РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РЫНКА В БЕАРУСИ
Развитие системы расчетов банковскими картами в Беларуси шло эволюционным путем. Существовал ряд объективных предпосылок, определивших возможность использования технологий мировых платежных систем Visa и Eurocard/MasterCard, а также построения своей межбанковской системы расчетов на основе пластиковых карт. В республике была создана развитая инфраструктура безналичных расчетов в сфере оптовых платежей, обеспечивающая проведение межбанковских расчетов в пределах республики «день в день». Одновременно начала осуществляться национальная программа разработки специализированного терминального оборудования (банковских и торговых кассовых аппаратов, устройств записи-считывания карт), самих карт (магнитных и микропроцессорных) и оборудования, необходимого для их массового производства, что в дальнейшем обеспечило распространение системы в масштабах всей страны. В основе «БелКарт» лежат принципы организации и функционирования двух национальных платежных систем - французской (GIE) и датской (РВS). Единую стратегию развития платежной системы в республике обеспечивают унитарное предприятие «Белорусский межбанковский расчетный центр» (УП БМРЦ)) и банки-заказчики. Характеристика пластиковых карточек, используемых в Республике Беларусь представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1 [3]. Перевод промышленных предприятий на зарплатное обслуживание работников с помощью банковских пластиковых карт позволяет сократить потребности в наличных деньгах, увеличить долю безналичных расчетов за товары и услуги, сочетать интересы населения и государства при использовании средств населения, направляемых на потребление, создать стимулы для сбережений. Внедрение зарплатного проекта предусматривает решение ряда задач: улучшение экономических условий работы предприятий по обслуживанию работников, связанному с выдачей заработной платы; увеличение числа услуг, предоставляемых банком населению; улучшение качества обслуживания в банке и ПТС; уменьшение наличного оборота и средств на его поддержание; привлечение средств населения в экономику государства; увеличение скорости обращения платежей; вынесение кредитов за пределы банка и ПТС, упрощение процедуры предоставления потребительского кредита. В регионах Беларуси ряд производственных предприятий уже перешли на выдачу заработной платы с использованием пластиковых карт «БелКарт» и Cirrus/Maestro. По уровню охвата рынка пластиковыми картами республика значительно уступает России и Польше (Россия - 12% населения, Польша - около 40%, Беларусь - около 10%). В других странах (Словении, Чехии, Венгрии) этот показатель составляет 40-50%. Отчасти процесс их популяризации сдерживается низкими темпами развития карточной инфраструктуры: банкоматов, магазинов, где можно расплатиться с помощью пластиковой карты или осуществить расчет через какую-либо платежную систему Интернета и т.п. [5; с. 19]. По зарубежным источникам, основными целями электронных платежных систем являются сокращение издержек кредитно-денежного обращения, повышение качества банковского обслуживания и обслуживание в потребительской сфере, которые достигаются за счет: а) снижения затрат на оказание розничных услуг, так как уменьшаются затраты на создание и содержание сети, а также количество дорогих и трудоемких бумажных операций, создаются новые источники доходов (комиссионные), расширяется география деятельности благодаря возможности подключения к национальным или региональным сетям, повышается конкурентоспособность: б) увеличения точности и скорости выполнения платежей; в) роста продаж товаров торговыми предприятиями: ускорения расчетов за них. т.е. товарно-денежного оборота. В системах электронных платежей должным образом оформленные и переданные по линиям связи сообщения являются основанием для выполнения одной или нескольких банковских операций. Никаких бумажных документов в принципе не требуется (хотя они могут быть выданы). Электронная система платежей предполагает автоматизацию следующих денежных расчетов: в области потребительских сделок (торговля, общественное питание, бытовые услуги, медицинское обслуживание, страхование и т.д.); расчеты между предприятиями, а также между предприятиями и структурами государственного управления (в случае финансирования из госбюджета); на финансовом и фондовом рынках (торговля кредитными ресурсами, ценными бумагами и т.д.), биржах (включая расчеты по фьючерсным сделкам): трансфертных платежей (выплаты, осуществляемые государством и не являющиеся компенсацией за оказываемые трудовые услуги, пенсии, пособия по безработице, стипендии и т.д.); международные. Инфраструктура безналичных расчетов платежной системы представляет собой совокупность взаимодействующих систем и средств автоматизации процессов осуществления денежных переводов. В ее состав входят системы: - коммерческих банков, которые обеспечивают, в частности, внутрибанковские расчеты головного банка и его филиалов, взаимодействие с платежной системой и клиентами банка; - расчетов по операциям, инициированных пластиковыми картами; - межбанковских расчетов; - телекоммуникаций, обеспечивающих взаимодействие всех компонентов. Каждая из этих систем является корпоративной. Ведущая роль в платежной системе принадлежит банкам, которые устанавливают конкретные формы расчетов с учетом объективных потребностей денежного оборота и сущности платежей, контролируют соблюдение принципов безналичных расчетов и договорной дисциплины, применяют санкции к нарушителям и, в свою очередь, несут ответственность перед клиентами за нарушение правил расчетных операций. Оптимальная банковская инфраструктура, выступая в качестве компонента автоматизированной системы, позволяет сократить банковский и коммерческий риск, способствует возникновению новых финансовых продуктов, рынков, улучшению качества услуг и уменьшению их стоимости, сокращению финансовых и человеческих ресурсов, задействованных в осуществлении платежей. В настоящее время автоматизированные банковские системы (АБС) охватывают практически все стороны деятельности банка: Ø все ежедневные внутрибанковские операции, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов; Ø коммуникации с филиалами и иногородними отделениями; взаимодействие с клиентами; Ø анализ деятельности банка и выбор оптимальных решений; Ø розничные операции, в том числе связанные с использованием банкоматов и пластиковых карт; межбанковские расчеты; Ø работу банка на рынке ценных бумаг; Ø информационные услуги. Базой для реформы банковского дела является создание единого межбанковского информационного пространства, поэтому во всех странах с переходной экономикой уделяется большое внимание разработке и внедрению современной платежной системы. Все большее распространение получает банковское обслуживание без посещения банка (удаленный, или home-banking). Оно обеспечивает комплекс услуг по представлению клиентам финансовой информации, осуществлению банковских сделок и предполагает наличие у клиента оборудования, позволяющего передавать банку распоряжения об оплате счетов, получать информацию о состоянии банковского счета, проведенных операциях. Выделяют четыре разновидности банковского обслуживания клиентов без посещения банка: РС-банкинг, Интернет-банкинг, видеобанкинг и обслуживание по телефону [5; с. 31]. До недавнего времени розничный банковский бизнес делили на традиционный (депозиты, денежные переводы, платежи за коммунальные услуги и т.п.) и карточный с соответствующим разделением технологической базы и организационной структуры. Карточные программы рассматривались как необходимое, но затратное дело и поддерживались банками исключительно для формального обеспечения комплексности услуг и формирования положительного имиджа. Сейчас можно говорить о качественном изменении в практике ведения розничного бизнеса. Карточные продукты заняли центральное место в предлагаемых банками пакетах услуг для физических и юридических лиц. В связи с этим наблюдается рост спроса на процессинговые системы, с одной стороны, крупных банков, которые расширяют возможности процессинга на базе внедрения новых технологий, с другой - небольших и средних банков, стремящихся внедрить системы, предназначенные для работы с различными типами карт. Исходя из своих потребностей и возможностей, каждый банк решает, создавать ли свой процессинг или пользоваться готовым. Государство и Национальный банк Республики Беларусь заинтересованы в совершенствовании инструментов обращения и накопления, обеспечивающих охват всех слоев населения с разными доходами и интересами. В этих целях важно создать универсальное организационно-правовое и методическое обеспечение, механизм управления рисками и ликвидностью при расчетах, единое информационное пространство обслуживания по картам различных систем. Различными могут быть: типы и виды карт, финансово-экономические модели, маркетинговые программы, тарифы. Следует отметить, что использование информационных технологий в организации функционирования платежной системы неразрывно связано с определенным риском. Чем больше вклад информационных систем в оптимизацию бизнеса, тем выше возможные риски, связанные с их применением. Они имеют разную природу: технологическую (продукт может функционировать не так, как ожидалось), структурную (выбранная архитектура может не обеспечивать требуемое расширение системы), психологическую (реакция на новую систему в организации может оказаться неадекватной). Одним из проектов дальнейшего развития карточного бизнеса может стать внедрение в Беларуси социальных и медицинских карт, что позволит обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости, сегментировать население, учитывать и отслеживать помощь тем или иным социальным группам, которые нуждаются в поддержке государства или получают ее, улучшить медицинское обслуживание. Обычно социальные и медицинские карты, помимо функций идентификации и хранения данных, осуществляют и платежные функции. Одним из направлений расширения функциональных возможностей систем на основе пластиковых карт является внедрение расчетов за коммунальные услуги. В последние годы стала бурно развиваться электронная коммерция, которая стимулирует развитие систем Интернет-платежей. Платежные оn-line системы в Интернете обеспечивают платежи с помощью кредитных карт и электронных денег. В развитых государствах динамично развивается технология Интернет-банкинга, который предоставляет широкий спектр банковских услуг с использованием Интернета. Она позволяет контролировать собственные счета; покупать и продавать безналичную валюту; оплачивать коммунальные услуги, доступ в Интернет, счета операторов сотовой и пейджинговой связи; осуществлять безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по счетам. В Республике Беларусь платежные Интернет-системы и Интернет-банкинг не нашли еще широкого применения, поэтому их развитие - задача ближайшего будущего. В перспективе платежные системы должны будут предоставлять потребителю возможность совершать покупки различными способами, т.е. используя чеки, пластиковые карты, электронные деньги и пр. и применяя при этом различные коммуникационные средства (телефоны, телевизоры, компьютеры), сети (кабельное телевидение, частные сети Интернет). Анализ показывает, что белорусская банковская система по сравнению с функционирующими в других развивающихся странах имеет относительно низкую общую капитализацию. Отношение суммарных банковских активов к валовому внутреннему продукту в Чехии составляет более 185%, в Словении - почти 100, России - 38%, а в Республике Беларусь - лишь около 30%. Значение розничного бизнеса в большинстве развитых стран велико и в отдельных случаях он превышает долю корпоративного. Депозиты населения в странах Восточной Европы составляют от 30 до 60% валового внутреннего продукта, в России - 9,6, а в Республике Беларусь - 8,4%. Уровень развития потребительского кредитования в Беларуси пока низок. Доля кредитов населению в Чехии и Словении составляет 9-12% ВВП, в России - 1,3, в Беларуси - 3,4% [5; с. 22]. На объемы и доступность банковских услуг, предоставляемых населению, непосредственное влияние оказывает состояние развития инфраструктуры. В настоящее время число жителей Беларуси, приходящихся на один банковский филиал, достигает 20,5 тыс. чел. В Швейцарии - примерно 800 чел., в Германии - 1000, в Японии - 1700, в США - 2400 чел [5; с. 24]. В нашей стране процесс построения системы межбанковских расчетов в основном завершен, однако глобализация экономики и расширение экономических связей выделили проблему включения банковского сообщества государства в мировые финансовые потоки, потребовав формирования в каждой стране, в том числе в Беларуси, платежной системы и, соответственно, ее основной части - системы межбанковских расчетов, отвечающей унифицированным мировым стандартам. Данное направление нашло отражение в концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2004-2010 гг., где одной из основных стратегических целей стало обеспечение ее приближения к европейскому уровню и интеграции в мировую финансовую систему. Помимо построения эффективной системы межбанковских расчетов, имеющего общегосударственное и международное значение, важными являются также организация и учет межбанковских расчетов на уровне отдельного банка или его структурного подразделения, поскольку через данную систему происходит реализация одной из важнейших функций банков — посреднической. В условиях тесной зависимости банков друг от друга экономический эффект от внедрения электронной денежной системы можно ожидать только тогда, когда она будет внедрена в масштабах всей страны, а не только в рамках отдельных банков и регионов. В нашей стране уже сделаны первые шаги в области создания элементарного денежного обращения. Начиная с 2000 г. в Беларуси функционирует автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР РБ), состоящая из двух подсистем - клиринг и ВISS. Она разработана на основе международных стандартов по банковской связи (ISO), и в ней ежедневно обрабатывается в среднем 120 тыс. электронных документов и сообщений по платежам клиентов и банков. Из них системой ВISS - 9% от общего количества платежей (90% от их общей суммы), клиринговой - 91 % платежей (10% от их общей суммы). АС МБР создана для сокращения времени осуществления расчетов между банками. Количество ее участников растет, все банки и их филиалы работают в этой системе [10; с. 51]. С выходом белорусских коммерческих банков на международный рынок возникла проблема их подключения к международным глобальным сетям. Проблема сотрудничества и проведение расчетов банков Беларуси с банками мира решается путем вхождения отечественной банковской индустрии в Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT). В настоящее время почти все головные банки Беларуси имеют возможность осуществлять пересылку сообщений в SWIFT, что расширяет интенсивность финансовых и экономических внешних контактов, создает нормальные условия для функционирования иностранных инвестиций на территории республики. Развитие электронных денежных расчетов в нашей стране сдерживается из-за отсталости материально-технической базы коммерческих и центрального банков, острой нехватки современных компьютерных технологий и программного продукта для банков обоих уровней. Техническое же переоснащение всей банковской системы Беларуси - дело будущего, поскольку требует колоссальных материально-технических и финансовых ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие вычислительной техники, методов обработки информации, средств телекоммуникационного доступа создало условия для внедрения корпоративных информационных систем различного назначения и масштаба, а также предпосылки для интеграции этих систем в единое информационное кибернетическое пространство. В настоящее время в ряде стран мира создаются информационные общества, в которых значительная часть услуг должна производиться и потребляться в цифровой форме и уже большая часть информации, как финансовой, так и нефинансовой, обрабатывается электронным способом. Современные деньги претерпевают крупные изменения. Результатом научно-технического прогресса являются электронные деньги, которые смогут заменить традиционные инструменты обращения и накопления стоимости фидуциарные и безналичные. В будущем электронные денежные технологии будут обслуживать преобладающую часть сделок в экономическом обороте. Ручная обработка и бумажные технологии идут на убыль, потребители переходят к самообслуживанию, и не и сервисных центрах, а там где услуга необходима человеку в данный момент, т.е. дома, па работе, в пути. Одним из интенсивно развивающихся инструментов расчета являются платежные пластиковые карты, которые в настоящее время являются базовым элементом электронных систем, основанных на использовании современных информационных технологий. С их помощью сегодня реализуются такие национальные и транснациональные проекты, как расчеты за товары и услуги в области и потребительских данных, персонификация и идентификация граждан, адресная социальная и медицинская помощь, виртуальное банковское обслуживание, электронные деньги, электронная торговля посредством глобальной сети Интернет и мобильной связи, программы поощрения покупок и т.д. Безналичное обращение это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карт, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: - юридическими лицами различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; - юридическими лицами и кредитными учреждениями по поводу получения ивозврата депозита и кредита, а также уплаты процентов; - юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, процентов по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам; - юридическими, физическими лицами и государством по оплате налогов, сборов, а также получению бюджетных средств. В Республике Беларусь порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским и Банковским кодексом РБ, который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов. Реальная отдача от введения в нашей стране электронного денежного обращения заключается в том, что можно будет: Ø во-первых, сократить в несколько раз наличную денежную массу, а значит, и огромные издержки по инкассации, пересчету и обеспечению сохранности денег; Ø во-вторых, ускорить оборот безналичной денежной массы; Ø в-третьих, упорядочить кредита о-налоговую систему за счет вхождения банков в единую систему электронного обращения, что позволит качественно и быстро определять платежеспособность Ø в-четвертых, исключить возможность подделки банковских документов. Перевод финансовых операций на электронную основу поможет отечественным банкам стать регулятором народного хозяйства. Автоматизацию безналичных расчетов в рамках электронной системы платежей следует осуществлять в таких взаимосвязанных сферах, как: - розничные банковские услуги (обслуживание с использованием пластиковых карт, банкоматов и других устройств самообслуживания, расчеты в торговых точках, банковское обслуживание на дому и в офисе, обработка и хранение денежных документов); - оптовые банковские услуги (перевод денежных средств, управление денежными операциями и контроль за ними); - сделки между клиентами, включая международные расчеты. Внедрение таких новых современных услуг, как электронные расчеты, пластиковые карты, позволит даже в условиях сегодняшней Беларуси зарабатывать деньги, соединяя все три банковские функции: сбор дешевых ресурсов с большого числа небогатых клиентов, контроль за движением денег по циклу «банковский счет - клиент - магазин - банковский счет» и кредит предприятий и торговых структур, связанных с этой клиентурой. Это одна из немногих реальных возможностей сегодня для банков зарабатывать деньги.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |