Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Более глубокое изучение специфики выбранной профессии поможет школьнику принять правильное решение: продолжить свой путь в выбранном направлении, или сменить специализацию.



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Более глубокое изучение специфики выбранной профессии поможет школьнику принять правильное решение: продолжить свой путь в выбранном направлении, или сменить специализацию. 0.00 из 5.00 0 оценок





Активные методы обучения в образовательном процессе

Решение любой технической задачи базируется на использовании большого запаса специальных знаний, на умении «добывать» недостающую информацию. Особое внимание следует обратить на специфику технических задач (проблем), в ходе решения которых и осуществляется мыслительная деятельность.

Психологические исследования показывают, что успех решения технических задач во многом зависит от того, как сочетаются в деятельности человека теория и практика.

Другая важная особенность технического мышления проявляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии понятийных и образных компонентов деятельности. Специфичен и сам процесс технического мышления, характер его протекания, что обусловлено особенностями технических задач, а также условиями деятельности по их решению.

В результате решения технических задач вырабатывается определенная направленность мышления, выражающаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремлении выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических задач. Если процесс технического мышления протекает в ходе решения задач, то естественно предположить, что способ его развития должен моделировать ход решения задачи.

       Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.       Разнообразие методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.       В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания:        - по способу получения учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические),        - по способам взаимодействия обучающих и обучающихся (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).        В предлагаемой классификации методы делятся прежде всего надве группы:       - методы, направленные на первичное овладение знаниями;       - методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний, и овладению умениями и навыками.       В зависимости от степени активности учащихся в процессе обучения методы 1 группы делятся на информационно-развивающие и проблемно-поисковые, 2-й -- на репродуктивные и творчески-воспроизводящие.       В традиционно сложившейся практике преподавания в учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы, в которых преподаватель играет активную роль. Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.       В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих  задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы. Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.       Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимся, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.       Для активизации познавательной деятельности используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.       Особенности активных методов обучения состоят в побуждении учащихся к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.       Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.        Познавательная активность означает интеллектуально эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.       Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.       Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умении и навыков.        Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому в учебном процессе используются и  традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.       При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление учащихся, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. На практике в процессе обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов; показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. п.       Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала.               Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов, они сложны, комплексны. Этим типовым задачам и должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.

Выполнение комплексной учебно-производственной задачи при изучении ряда учебных предметов вносит следующие важные элементы в учебный процесс:                               

- обеспечивает последовательный переход от овладения профессиональными знаниями к самостоятельному исполнению профессиональных функций;

- позволяет преподавателю осуществлять обратную связь не только на уровне знаний, но и на уровне умений;

- дает возможность учащимся реально понять межпредметные связи, и их значение в профессиональной деятельности.

При обучении решению ситуационных производственных задач преподаватель направляет внимание учащихся на последовательность выполнения действий:

- анализ описанной производственной ситуации;

- выявление способов (нормативов, правил, методик), которые могут быть использованы при решении задачи;

- вычленение необходимых данных для решения задачи, установление их достаточности;

- выполнение действий, обусловленных вопросом (за­данием).

Развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами: обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности - качеств, характеризующих интеллектуальные способности человека к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления этих качеств приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.

Заключение

Экономические и политические изменения, происходящие в России, обусловили глубокие изменения всей системы образования, в том числе преобразование системы профессионального образования, целью которого становится подготовка специалистов, способных к творческой профессиональной деятельности.

В изменившихся социально-экономических условиях, в которых актуализировалась потребность в новом человеке, необходимо обеспечение непрерывности и преемственности профессионального образования.

В ближайшем будущем будут востребованы работники, имеющие базовое образование и высокую квалификацию.

На повестку дня самой жизнью поставлена проблема организации подготовки трудовых ресурсов, отвечающей духу времени.

Новый подход к осуществлению этой проблемы отражается в следующих позициях:

– подготовка трудовых ресурсов осуществляется в условиях формирования нового статуса труженика – хозяина;

– формирование трудовых ресурсов осуществляется в период перехода к «экономическому методу» руководства, отказ от слепого исполнения планов и приказов и переход к творческому поиску эффективных решений;

– подготовка трудовых ресурсов призвана стать необходимой предпосылкой успешной работы практически во всех сферах и отраслях хозяйства, неотъемлемой составной частью культурного облика современного человека;

– усиление связи профессионального самоопределения молодежи с экономическими стимулами трудовой деятельности;

– познание молодежью и работниками учреждений образования системы социально-экономической защиты личности.

В связи с этим требуются коренные изменения в области профессионального образования учащейся молодежи. Эти изменение должны коснуться самой идеологии подготовки трудовых ресурсов.

Следовательно, начиная уже с раннего школьного возраста необходимо готовить детей к трудовой деятельности.

Способность личности к трудовой деятельности проявляется в умении, а также возможности производить какие-либо действия. Показатели критерия – умение продуцировать и реализовать идеи, умение адаптироваться в нестандартной ситуации.

Показателями сформированности творческих умений можно считать: способность к нестандартному подходу, новаторство в трудовой деятельности, стремление вести поиск новых возможностей в организации дела, экспериментирование, желание осваивать новые технологии, умение рационально использовать имеющиеся средства и время.

Школьники хорошо осознают необходимость трудовой деятельности, часто выступают ее организаторами, участвуют в планировании работ, умеют анализировать результаты трудовой деятельности, имеют опыт работы в условиях, требующих творческих умений, решение творческих задач, способность оказать помощь товарищам в организации работы, применение имеющих знаний непосредственно в своей практической деятельности.

Профессиональное образование призвано поднять эффективность трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений как в условиях крупномасштабного, так и индивидуального промышленного и сельскохозяйственного производства и сферу услуг.

Именно поэтому подготовка трудовых ресурсов в обязательном порядке должна найти отражение в государственных образовательных стандартах, учебных планах и программах образовательных учреждений.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими социально-педагогическими факторами:

· модернизация системы школьного образования, направленная на профилизацию его старшей ступени и обеспечивающая личностно ориентированный маршрут обеспечения учащихся в соответствии с профессиональными интересами образования;

· необходимость организации предпрофильной подготовки для выбора девятиклассниками будущего профиля обучения;

· недостаточность учета региональных возможностей рынка образовательных услуг и труда для профильной ориентации в системе непрерывного образования детей;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального, основного, общего, дополнительного и профессионального образования;

· формирование модели взаимодействия учреждений дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие партнёры, использование их ресурсов.

От трудового, экономического, профессионального образования во многом зависит будущее родного города, его трудовые ресурсы. Допрофессиональное образование, трудовая подготовка школьников становится не только важным фактором обеспечения потребностей производства города, но и фактором защиты личности выпускника.

 

Литература

1. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании  //Педагогика. – 2005. - №7.

2. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции //Педагогика. – 2004. - №7.

3. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США  //Педагогика. – 2005. - №9.

4. Дробышева Т.В. Профориентационные молодёжные трудовые отряды //Народное образование. – 2003. - №3

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога //М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методические пособие //М,: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002.

7. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / /М.: Академия, 2005.

8. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. - №4.

9. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков //СПб.: Питер, 2006.

10. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников //М.: Академия, 2005.

11. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников»  //СПб.: Речь, 2007.

12. Шеховцова Л. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие // СПб.: Северо-Запад; Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

13. Уке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников //Вопросы психологии. – 1990. - №5.

 

 



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Более глубокое изучение специфики выбранной профессии поможет школьнику принять правильное решение: продолжить свой путь в выбранном направлении, или сменить специализацию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Более глубокое изучение специфики выбранной профессии поможет школьнику принять правильное решение: продолжить свой путь в выбранном направлении, или сменить специализацию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)