так как в истории их племени уже был опыт общения с миссионерами, который не имел положительных результатов. Цель игры - выполнить миссию: построить мост и уговорить аборигенов перейти по нему на «Большую землю». Ход игры. Участники делятся на две группы. Каждой группе после получения установки дается 5-7 минут на подготовку: обсуждение ролей в группе, выработка стратегии, аборигены могут при помощи подручных материалов принять соответствующий имидж дикарей. После подготовительного этапа миссионеры начинают свою работу (примерно через 15 минут). По окончании работы проводится рефлексия занятия. · Удалось ли выполнить миссию? · Какие установки были получены группами? · Помогали эти установки или мешали работе? · Что такое установка? Участники пробуют дать свое определение. Затем его дает ведущий: «Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» (Петровский А. В.)]. · Какие трудности встретились в работе, как они преодолевались? · Как установки проявляются в общении между разными народами? 5. Рефлексия по всему занятию. 6. Ритуал прощания. Занятие 4. Цель занятия: развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Задачи: 1. Показать опасность проявлений нетерпимости между представителями разных народов и культур. 2. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникшего на основе взаимодействия человека с представителями других культур. Оборудование: карта мира, флажки, игрушка-талисман, бумага, ручки. Ход занятия. Ритуал приветствия. Например, каждый участник произносит фразу: «Меня зовут ... (участник называет свое имя), всем - привет!». 2. Упражнение «Инопланетяне». Ведущий предлагает 2-3 желающим выйти за дверь. Они будут выполнять роль «инопланетян». Оставшимся «землянам» дается установка: на Землю прилетел инопланетный корабль, «инопланетяне» стараются войти в контакт с «землянами», но поскольку мы не знаем, с какими намерениями прилетели пришельцы из космоса, то вы не отвечаете на их попытки, игнорируете их и эмоционально выражаете нежелание общаться. Только после условного знака ведущего, например скрещивания рук на груди, участники начинают вступать в контакт с «инопланетянами» [7]. «Инопланетянам» дается другая установка: вы прилетели на Землю с самыми добрыми намерениями, языка землян вы не знаете, но хотите наладить контакт с ними любым способом. После этого «инопланетяне» заходят в комнату, и начинается процесс установления контакта - до условного сигнала ведущего и после условного сигнала. По завершении работы предлагаются вопросы. Ведущий спрашивает у «инопланетян»: «Удалось ли им вступить в контакт с землянами?», «Считают ли они контакт удачным и почему?», «Почувствовали ли они разницу между первой частью общения и второй?», «Когда было легче находить контакт?». Далее вопрос к «землянам»: «Что чувствовали в первой части упражнения, что во второй?», «Как действовала установка, данная ведущим?». После обсуждения делается вывод, что мешает, что помогает устанавливать контакты между народами. 3. Упражнение «Кто и какой я» Оборудование: листы бумаги и ручки на каждого участника. Ведущий предлагает всем участникам написать фразу «Я - ... (указание национальности)». Например: «Я - русский», «Я - азербайджанец» и т. д. Далее национальность записывается в столбик по буквам, и нужно к каждой букве написать качество личности, начинающееся на эту букву. Например, запись может выглядеть следующим образом: «Р – рассудительная, У – умная, С – спокойная, С – самостоятельная, К- красивая, А – активная, Я - яркая». Желающие зачитывают, что у них получилось. Ведущий обращает внимание ребят на то, сколько было одинаковых букв, а какие разные были приведены примеры качеств. Наверное, это не случайно, люди тоже и похожи между собой, и отличаются друг от друга [7]. Ведущий коротко рассказывает участникам библейскую притчу о вавилонской башне. ...Потомки Ноя быстро размножались и заселяли Землю. В то время на Земле был один язык и одно наречие. Но вскоре обнаружилось, что люди, родившиеся после потопа, ничуть не лучше людей, живших до потопа. Они т
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |