Диагностика физической готовности детей к обучению в школе
Задача параграфа – описание диагностик физической готовности детей к обучению в школе. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование физической готовности, являются следующие: · рассматривать формирование физической готовности как одну из важнейших самостоятельных целей работы дошкольного образовательного учреждения; · осуществлять диагностику и оценку физической готовности; · реализовать индивидуально-дифференцированный подход в работе по формированию физической готовности с учетом данных диагностики; · организовать взаимодействие медицинской, психологической и педагогической служб дошкольного образовательного учреждения на всех этапах работы по формированию указанной готовности; · реализовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления; · организовать работу с родителями детей по формированию физической готовности; · осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и начальной школы [13, с.156]. Система педагогических условий формирования физической готовности включает в себя два блока. Структурно-организационный блок отображает педагогическую цель, участников процесса формирования физической готовности, а также их взаимодействие. Содержательно-процессуальный блок состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: содержательной и процессуальной. Содержательная часть включает: цель, задачи и собственно содержание процесса формирования физической готовности. Процессуальная часть объединяет в себе диагностику, реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, организацию физкультурно-оздоровительной работы. Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности. Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития. Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития [24, с.112]. Текущие педагогические наблюдения – это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детейдошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет. Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений. Об уровне развития скоростносиловых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др. В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с). Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин). Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди. Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м), и бега змейкой между предметами (дистанция бега – 10 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью. Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом [17, с.122]. Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования. Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на носках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне). Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Нами был протестирован комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности к школе в Нижнеусцелемлвском среднем саду. Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме [4, с.52]. Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, В качестве тестового упражнения предлагается бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях. Скоростно-силовые способности плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед. Скоростно-силовые способности нижних конечностей определяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»). Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. Например: ловкость в беге (челночный, змейкой); ловкость в координации (равновесие «фламинго»); ловкость в лазании (влезание по гимнастической лестнице 3 м); ловкость в точности (метания в цель); Ловкость в беге можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег) или 30м с обеганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости [9, с.114]. Координационные способности (ловкость). Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек) Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину. Ползание выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша. «Пресс» - поднимание туловища ил положения лежа. Ребенок принимает положение лежа, согнув ноги в коленях (можно до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд. Лазанье выполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте 3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя. Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков. «Вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук. Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком. По сигналу, помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах. Гибкость - монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах. При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя. Таким образом, мы рассмотрели методики физической готовности детей к школе, которые применили на практике.
2.2. Анализ диагностики физической готовности детей к обучению в школе Задачей данного параграфа является анализ диагностики физической готовности детей, проводимой в Нижнеусцелемовском ДОУ. Исследование проводилось на базе Нижнеусцелемовского ДОУ. На контроль были взяты дети дошкольного возраста – 6-7 лет. Всего детей в подготовительной группе 7, среди них 4 девочки и три мальчика, поэтому диагностику проходили все дети данной группы. Первая методика, которую мы рассмотрим, будет направлена на выявление быстроты. Дети должны пробежать 30 метров со старта. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице
Исходя из таблицы можно сказать, что все дети уложились в стандартные нормативы, таким образом, быстрота развита хорошо. Следующий показатель, который мы будем исследовать – это сила. Дети бросали надувной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице
Следующее упражнение определяло скоростно-силовые способности. Дети осуществляли прыжки в длину с места. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице
Следующее упражнение на ловкость, на разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег). Результаты отражены в следующей сравнительной таблице
Результаты челночного бега 3 х 10 м и обегания препятствий
Следующее упражнение было на выявление координационных способностей. Дети должны простоять на одной ноге, при этом отвести правое колено в сторону. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице
Следующее упражнении было направлено на выявления выносливости рук. Результаты отражены в таблице
Упражнение - ползание 6 м (метод проведения описан в параграфе 2.1.) Результаты отражены в сравнительной таблице
Упражнение – поднимание пресса за 30 секунд, результаты отражены в таблице
Таким образом, нами была проведена диагностика подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Мы выявили, что все дети готовы к обучению в школе, судя по их физическим способностям, то есть у детей развиты быстрота, ловкость, скоростно-силовые, гибкость, выносливость. Заключение Таким образом, исследуя поставленную проблему, можно сделать следующие выводы: Одна из причин трудности прохождения адаптационного периода у первоклассников - несформированность у них готовности к школьному обучению. Большинство исследователей подробно разрабатывают вопросы, касающиеся психологического и специального аспектов готовности. Физическая же готовность традиционно отслеживается медиками. Именно отслеживается, а не формируется. Формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения) есть процесс взаимодействия работников медицинской, педагогической и психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и будущими учителями, включающий в себя следующие структурные компоненты: комплексная медико-педагогическая диагностика физической готовности к обучению в школе; реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по формированию физической готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и с использованием различных средств, методов и форм организации физического воспитания дошкольников. У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника. Практика проходила в Нижнеусцелемовском ДОУ, где выявлено, что 100 % детей готовы к школе, исследуя их физические способности различными способами. Выдвинутая нами гипотеза оказалась правомерной.
Список литературы 1. Адашкевич, Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 2003. – 130 с. 2. Арагофская, Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: Просвещение, 2008. – 215 с. 3. Вавилова, Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: Просвещение, 2006 – 174 с. 4. Веселая, З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 2005 – 58 с. 5. Гришин, В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: Просвещение. 2002 г. – 112 с., ил. 6. Губерт, К.Д., Рысс, М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 2001 – 230 с., ил. 7. Гуссмов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: «ФиС», 2007. – 190 с. 8. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 256с. 9. Дифференцирования занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова. – М.: Просвещение, 2005. – 141с. 10. Ермак, А.А. Организация физкультурного досуга. М.: Просвещение, 2007. – 130 с. 11. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физулькультуре. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007. – 128с. 12. Иванов, С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 2006 – 102 с. 13. Кенеман, А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2005. – 201 с. 14. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 2006. – 175 с. 15. Минских, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: «Просвещение». 2004 – 202 с. 16. Мушкова, Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил. 17. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –128с. 18. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. 19. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 2004 – 170 с. 20. Осокина, Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: «Просвещение». 2001 – 190 с. 21. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 296с. 22. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 352с. 23. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет / Т.Харченко. – М.: Мозаика-Синтез, - 2008. – 115с. 24. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 144с. 25. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт. – сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 127с. 26. Фонарева, М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: Просвещение, 2001 – 107 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |