Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе



2020-02-03 466 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Идея непрерывности образования между дошкольным и начальным школьным звеньями образовательной системы в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, несмотря на создание Концепции содержания непрерывного образования (2003 г.). Отчасти поэтому первоклассники испытывают затруднения, поступая в школу и начиная осваивать материал школьной программы.

Степень тяжести прохождения адаптационного периода в значительной степени определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Выявлена неблагоприятная тенденция показателей здоровья дошкольников за последние десять лет: число детей с хронической патологией увеличилось в два раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, - снизилось в три раза и составляет 5-6% от общего числа (В. Р. Кучма, М. И. Степанова).

Одна из причин трудности прохождения адаптационного периода у первоклассников - несформированность у них готовности к школьному обучению. Большинство исследователей подробно разрабатывают вопросы, касающиеся психологического и специального аспектов готовности. Физическая же готовность традиционно отслеживается медиками. Именно отслеживается, а не формируется. Если целенаправленно не проводить работу по формированию указанной готовности, это приведет к еще большему ухудшению состояния здоровья детей, снижению их функциональных возможностей и, как следствие, - к обострению проблемы «школьной зрелости». Среди современных детей седьмого года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что в три раза превышает количество таких детей в 90-е гг. и в два раза – в начале XXI в. (В. Р. Кучма, М.И. Степанова).

Можно выделить противоречие, мотивирующее актуальность исследования: между необходимостью в комплексном подходе к проблеме формирования всесторонней готовности дошкольников к обучению в школе - и существующей неравноценностью рассмотрения отдельных сторон готовности в современной психолого-педагогической теории и практике, в частности, недостаточным вниманием к формированию физической готовности.

Проблема исследования вытекает из необходимости разрешить указанное противоречие: каковы педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к школьному обучению? При разрешении данной проблемы необходимо рассмотреть проблемное поле вопросов: сущность готовности к школьному обучению, причины школьной дезадаптации, структура и параметры физической готовности, особенности процесса ее формирования и др.

Цель исследования – теоретически обосновать проблему формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования – педагогические условия формирования названной готовности.

Теоретическую базу исследования составили следующие направления, разрабатываемые в современной педагогике: принцип преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями системы образования: Т. И. Алиева, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Арушанова, Н. А. Гордова, О. Князева, М. Маханева, Л. А. Парамонова и др.; готовность к школьному обучению: М. М. Безруких, Л. Г. Голубева, Н. И. Гуткина, А. Дружинин, О. Дружинина, С. А. Езопова, С. П. Ефимова, С. Коноваленко, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, С. О. Филиппова и др.; диагностика состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, готовности к школе: С. П. Громова, Л. Е. Журова, А. А. Зайцев, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, С. В. Маланов, К.Н. Поливанова, М. Рунова, В. Н. Степаненкова, В. Н. Шебеко и др.

Гипотеза исследования: работа по формированию физической готовности старших детей к школе будет успешной, если:

1. рассматривать формирование физической готовности как одну из важнейших самостоятельных целей работы дошкольного образовательного учреждения;

2. осуществлять диагностику и оценку физической готовности;

3. реализовать индивидуально-дифференцированный подход в работе по формированию физической готовности с учетом данных диагностики;

4. организовать взаимодействие медицинской, психологической и педагогической служб дошкольного образовательного учреждения на всех этапах работы по формированию указанной готовности;

5. реализовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления;

6. осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и начальной школы,

В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи исследования:

1) изучить формирование физической готовности как психолого-педагогическую проблему (значение, сущность, компоненты, уровни готовности, особенности процесса ее формирования);

2) разработать систему педагогических условий формирования указанной готовности, эмпирически проверить ее эффективность;

3) обобщить результаты теоретического и эмпирического исследования, ориентируясь на его цель и гипотезу.

Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, изучение нормативной и учебно-методической документации, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, опытническая работа.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Содержание понятия физической готовности детей старшего дошкольного возраста

Задача данного параграфа – дать подробное понятие физической готовности детей старшего дошкольного возраста.

Общеизвестно, что физические кондиции человека обеспечивают основу его жизнедеятельности на каждом возрастном этапе жизни. Так же установлено, что в условиях современного образования, характерной особенностью которого является интенсификация учебного процесса, уровень физических кондиций учащихся, а следовательно и качество их здоровья, ухудшается. На преддошкольном этапе жизни ребенка эта проблема приобретает значение в той мере, которая показывает насколько темпы роста физических кондиций соответствуют естественным темпам роста и развития ребенка в опорные возрастные периоды, что к началу поступления ребенка в школу и определяет его физическую готовность к обучению [7, 165].

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально­волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% – хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5–7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.

Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого­медикопедагогических рекомендаций [9, с.120].

По мнению Громова С.П., физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это «запасом прочности» организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.

Кузнецова М.И. считает, что физическая готовность- общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка и, тем более, не ухудшать его здоровье [11, 120].

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «… Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе − плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению…».

Под физической готовностью к обучению в школе понимается важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие компоненты: положительные показатели состояния здоровья; гармоничное физическое развитие; развитие функциональных систем соответственно возрасту; высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики, в частности, а также высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

Наиболее важным компонентом физической готовности детей к обучению в школе является состояние здоровья. Для его оценки используются определенные критерии: наличие заболеваний; функциональное состояние основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень физического и нервно-психического развития, а также степень его гармоничности.

Физическое развитие рассматривается как самостоятельный компонент физической готовности. Обычно проводят оценку трех основных антропометрических показателей: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. Оценка гармоничности развития осуществляется по индексам и местным стандартам.

Третий компонент готовности – развитие функциональных систем ребенка. Э. Я. Степаненкова, Г. И. Нарскин, В. Н. Шебеко и др. рекомендуют оценивать функциональное состояние организма, измеряя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, жизненную емкость легких, определяя физическую работоспособность с помощью теппинг- или степ-тестирования (количественный подход). При этом оценку дают медицинские работники. Сторонниками качественного подхода являются калининградские исследователи (А. А. Зайцев и др.), разработавшие восемь тестов, которые позволяют педагогам осуществлять контроль за развитием наиболее важных функциональных систем ребенка [2, с.186].

Такой компонент физической готовности, как физическая подготовленность, определяется уровнем сформированности психофизических качеств и двигательных навыков (С. Прищепа). До недавнего времени большее внимание уделялось формированию двигательных умений и навыков, развитие же физических качеств считалось сопутствующим процессом и воспринималось как второстепенный показатель физической подготовленности. В настоящее время взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия (В. Н. Шебеко). Физические качества проявляются через определенные двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих процессов. В целях гармоничного развития ребенка важно создавать условия для их параллельного развития.

Следующий компонент физической готовности - развитие мелкой моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты недостаточно хорошо.

Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.) подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.

Овладение культурно-гигиеническими навыками – важный компонент готовности ребенка к школе. Отсутствие у первоклассника следующих навыков: самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль за своим внешним видом - создает затруднения при организации обучения ребенка в школе и дома. Развитие этого компонента придает физической готовности полноту и завершенность [6, 210].

Формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения) есть процесс взаимодействия работников медицинской, педагогической и психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и будущими учителями, включающий в себя следующие структурные компоненты: комплексная медико-педагогическая диагностика физической готовности к обучению в школе; реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по формированию физической готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и с использованием различных средств, методов и форм организации физического воспитания дошкольников.

 



2020-02-03 466 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)