Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




  2.1. Расчеты платежными поручениями

Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документо­оборота.

Безналичные расчеты между предприятиями производятся: пла­тежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными требованиями.

Порядок и форма расчетов определяется в договоре между постав­щиком и покупателем. При выборе той или иной формы расчетов предприятие должно учитывать множество факторов: характер хозяй­ственных взаимоотношений между участниками расчетов, место расположения поставщика и покупателя; трудоемкость операций, издержки обращения; источники средств для платежа, гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товаропродвижения; возможность взаимного контроля и т. д.

Платежное поручение - распоряжение владельца расчетного или другого счета обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы средств другому предприятию или иным полу­чателям средств, указанным в поручении. Платежные поручения применяются как по внутриреспубликанским, так и межгосударственным поставкам и являются одной из основных форм безналичных расчетов. Поручениями могут производиться расчеты: за полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по предварительной оплате товаров и услуг в случаях, предусмотренных в нормативных актах, в договоре, по авансовым платежам в случаях, предусмотренных законодательством или договором. Под предварительной оплатой понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не огово­рены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов.

Схема документооборота при расчете платежными поручениями проста, и ее можно представить следу­ющим образом (рис. 2) [12; с. 76].

     
Поставщик
 
Покупатель


                                               6

     
 


     5                                                                  1

Банк покупателя 2
Банк поставщика 4
                                                  

                                                 3

     
 


                                               

Рис. 2. Документооборот при расчетах платежными поручениями (в порядке предварительного платежа)

Примечание. Источник [12; с. 60]

При расчетах платежными поручениями (в порядке предвари­тельной оплаты) совершаются следующие операции:

1 — предоставление плательщиком платежного поручения в обслуживающий его банк;

2 — проверка и оплата платежного поручения;

3 — перечисление денег на счет получателя;

4 — зачисление денег на счет поставщика;

5 — извещение поставщика о поступлении на его счет денеж­ных средств;

6 — документы на отгрузку продукции (оказание услуг, выпол­нение работ).

Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки, при этом день выписки поручения в расчет не принимается.

При перечислении средств трем и более получателям, обслужи­ваемым одним учреждением банка, могут оформляться сводные пла­тежные поручения.

Платежные поручения принимаются банком плательщика к испол­нению в день их предъявления при наличии на счете достаточных для платежа средств. В случае отсутствия или недостаточности средств поручения к исполнению не принимаются и возвращаются плательщику.

Достоинства расчетов платежными поручениями заключаются в том, что они являются универсальной формой расчетов и применяются при расчетах по внутриреспубликанским и межгосударственным поставкам, по товарным и нетоварным операциям, для оплаты полу­ченного товара и предварительной оплаты, авансов. В этой форме заложена возможность максимального приближения моментов от­грузки товара, выполнения работ, оказания услуг и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Одна­ко при этих расчетах нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспо­собности покупателя, но и от своевременности выписки им поручений банку на перечисление средств; возможно внеплановое перераспре­деление средств, т. е. возникновение взаимной задолженности (деби­торской, кредиторской) при предварительной оплате, по авансовым платежам. Относительно длительный срок действия платежного поручения может замедлить расчеты.

Разновидностью являются расчеты поручениями, акцептованными банком. Они могут применяться: при одногородних расчетах бюджет­ных организаций за полученные товары и оказанные услуги, а также при возврате финорганами доходов бюджета через предприятия связи; при расчетах за товары и услуги в порядке перевода через пред­приятия связи; по услугам предприятий связи за переводы, совершае­мые через почту, за пересылку почтовых посылок и в оплату наложен­ных платежей; при разовых расчетах с транспортными организациями за перевозки грузов и групповые перевозки пассажиров и их багажа. Поручения акцептуются банком при условии депонирований платель­щиком суммы поручения на отдельном балансовом счете. Акцептован­ное поручение может быть принято к платежу только в полной сумме. Получение сдачи с суммы акцептованного поручения наличными деньгами и обмен их на наличные деньги не допускаются.

Плательщик, желающий произвести расчеты поручением, акцептованным банком, представляет его в обслуживающее учреждение банка для акцепта. Банк депонирует на отдельном счете сумму поручения. Экземпляр поручения (скрепленный оттиском гербовой печати учреж­дения банка) выдается доверенному лицу плательщика. Принятые от плательщиков акцептованные поручения предприятия связи, тран­спорта сдают в обслуживающие их учреждения банка для зачисления средств на их расчетные счета. Сумма неиспользованного акцеп­тованного поручения восстанавливается на счете плательщика по поручению, представленному акцептовавшему его банку.

Расчеты акцептованными платежными поручениями гарантируют платеж, но при их осуществлении может замедляться оборачиваемость денежных средств из-за необходимости предварительного депонирова­ния (бронирования) сумм, увеличивается трудоемкость операций в связи с оформлением акцепта.

Предприятия могут осуществлять расчеты указанными поруче­ниями и в порядке перевода средств через предприятия связи (без ограничения суммой).

Для осуществления переводов используются почтовые бланки, а для расчетов с предприятием связи - акцептованное платежное пору­чение. Переводы используются при перечислениях:

на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих и по заготовке акции в местах, где нет банков;

наличных сумм торговой выручки, налогов и других средств для зачисления на счета в банках.

 

 

2.2. Расчеты платежными требованиями

В расчетах между сдатчиками сельхозпродукции (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами и т. п.) наряду с другими формами могут применяться платежные требования.

Платежное требование — это требование поставщика к поку­пателю об уплате ему определенной суммы денег и зачислении ее на счет получателя средств.

Они при­нимаются на инкассо и пересылаются в банк плательщика. Инкассо - банковская операция, при которой банк поставщика берет на себя обя­зательство востребовать платеж с покупателя и зачислить его на счет поставщика. Платежные требования оплачиваются с последующим акцептом. Акцепт-согласие на оплату. Поставщик может заявить отказ от акцепта. Несвоевременно оплаченные документы хранятся в картотеке.

 Специфика данного расчетного доку­мента состоит в том, что:

· платежное требование применяется после отгрузки про­дукции, оказания услуг, выполнения работ;

· оплата платежного требования осуществляется с согласия (акцепта) плательщика;

· в основе расчетов лежит система инкассо, при которой банк поставщика по поручению последнего востребует (инкассирует)
с покупателя причитающиеся ему денежные средства и зачисляет
их на его счет.

Платежное требование составляется на бланке установленной формы и представляется в обслуживающий поставщика банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов. Порядок движения документов при расчете пла­тежными требованиями представлен на рис.3 [12; с. 78].

 

 

     
Поставщик
 
Покупатель


                                               1

             
   


2         9                                               5        4

Банк покупателя 6
Банк поставщика 8
                                                  3

 

         
 
 


                                                7

 

Рис. 3. Документооборот при расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом.

Примечание. Источник [12; с. 62]

 

При расчетах платежными требованиями совершаются следу­ющие операции:

1 — отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ) и вручение или отсылка по почте плательщику товарных и других документов, предусмотренных договором или услови­ями поставки до сдачи в банк поставщиком платежного требо­вания;

2  —  предоставление комплекта расчетных документов постав­щиком в обслуживающий его банк (сдача на инкассо), а в случае согласования с предприятием банки разрешают направление пла­тежного требования непосредственно в банк плательщика, минуя банк поставщика с целью ускорения расчетов;

3  —  проверка и пересылка платежных требований в банк по­купателя;

4  —  установление банком покупателя сроков акцепта, оплаты платежных требований вручение экземпляра платежного требова­ния плательщику;

5  —  согласие плательщика на оплату платежного требования или отказ от акцепта;

6  —  оплата платежных требований путем снятия денег со счета плательщика (при согласии покупателя на оплату) или возврат
платежных требований в банк поставщика (в случае отказа от акцепта);

7  —  перевод денег в банк поставщика или заявление об отказе платежа;

8  —  зачисление денег на счет поставщика;

9  -  извещение поставщика о поступлении денег на его расчет­ный счет или сообщение об отказе от акцепта.

Главный недостаток этой формы безналичных расчетов заключается в низкой степени ответственности плательщика за своевременность расчетов за товары и услуги.

Расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежные требования-поручения представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов, стоимость постав­ленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на бланке  и вместе с отгрузочными документами направляется в трех экземплярах непосредственно покупателю. Первый экземпляр должен быть оформлен подписями поставщика и оттиском печати. При необходимости телеграфного авизования платежа поставщиком на всех экземплярах требования-поручения простав­ляется надпись: «Платеж перевести телеграфом».

Плательщик, определив возможность оплаты полностью или час­тично полученного требования-поручения, сдает его в обслуживаю­щее отделение банка с тем, чтобы акцептованная по платежному требованию-поручению сумма была перечислена со счета платель­щика на счет поставщика. В банк передаются первые два экземпляра требования-поручения, оформленные подписями и оттиском пе­чати плательщика.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк акцептованное платежное требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется. По времени выражения согласия на платеж акцепт может быть предваритель­ным и последующим.

При предварительном акцепте платежное требование-поручение предъявляется для оплаты в банк, обслуживающий покупателя (плательщика), на следующий день после истечения срока акцеп­та, указанного в договоре, если плательщик не заявил отказа. При последующем акцепте платеж совершается в течение опера­ционного дня по мере сдачи платежного требования-поручения в банк плательщика. При этом за плательщиком сохраняется право в течение срока, определенного договором, отказаться от акцепта. В этом случае банк плательщика восстановит на его счете ранее списанную сумму. Однако восстановление денег возможно после соответствующего документооборота и списания суммы отказа от счета поставщика и лишь затем зачисления на счет плательщика.

Переход на расчеты платежными требованиями-поручениями и новый порядок восстановления денег на счете плательщика делают нецелесообразным использование последующего акцепта. И в настоящее время в подавляющем большинстве используется предваритель­ный акцепт, что соответствует мировой практике расчетов.

Мотивы отказов от акцепта и способ заявления об этом оговариваются в договоре между поставщиком и покупателем (плательщиком) и банком также не контролируются.

 Полный отказ может быть по следующим причинам:

· при предъявлении платежного требования-поручения на незаказанную продукцию, товары или непредусмотренные договором услуги;

· при отгрузке продукции по неверному адресу;

·  досрочной поставке без согласия покупателя (заказчика);

· при поставке недоброкачественной продукции или некомплектного товара, несоответствии его стандартам при условии, что это документально подтверждено до истечения срока, установлен­ного для акцепта;

· при поступлении расчетного документа за товар­но-материальные ценности, которые ранее были оплачены, и др.

Мотивами частичного отказа от акцепта могут быть:

· арифмети­ческие ошибки в расчетном документе, (превышение установленных цен и тарифов;

· отгрузка наряду с заказанными незаказанных материальных ценностей или отгрузка в количествах, превышающих заказанное;

· документально установленная до истечения срока акцеп­та недоброкачественность, некомплектность части товаров или не­соответствие стандартам и техническим условиям и др.

 Порядок движения документов при расчете платежными требованиями-поручениями представлен на рис. 4 [12; с. 80].

     
Поставщик
 
Покупатель


                                               1

     
 


     6                                                                  2

Банк покупателя 3
Банк поставщика 5
                                                  

                                                 4

     
 


                                               

 

Рис. 4. Документооборот при расчетах платежными требованиями-поручениями

Примечание. Источник [12; с. 62]

 

При расчетах платежными требованиями-поручениями совер­шаются следующие операции:

1 — пересылка платежных требований-поручений и докумен­тов на отгрузку продукции (оказание услуг, выполнение работ) покупателю;

2 — предъявление акцептованных покупателем платежных тре­бований-поручений в обслуживающий банк для платежа;

3 — оплата платежного требования-поручения путем списания денежных средств со счета плательщика;

4 — перечисление платежа в банк поставщика;

5 — зачисление денежных средств на счет поставщика;

6 — извещение поставщика о поступлении на его счет денеж­ных средств.

Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями определяется упрощением документооборота, и следовательно, сокращением издержек по ведению расчетов. При их использовании повышается ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов в связи с тем, что расчетные документы пересылаются плательщику, минуя банк. Эта форма расчетов имеет следующие преимущества: постав­щик получает возможность отгружать продукцию в соответствии с разработанными графиками, за покупателем сохраняется право проверять соблюдение поставщиком условий договора.

Недостатки, которые присущи этой форме расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежа, в возможности замедления оборачивае­мости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупате­лем, отказов от акцепта (особенно необоснованных).

Итак,  расчеты платежными требованиями-поручениями не гарантируют платежа. При отсутствии достаточных средств на счете плательщика требование-поручение возвращается ему без испол­нения. В случае неоплаты полностью или частично платежного требования-поручения плательщик уведомляет об этом непосредствен­но поставщика в порядке и в сроки, оговоренные договором. Не оплаченные в срок документы помещаются в картотеку № 2, ко­торую в настоящее время ведут сами предприятия. Расчеты платеж­ными требованиями-поручениями преимущественно используются в иногородних расчетах.

 2.3. Расчеты чеком

 

Чек – это безусловный приказ клиента банку, ведущему его текущий счет, уплатить определенную сумму предъявителю чека, его приказу или другому указанному в чеке лицу. Владелец счета получает чековую книжку и выписывает чеки в пределах остатка средств на счете (или сверх этого остатка, если имеется договоренность об овердрафте).

    Чек должен иметь следующие необходимые реквизиты:

– название банка;

– безусловный приказ об уплате суммы;

– получатель денег;

– дата и место выписки чека;

– подпись чекодателя.

Чек может иметь произвольную форму и выписан на простом листе бумаги.

    Аналогично векселю, в зависимости от того, в чью пользу выписан чек, различают чеки:

именные (pay to the name of N) – платите только N;

ордерные (pay to the order of N) – платите N или его приказу;

предъявительские (pay to the bearer) – платите предъявителю.

    Ордерный чек дает возможность держателю переуступить право получения денег другому лицу с помощью передаточной надписи – индоссамента (endorsement).

    Различают четыре вида индоссаментов:

1. Бланковый индоссамент – держатель чека ставит на обороте его свою подпись, в результате чего чек становится предъявительским документом, и любой законный владелец может получить по нему деньги в банке.

2. Именной индоссамент – держатель ставит на обороте свою подпись и указывает имя лица, которому передается право получения денег по чеку.

3. Целевой индоссамент – держатель чека указывает на обороте цель передачи чека другому лицу и ограничивает возможность получения денег по чеку. Иногда этот вид индоссамента используется в сочетании с именным.

4. Безоборотный индоссамент – если держатель чека хочет ограничить или исключить возможность предъявления претензий по чеку в случае его неоплаты, он использует слова “без оборота” в тексте индоссамента. Однако, чтобы эта оговорка была действительной, банк, куда перечисляются деньги по чеку, должен признать ее с помощью собственного индоссамента.

    Еще одной разновидностей чеков является кроссированный чек (crossed check). На лицевой стороне чека ставятся две параллельные линии. Это значит, что следуемая по чеку сумма должна быть зачислена на счет предъявителя чека. Кроссирование чека значительно затрудняет использование украденных чеков, так как по ним нельзя получить наличные деньги. Чеки могут быть кроссированы заранее, типографским способом, так что клиент банка получает чековую книжку с кроссированными чеками.

    Известны разные формы кроссирования чека.

    Удостоверенный чек (certified check). Банк специальной надписью удостоверяет подлинность подписи клиента и наличие суммы для оплаты чека. Банк несет по нему ответственность и не может отказаться от оплаты (в момент удостоверения чека сумма снимается со счета чекодателя и резервируется на особом счете). На лицевой стороне чека ставится штамп “certified”, дата, наименование банка и подпись работника банка.

    Чек казначея (cashier’s check) – чек, имеющий подпись казначея банка и выписанный на банк (для погашения обязательств банка, покупки оборудования для собственных нужд и так далее). Эти чеки надежны и охотно принимаются в обороте.

    Еще один специфический момент – приостоновка платежа по чеку (stop payment). Чекодатель имеет право уведомить банк об отказе от оплаты уже выданного чека. Кроме того, банк не имеет права оплачивать чек, если он получил сведения о смерти или банкротстве чекодателя.

    Отличия чека от переводного векселя:

– чек оплачивается по предъявлении, вексель же может быть как предъявительским, так и срочным документом;

– чек выписывается на банк, вексель – нет;

– чек никогда не акцептуется банком, вексель же должен быть акцептован плательщиком;

– чеки в подавляющей массе не находятся в обращении (хотя и могут передаваться по индоссаменту), а прямо предъявляются в банк к оплате; векселя же обращаются, переходя от одного владельца к другому;

– лицо, выдавшее вексель, освобождается от ответственности, если вексель не предъявлен плательщику в течение короткого промежутка времени (так как задержка увеличивает возможность злоупотреблений); по чеку же банк остается ответственным в пределах 6-ти лет с момента выписки (Великобритания);

– чек может быть подвергнут кроссированию, вексель – нет;

– если подпись на чеке подделана, банк может отказаться от его оплаты; подделка же подписи векселедателя не освобождает акцептанта от обязанности оплатить вексель.

    Оплата чека – ответственная операция для банка. Чеки могу быть подделаны, иметь различные дефекты. Риск, связанный с выдачей и оплатой чеков, может быть существенно снижен благодаря гарантийной чековой карточки (check guarantee card). Она свидетельствует о том, что:

– клиент банка может получить наличные деньги по чеку в предела до 50 ф.ст. за один раз в любом отделении данного банка (а не только в том, где ведется счет клиента);

– чек, выданный клиентом, будет оплачен независимо от состояния его счета и наличия на нем достаточной суммы.

    Наличие гарантийной чековой карточки открывает большие возможности для злоупотреблений, так как оплата чека гарантируется банком. Поэтому банки стараются выдавать карточку только тем клиентам, которые доказали свою честность и ответственность в операциях с банком.

 

Расчеты аккредитивами

Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика, выдаваемое им по поручению покупателя, про­изводить платежи поставщику при условии предоставления пос­ледним документов, подтверждающих отгрузку товаров, а также других условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Расчеты аккредитивами применяются в случаях систематической задержки платежей и если это предусмотрено договором.

Существуют покрытые или депонированные, непокрытые или гарантированные, отзывные и безотзывные аккредитивы. При от­крытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет соб­ственные или заемные (кредит банка) средства плательщика в распоряжение исполняющего банка на отдельный балансовый счет "Аккредитивы" на весь срок действия обязательств банка-эмитен­та. Непокрытый аккредитив представляет исполняющему банку списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннули­рован банком-эмитентом без предварительного согласия с постав­щиком. Безотзывный аккредитив представляет собой твердое обя­зательство банка-эмитента, подтвержденное исполняющим банком в дополнение к обязательству банка-эмитента, производить выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Бе­зотзывный аккредитив не может быть отменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Схема документооборота при расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами представлена на рис. 5.

     
Поставщик
 
Покупатель


                                               6

             
   


            5        7                                                 1 11

Банк покупателя (банк-эмитент) 2                                   10
Банк поставщика (исполняющий банк) 4                                    8
                                                  

                                                 3

                                                      9

                                               

 

Рис. 5. Документооборот при расчетах платежными требованиями-поручениями

 

При расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами совершаются следующие операции:

1. — предоставление заявление на выставление аккредитива;

2. — списание суммы аккредитива со счета покупателя (выдача
кредита на выставление аккредитива; учет выставленного аккре­дитива);

3. — перевод суммы аккредитива в исполняющий банк;

4. — депонирование суммы аккредитива на отдельном счете и
проверка условий исполнения аккредитива;

5. — сообщение поставщику об открытии аккредитива;

6. — отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ);

7. — предоставление документов, подтверждающих факт от­
грузки продукции (оказания услуг, выполнения работ) и проверка
выполнения условий аккредитивного заявления;

8. — зачисление денежных средств на счет поставщика;

9. — сообщение банка поставщика банку покупателя об исполь­зовании поставщиком аккредитива;

10. - учет использованного аккредитива (операция 2);

11. – извещение покупателя о выплатах по аккредитиву.

Выводы.

1. Платежное поручение - распоряжение владельца расчетного или другого счета обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы средств другому предприятию или иным полу­чателям средств, указанным в поручении.

2. Платежное требование — это требование поставщика к поку­пателю об уплате ему определенной суммы денег и зачислении ее на счет получателя средств.

3. Чек – это безусловный приказ клиента банку, ведущему его текущий счет, уплатить определенную сумму предъявителю чека, его приказу или другому указанному в чеке лицу. Владелец счета получает чековую книжку и выписывает чеки в пределах остатка средств на счете (или сверх этого остатка, если имеется договоренность об овердрафте).

4. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика, выдаваемое им по поручению покупателя, про­изводить платежи поставщику при условии предоставления пос­ледним документов, подтверждающих отгрузку товаров, а также других условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Расчеты аккредитивами применяются в случаях систематической задержки платежей и если это предусмотрено договором.



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)