Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние и проблемы развития менеджмента в России.



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Состояние и проблемы развития менеджмента в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики.

Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно- техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика – результат длительного исторического процесса.

Россия находится на первом, переходном этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:

· достижение материально – финансовой сбалансированности народного хозяйства.

· изменение стереотипов создания и поведения.

· подготовка кадров новой формации.

Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследие советской системы с ее жестокой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой – либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально – ориентированный рынок.

 В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди – это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия. Сначала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно за столь короткий срок объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому подавляющее большинство работников в стране (около 80%) все еще имеет «советское» трудовое сознание.

Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную зарплату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. Между тем, по официально опубликованным данным, часовая выработка производственных рабочих в обрабатывающей промышленности нашей страны составляет лишь 20% от аналогичного показателя в США.

У советского работника преобладала привычка все блага получать от начальника – благодетеля, а не зарабатывать. Работник был консервативен, он не желал, как правило, воспринимать любые инновации, требующие переучивания, овладения новыми знаниями, навыками. В принципиально иных условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную рутинную работу с гарантированным заработком. Если же обстоятельства этого не позволяют, то предпочтение отдается государственным предприятиям.

Другой субъект рыночных отношений – руководитель. Типичный представитель руководства. Современный российский руководитель – это обычный человек с высшим инженерно- техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.

Вопросам формирования общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, созданию условий для профессиональной подготовки работников, привлечению работников к управлению производством уделяется традиционно мало внимания.

Таким образам, главная трудность в реформировании бывшей советской системы – это люди. России остро не хватает современных эффективных менеджеров.

Приблизительно 30 – 40% общего объема промышленной продукции приходится на изделия, которые выпускает только один производитель, что говорит о монополизме экономики страны.

В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные. Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями.

Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации предприятиях, заключается в схожести с системами организации и управлении на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности – государством. И, кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.

 Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий – это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента. Менеджеры предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.

К сожалению, среди значительной части руководителей и работников российских предприятий бытует мнение о том, что приватизация чуть ли не автоматически приводит к быстрому и существенному улучшению работы, изменению в позитивную сторону отношения работников к труду.

Общероссийский рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно – технических задач общества. Составной часть структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь является частичный капитал. Для современной России это принципиально новая форма создания предприятий. По сравнению с крупным, как правило, государственным производством она характеризуется особыми условиями менеджмента. Малая экономика воздействует на становление и развитие рыночных отношений, прежде всего в результате роста числа субъектов рынка.

Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время это увеличение предложения и соответственно производства разнообразных товаров и изделий.

За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

· подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами. Это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных представителей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

· понимание сущности менеджмента российскими руководителями. Руководитель, прошедшие старую, советскую школу жизни, зачастую не видят разницы между управлением и менеджментом. Называя себя по-новому – менеджерами, они используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом.

· неспособность принимать решения. Менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству и даже гибели людей.

· неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами, которые моно было бы смело делегировать подчиненным.

· низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов – менеджеров, ни профессионалов – специалистов, которыми менеджеры – профессионалы должны были бы руководить.

· неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.

· отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре. Только в конце 2000 года на государственном уровне было принято решение разработать кодекс корпоративной культуры российского предпринимателя и производителя.

· нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства. Такие специалисты способны предугадать и предупредить по определенным данным приближение кризиса, а если таковой наступил, то с наименьшими потерями вывести предприятие из него.

· неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций. Многие российские менеджеры не умеют правильно использовать методы и приемы риск-менеджмента, в том числе определять риск качественно и количественно, бояться, так как, по их мнению, это несет угрозу для их существования в качестве руководителей.

· недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента. Большинство российских предприятий страдает от недостатка компьютерной и офисной техники, недостаток специальных компьютерных программ не позволяет построить эффективную систему информационного менеджмента.

· непонимание возрастания роли quality-менеджмента на предприятии. Многие руководители недооценивают роль quality-менеджмента или управления качеством. Следует знать, что управление качеством не сводится только к созданию служб ОТК, а представляет собой процесс управления элементами производственного процесса, обеспечивающий достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

· неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента. К сожалению, очень немногие российские руководители владеют такими методами и приемами менеджмента, как брейн-сторминг (метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений), модерация (подход, предполагающий свободу мнения, используемый для эффективной подготовки, проведения анализа рабочего совещания, семинара, деловой встречи), ролевые игры и др.

· отсутствие навыков реализации продукции. Руководители не владеют современными инструментами маркетинга.

· неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации. Появление и внедрение системы финансового менеджмента на российских предприятиях вызвано рыночными преобразованиями и формированием на рынке ценных бумаг. Все больше предприятий приходят к необходимости создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера для управления финансовыми средствами с помощью специального инструментария.

· отсутствие систематизированной теории российского менеджмента. В свое время советская теория управления создавалась такими учеными, как А.А.Богданов, А.К.Гастер, П.М.Керженцев, П.А.Попов.

· экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии). Для менеджеров российских предприятий экологические проблемы являются одним из наиболее актуальных. До сих пор существуют предприятия с оборудованием 19 или начала 20 веков. Экологически безопасные технологии стоят недешево, поэтому природа систематически загрязняется отходами производства.

· осознание социальной ответственности менеджмента. В погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной ответственности, которую они должны нести. Такие руководители считают: «Или прибыль или ответственность». Закупка за границей вредных для здоровья промышленных товаров и продовольственных продуктов – не считаются преступлением в сознание таких менеджеров.

· проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До сих пор в нашей стране отсутствует отрегулированное и эффективное налогообложение. Руководителям легче находить пути обхода законов, чем соблюдать их.

· слабость законодательной базы. Законы противоречат друг другу. Региональные законы порой вступают в противоречие с федеральным законодательством и др.

· отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры. Психологические науки, такие как социальная психология, управленческая психология и другие уже долгое время считались у нас «порождением капитализма», за это мы сейчас расплачиваемся. Не только менеджеры российских предприятий, но и руководители страны часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные увольнения, конфликты интересов и т.д.

Менеджер должен владеть методикой определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать работников, расставить их по собственным местам, а при необходимости увольнять.

К настоящему времени выработаны определённые направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений - четыре.

1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес - школ. Правда с реализацией этого направления есть проблемы: сопутствующие затраты (стоимость проезда до места обучения, проживания, самого обучения), недостаточное число отраслевых преподавательских кадров, подготовленных обучать новейшим методом менеджмента.

2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Здесь также возникают проблемы: нехватка у российских предприятий валютных средств для финансирования этого направления, отсутствие свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками, несоответствие менталитета старых управленческих кадров сегодняшним реалиям.

3. Перенятие опыта предприятий – мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. В России уже есть предприятия, следующие этому примеру, однако существуют проблемы: отсутствие финансовых средств, нежелание высшего руководства реализовывать такие программы, а порой сопротивление рядовых сотрудников, боящихся перемен.

4. Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятия РФ. Реализация программы начата в 1998 году. По этой программе обучаются российские менеджеры или владельцы собственных предприятий, успешно прошедшие вступительное тестирование и собеседование.

 

       

      

 

 



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Состояние и проблемы развития менеджмента в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние и проблемы развития менеджмента в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)