Психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учителя начальных классов
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передачи собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовывать общение. Мы считаем, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся начальных классов необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей: 1. интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность коммуникативные качества; 2. способность эмоциональной эмпатии и понимания детей; 3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей; 4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; 5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами; 6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); 7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении; 10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.); 11. не следует бояться признавать свои ошибки; 12. организация многообразия видов деятельности. На последнем пункте остановимся подробнее. Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения. Под деятельностьюпонимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б. Ительсон). Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся. Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности.[27] Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей на основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, предложена Н.Е. Щурковой: § познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; § трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда; § художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника; § спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни; § общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности; § ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений; § коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью. В разные периоды возрастного развития содержание деятельности школьников и соотношение ее различных видов изменяются. Появление психических новообразований обусловлено характером ведущего для того или иного возраста вида деятельности. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности. [44,с.374-375] Наряду с видами деятельности перечисляем принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам: 1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать. 2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива. 3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень. 4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности. 5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова. 6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение. 7. Забудьте о покровительственном тоне. 8. Создавайте условия, а не диктуйте их. 9. Верьте людям, с которыми работаете. 10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своих учеников. 11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость. 12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает. Виктор Абрамович Кан-Калик дает следующие рекомендации для учителей: Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку: § вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок; § попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные; § вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него; § попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока; § соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства. Рекомендации по анализу процесса общения: § попытайтесь определить причины педагогических ошибок: а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению; б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения; в) недостаточная саморегуляция в общении; г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими; д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности; е) механическое копирование стиля общения коллег; ж) недостаточное владение учебным материалом; з) психологические барьеры; § постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены; § попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом; § продумайте ситуацию будущего общения с этим классом. Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами: § будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива; § подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает; § стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности; § стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках; § ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе. Рекомендации по анализу собственной речи: § в речи не должны присутствовать слова-паразиты; § способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей; § следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний; § обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока; § исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт. Рекомендации по построению своих взаимоотношений с трудными школьниками: § трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии; § он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями; § необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни; § нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней; § необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом; § следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний. Рекомендации по общению с неконтактными учащимися: § избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения; § ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»; § стремитесь наладить контакт со всеми учащимися. Рекомендации по определению психологической атмосферы в классе: § уметь наблюдать за детьми; § воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию; § обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение; § будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса; § учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он всегда меняется.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |