Организация занятий по гимнастике при переходе на новый ФГОС
Учитывая требования нового стандарта, организация занятий гимнастикой мы представляем в нескольких формах. Основной формой проведения занятий по гимнастике в общеобразовательной школе является по-прежнему урок. В каждом уроке гимнастики, как и в любом другом уроке физических упражнений, решается не одна, а несколько различных задач. Конечный результат урока при прочих равных условиях во многом зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи. При наличии так называемой фазы врабатываемости (разминки) все системы человеческого организма повышают свою работоспособность. Профессор А.Н. Крестовников писал по этому поводу: «Физиологической предпосылкой успешности совершения мышечной работы должна быть определенная степень возбудимости центральной нервной системы (соматической и вегетативной), что и достигается, в первую очередь, разминкой...». Исходя из этого каждый урок вне зависимости от условий его проведения должен иметь по крайней мере две фазы. В одной — решаются главные задачи и, следовательно, выполняются сложные упражнения данного урока, а в другой — занимающиеся подготавливаются к решению этих задач с помощью относительно легких упражнений. Однако после интенсивной работы необходимо привести организм человека к обычному (нормальному) состоянию, для чего надо содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы обеспечить переход занимающихся к последующей высокопроизводительной деятельности или к отдыху. Эти задачи решаются в третьей фазе урока. Таким образом, для любого занятия физическими упражнениями, в том числе и гимнастикой, характерно наличие трех фаз. В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе; во второй фазе проводится основная работа, а в третьей — она завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной, заключительной. Упражнения, включаемые в занятия основной гимнастикой, не требуют длительных перерывов между повторениями, так как они сравнительно просты по технике и не сложны по координации. Благодаря частым переключениям с одних видов упражнений на другие, обеспечивается активный отдых и снимается утомление. Сравнительно небольшая продолжительность урока в школе (45 мин.) также требует экономного и рационального использования времени. Уроки основной гимнастики можно проводить различными способами [10]. При организации занятий групповым способом упражнения выполняют одновременно 5—10 человек или, если есть возможность, вся группа. Для этой цели в школьных гимнастических залах должны быть снаряды массового типа: лестницы, канаты, шесты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка, бревна низкие и средней высоты, а также разборные снаряды (конструкция Гладышева и др.), на которых можно выполнять упражнения в висах и упорах групповым способом. Наличие таких снарядов позволит проводить групповым способом интересные уроки достаточной плотности. Одни ученики выполняют упражнения, другие оказывают товарищам помощь. Таким образом, в работу вовлекаются все занимающиеся, что повышает их интерес и активность. Поточный способ заключается в том, что учащиеся на дистанции 1—2 м выполняют заданные упражнения друг за другом. Этим способом можно проводить лазание по наклонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке; упражнения в равновесии по скамейке, бревну, набивным мячам, рейке гимнастической скамейки; прыжки в длину и высоту с разбега; акробатические упражнения; отдельные упражнения в висах и упорах. Примеры организации занятий поточным способом: 1. При обучении лазанию по наклонно поставленным скамейкам группа подразделяется на отделения, количество которых соответствует числу гимнастических скамеек. Каждое отделение выстраивается в колонну по одному против своей скамейки. Занимающиеся выполняют упражнения друг за другом на дистанции 1 м. Каждый, выполнив задание, слезает по гимнастической стенке, возвращается на свое место или повторяет упражнение заданное количество раз. 2. При выполнении упражнений в равновесии следует поставить все имеющиеся для этой цели снаряды и предложить учащимся по отделениям потоком (друг за другом) выполнять заданные упражнения. Учитывая то, что снаряды будут разными, отделениям необходимо последовательно переходить с одного снаряда на другой, чтобы выполнить упражнения на всех снарядах. 3. Выполнение упражнений самых разнообразных видов в одном потоке (круговой поток). В зале устанавливаются все имеющиеся снаряды и подготавливаются места для выполнения различных упражнений так, чтобы занимающиеся после одних упражнений переходили к другим по кругу или квадрату. Снаряды и места для выполнения упражнений размещаются так, чтобы учащиеся переходили от одного вида упражнений к другому без столкновений и помех. Каждое отделение располагается у снаряда или места для выполнения упражнения. После объяснения и показа упражнений на каждом виде подается распоряжение начать упражнения и учащиеся всех отделений начинают выполнять упражнения. Число повторений того или другого упражнения и проходных кругов определяется учителем. Содержание упражнений можно изменять после прохождения одного или нескольких кругов. Все упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены групповым способом или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Это необходимо для того, чтобы при выполнении упражнений учащиеся долго не задерживались. Учитель обязан следить за качеством выполнения упражнений и делать необходимые указания. Если кто-либо из учеников не понял, как выполнять то или другое упражнение, его нужно вывести из потока, объяснить, что и как делать, а затем снова включить в поток. Игровым способом можно проводить почти все упражнения, входящие в основную гимнастику. В урок включаются подвижные игры, которые содержат бег, метания и другие действия, придумываются специальные игры типа эстафет (командные) с бегом, перелезанием, прыжками, лазанием, метанием и др. Все эти виды упражнений выполняются последовательно один за другим, как при преодолении полосы препятствий [18]. Группа делится на 2—6 команд и выстраивается на исходном положении, как на схеме. Учитель объясняет, как выполнять все упражнения. Игровым способом можно проводить занятия с детьми разных возрастных групп. Как правило, командные игры типа эстафет проводятся с детьми, начиная с третьего класса. Дополнительные занятия гимнастикой во второй половине дня во внеурочной деятельности являются секционные занятия, кружки по данному виду спорта для детей, допущенные школьным врачом к занятиям. Также в соответствии с требованиями нового стандарта для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата им другими нарушениями предусмотрена организация занятий лечебной гимнастикой во второй половине дня. На секционных занятиях по гимнастике, ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в данном виде спорта. Практические занятия в спортивных кружках состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части предусматривается: объяснение задач занятия, построение группы, рапорт, строевые упражнения, упражнения для отдельных групп мышц и связок. В основной части изучается и совершенствуется техника и тактика данного вида спорта, формируются двигательные качества и навыки. В заключительной части проводятся упражнения для постепенного уменьшения нагрузки и приведения организма в относительно спокойное состояние, а также подводятся итоги занятий. Подготовка юных гимнастов осуществляется в гимнастических секциях школы. Здесь рассматриваются вопросы начальной подготовки (с 9—10 лет) учащихся в секциях школы. Юные гимнасты достигают высоких спортивных результатов в том случае, если к периоду наивысшего развития функциональных и физических возможностей организма их успеют подготовить физически, обучить в совершенстве технике основных движений, научить управлять своими движениями и пользоваться изученными двигательными действиями [4]. С этой целью необходимо: · всесторонне развить и укрепить организм детей; · сформировать у них правильную осанку; · обучить умениям управлять своими движениями (в пространстве, времени, степенью мышечных усилий); · обучить основам техники и стилю выполнения гимнастических упражнений; · воспитать у юных гимнастов морально-волевые качества. Указанные задачи решаются в комплексе с помощью упражнений, доступных детям этого возраста. Для всесторонней физической подготовки занимающихся необходимо в каждом занятии применять упражнения из основной гимнастики, особенно общеразвивающие и прикладные. Рекомендуются также подвижные игры, бег на лыжах, коньках, игры на открытых площадках. В период начальной подготовки эти упражнения должны составлять 50—60% от общего количества времени, отводимого на каждое занятие. Умение управлять своими движениями приобретается при выполнении общеразвивающих упражнений, хореографических, прикладных, акробатических и упражнений в висах и упорах. Для этого необходима система несложных упражнений, позволяющих последовательно в легких условиях научить различать положения частей и всего тела в пространстве, определять скорость движений и степень мышечных напряжений. Так, например, в основной стойке можно делать движения руками во фронтальной и сагиттальной плоскостях, чтобы научиться точно определять разные углы наклона рук в симметричных и асимметричных положениях. Техника и стиль выполнения основных гимнастических упражнений усваиваются с помощью несложных хореографических упражнений (у опоры), акробатических и упражнений на гимнастических снарядах (из разряда юный гимнаст). Очень важно делать их технически совершенно, в хорошем стиле, легко, изящно. Нельзя проявлять спешки в обучении. Дидактические принципы последовательности и прочности надо соблюдать самым тщательным образом, руководствуясь в обучении методом алгоритмических предписаний, описанным в предыдущем разделе. Ниже приведена примерная схема построения занятия для детей, занимающихся в гимнастических секциях. I. Подготовительная часть (8—10 мин.): строевые упражнения, общеразвивающие, прикладные, подвижные игры. II. Основная часть (90—100 мин.): упражнения для овладения умениями управлять своими движениями (стоя, лежа, в упоре лежа, в висе и упоре); акробатические упражнения; упражнения для овладения основами техники в висах и упорах, прыжки (простые); комплекс хореографических (у опоры) или общеразвивающих упражнений; подвижные игры. III. Заключительная часть (5—8 мин.): игры умеренной интенсивности; упражнения на ощущение правильной осанки; строевые упражнения. Для регулирования нагрузок применяются различные режимы тренировочных занятий. Нагрузка повышается не по равномерно возрастающей линии, а по ступенчатообразной кривой. Объем нагрузки увеличивается не чаще чем после двух недель тренировки, а ее интенсивность изменяется вариативно (переменно) как в каждом занятии, так и в недельном цикле. Переменность интенсивности нагрузок достигается путем чередования упражнений. Если упражнения физической подготовки (общеразвивающие, прикладные, подвижные игры) проводятся с большой и средней интенсивностью, то упражнения на овладение техникой и умением управлять своими движениями проводятся с малой и средней интенсивностью. Кроме того, интенсивность нагрузок изменяется путем чередования отдельных элементов, соединений из них и комбинаций в целом. С физиологической точки зрения такое чередование нагрузок позволяет отдельным системам организма юных гимнастов лучше приспосабливаться к условиям и справляться с работой. Тренировка юных гимнастов с 12—14-летнего возраста несколько специализируется, но с учетом закономерностей формирования двигательной функции, роста и деятельности внутренних органов. Двигательная функция наиболее интенсивно формируется в 12—14-летнем возрасте. Подростки, почти так же как и 15— 16-летние, осваивают довольно сложные по координации гимнастические упражнения. Они лучше 10—11-летних оценивают свои движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий, у них выше показатели, характеризующие подвижность и уравновешенность нервных процессов и способность напрягать и расслаблять мышцы. Эти данные и дают основание обучать детей 12—14 лет довольно сложным по координации гимнастическим упражнениям, с учетом возрастных особенностей Организм подростков обладает большими функциональными возможностями и высокой работоспособностью при выполнении кратковременной и скоростной работы, но в то же время сравнительно плохо приспосабливается к длительной повторной работе, требующей больших усилий. В связи с этим тренировка юных гимнастов по программе старших разрядов и стремление к быстрейшему переходу на программу мастеров спорта могут привести к переутомлению и сравнительно быстрому истощению растущего организма. Успешно тренировать юных гимнастов без вреда для их здоровья можно только по специально составленным для них программам с применением постепенно повышаемых нагрузок переменной интенсивности, которые способствуют оптимальному протеканию восстановительных процессов в организме. Следует остановиться на соотношении средств общей, специальной физической и технической подготовки в различные периоды тренировки. В подготовительном периоде физическая подготовка должна занимать 40—50% времени на каждом занятии (20—25% времени общая и столько же специальная физическая подготовка). Причем из всего времени, затрачиваемого на физическую подготовку, половину времени следует тратить на развитие скоростно-силовых качеств, одну треть — на развитие гибкости и остальное время — на развитие общей и специальной выносливости. В конце подготовительного периода нужно проводить контрольные испытания по нормативам физической подготовки. Учитывая результаты испытаний, можно регулировать развитие двигательной деятельности занимающихся и определять время для развития того физического качества, которое отстает в данный период. В соревновательном периоде объем работы по физической подготовке снижается до 30%. Это время тратится в основном на специальную физическую подготовку с учетом индивидуальных особенностей. В переходном периоде (в летних спортивных лагерях) на физическую подготовку отводится 60—70% времени; из них две трети — на общую и одна треть — на специальную. Соотношение средств на развитие тех или других качеств примерно такое же, как в подготовительном периоде, но здесь в большей степени учитываются индивидуальные особенности каждого занимающегося. Рациональное нормирование тренировочных нагрузок и правильное соотношение средств общей, специальной физической и технической подготовки позволят повысить функциональные возможности организма юных гимнастов и создать базу для их спортивного совершенствования. Коррекция двигательных нарушений средствами гимнастики является обязательным и важным направлением коррекционной работы в общеобразовательных школах, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности. В основе лечебного действия гимнастических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость занимающегося к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства [2]. Одной из характерных черт занятий лечебной гимнастикой является тренировка занимающихся с помощью физических упражнений. В процессе тренировки занимающихся воспитываются такие качества, как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей. В отличие от спортивной гимнастики, которая предусматривает нагрузки с максимальным психическими и физическим напряжением, тренировка занимающихся на занятиях лечебной гимнастикой ограничена рамками дозировки. Для получения лучших лечебных результатов необходимо соблюдать следующие методические правила: 1. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения в зависимости от общего состояния занимающихся, возраста, состояния тренированности и учета особенностей заболевания. 2. Регулярность применения гимнастических упражнений понимается как ежедневное их использование. 3. Длительность в процессе тренировки физической нагрузки, определяемой характером используемых упражнений и методикой их применения. Физическая тренировка занимающихся только тогда приведет к успеху, когда этот процесс будет постоянно возрастать и усложняться, т.е. буду повышаться требования к занимающемуся при выполнении физических упражнений. 4. Индивидуализация в методике и дозировке применения физических упражнений, зависящая от особенностей заболевания или травмы, а также возраста и общего состояния человека [6]. На занятии лечебной гимнастикой с детьми имеющими нарушения физического развития следует различать следующие группы упражнений: а) общеразвивающие, б) специальные и в) дыхательные. Общеразвивающие упражнения представляют собой наиболее обширную группу. Они, в свою очередь, подразделяются исходя из четырех признаков: «локализации» действия, активности выполнения, характера упражнений и использования снарядов (аппаратов). По признаку «локализации» действия гимнастические упражнения делятся на упражнения для верхних конечностей и плечевого пояса, плеч и спины, мышц шеи, туловища, брюшного пресса и газового дна, мышц нижних конечностей. По признаку активности упражнения делятся на пассивные и активные. Пассивные упражнения выполняются с помощью другого лица (методиста). Упражнения активные выполняются учащимися самостоятельно. По видовому признаку и характеру упражнений последние разбиваются на следующие виды: дыхательные, порядковые или дисциплинирующие, подготовительные или вводные, корригирующие, упражнения в координации движений, метании, равновесии, сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки гимнастические, ритмо-пластические движения, лазание, ходьба, бег и др. По использованию снарядов упражнения делятся на: упражнения без снарядов и аппаратов, со снарядами и на снарядах или аппаратах (сюда же относится и механотерапия). Специальные упражнения применяются с целью непосредственного воздействия на отдельные органы и системы, нарушенные заболеванием или травмой. Они обычно сочетаются с обще-развивающими упражнениями и широко используются в практике лечебной физической культуры [13]. Группа дыхательных упражнений расчленяется на три вида: статические, динамические и специальные. Статические осуществляются без дополнительных движений туловища и рук; динамические, когда акт вдоха и выдоха сочетается с движением рук и туловища, и специальные, которые определяются особенностью заболеваний дыхательного аппарата [7]. Упражнения лечебной гимнастикой имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие. Профилактическое значение физических нагрузок заключается в том, что они благотворно влияют на процессы кровоснабжения органов и тканей, снижая риск атеросклеротических и ишемических изменений, появление которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни. Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющим воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, способствуя правильному развитию и нормальному функционированию. Корригирующее влияние лечебной гимнастики заключается в возможности изменения недостаточности функций организма, их улучшении в результате упражнений. Особенное влияние физической нагрузки нужно отметить в отношении коррекции жировых отложений, так как при израсходованном запасе глюкозы в организме человека основным энергетическим субстратом является жир. Тонизирующий эффект физических нагрузок заключается в выработке организмом во время упражнений эндорфинов и энкефалинов, положительно влияющих на настроение человека и состояние нервной системы. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем системы комплексов физических упражнений с учетом особенностей заболевания и функциональных отклонений студентов первокурсников, направленные на разностороннюю двигательную подготовленность занимающихся. Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи и т.п.); комплексы атлетической гимнастики с корригирующей направленностью (из положения виса на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног под прямым углом; из положения стоя лицом к гимнастической стенке сгибание и разгибание рук с постепенным их разведением в стороны; из положения стоя боком к гимнастической, удерживаясь рукой за рейку, поочередное приседание на правой и левой ноге; из положения лежа на спине и удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки сгибание туловища из положения лежа на животе и удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки многократное прогибание туловища); комплексы атлетической гимнастики на тренажерах; комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемые в режиме «до отказа»; прыжки с дополнительным отягощением на месте, из разных исходных положений (приседа, полуприседа, стоя), с продвижением (спиной, боком, лицом вперед) в различных направлениях, на одной и двух ногах; прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине (мальчики – из виса на руках); «отжимание» туловища (мальчики – в положении упора лежа);приседания в различном темпе и в различных исходных положениях с отягощением массой тела и дополнительными средствами; передача набивного мяча (3 кг) в парах в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений (стоя, сидя, в приседе и полуприседе); метание набивного мяча (3 кг) одной или двумя руками (от груди, снизу, из-за головы) на дальность из разных исходных положений; лазание по канату (на количество повторений и на скорость выполнения); сгибание туловища из положения лежа; сгибание прямых ног из положения виса на руках; передвижение на упоре («тачка») с помощью и самостоятельно; передвижение на руках из положения лежа на спине; передвижение в висе на руках; преодоление комбинированных полос препятствий (с продвижением в висе на руках, ползком, бегом, прыжками, лазанием и перелазанием); перенос непредельных тяжестей с максимальной скоростью (мальчики – сверстников способом на спине); подвижные игры с силовой направленностью (например, импровизированный баскетбол с набивным мячом) [10]. Наиболее эффективно влияют на развитие двигательных способностей упражнения с набивными мячами. Вес их от 1 до 5 кг и применяются они в зависимости от возраста (отдельные упражнения можно использовать для школьников младших классов) и уровня подготовленности учащихся. Упражнения с набивными мячами выполняются как отдельными учащимися, так и в парах, группах. Первая группа Упражнения, состоящие из четырех серий, выполняемые из исходного положения: а) стоя руки вверх с мячом — наклоны, выпады (вперед, в стороны, б) стоя с мячом в руках — броски из-за головы вверх и вперед; из-за в) стоя с мячом в руках — подскоки (на одной — двух ногах); г) прыжки (вверх в длину); броски мяча (удерживаемого между стопами ног) ногами вверх и вперед, назад и вверх. Вторая группа Упражнения, состоящие из трех серий, выполняемые из исходного положения: а) стоя на коленях с мячом в руках — броски из-за головы вверх и б) стоя на левом (правом) колене — броски мяча из-за головы вверх в) сидя ноги врозь — наклоны, вращения туловища с мячом в руках; Третья группа Упражнения, состоящие из трех серий, выполняемые из исходного положения: а) лежа на спине зажав мяч между стопами ног — сгибания и разгибание ног в коленях; руки в стороны, ноги вверх с мячом — повороты вправо и влево до касания пола; подъем ног с мячом (удерживаемым стопами) вверх, опускание за голову; подбрасывание мяча вверх ногами и руками; броски мяча ногами и руками вверх и за голову; б) лежа на животе с мячом в руках — броски мяча из-за головы; лежа в) лежа на спине — бросок зажатого между ногами мяча вверх и вперед, в руки стоящему партнеру.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |