Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сделаем несколько упражнений на раскрытие слуха:



2020-02-03 178 Обсуждений (0)
Сделаем несколько упражнений на раскрытие слуха: 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение расстояния до источника звука, локализация, местоположение источника звука… упр.1-4

1. «Это – тишина».

Сидящим в любом порядке детям предлагается создать в классе полнейшую тишину, в которой надо расслышать звуки, доносящиеся из-за двери, из-за стены, с улицы и т.д. (Глаза закрыты, звуки в комнате не считаются). Через минуту-две делимся впечатлениями, кто что услышал. Отмечаем чудо: взгляд не может проникнуть сквозь стену, а слух может! При этом мы можем даже определить, в какую сторону двигался шум машины, или шаги, или куда летела поющая птица… Далёкие звуки в тишине приобретают совершенно иную, загадочную  окраску. Тишина вызывает интерес…

(от 5 лет +)

(Более старший возраст – более сложное описание впечатления).

2. «Ничего не вижу!»

 Играют двое, оба с завязанными глазами, у одного колокольчик. Стоящие в кругу ограничивают пространство. Первый, с колокольчиком, произвольно двигается, изредка позвякивая. Второй должен его поймать. Смотрящие из круга имеют важную задачу – не допустить аварии: при приближении к стене, или к себе – они предупреждают водящих каким-либо звуком, например звуком «Уууу».

Колокольчики можно дать обоим игрокам с завязанными глазами. Тогда их задача – не столкнутся, предупреждая о себе звуком колокольчика. Круг предупреждает о действующих границах. 

(от 6 лет+при условии, что дети

не боятся быть с завязанными глазами).

Вариант: часть детей с закрытыми глазами стоит в кругу. Водящий ходит неслышно с колокольчиком, позвякивая возле кого-нибудь. Тот участник, возле которого звучит колокольчик должен успеть поймать колокольчик, пока он звучит возле него, не открывая глаз. Часть детей наблюдает, потом описывает словами. Меняются ролями.

 

3. «Найди птичку».

Все рассаживаются в свободном порядке на пути к птичке, находящейся в конце зала - каждый с каким-либо инструментом в руках. Водящему завязывают глаза, раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и предлагают идти на звук флейты или свистульки – птички. Смысл: провести водящего сквозь препятствия к птичке, предупреждая его о препятствии звуком своего инструмента. В дальнейшем, когда слух обострится, можно идти вдвоём и даже втроём.

(от 7 лет +)

4. «Сбор грибов».  

Дети рассаживаются по всему залу со своими шумовыми инструментами, как в предыдущей игре, и начинают звучать одновременно, тихо и красиво, изображая звук «гриба». Водящий, с завязанными глазами и с корзиночкой в руках, должен собрать все «грибы», которые сообщают о своём местонахождении звучанием. Звук лучше всего издавать с разной высоты: снизу у пола, на уровне живота, на уровне глаз, с поднятой вверх рукой. В этой игре нельзя менять положение звука: интересно следить за движениями руки водящего, которая движется прямо к грибу!

 ( от 8 лет+)

 

 

5. «Что там?»

Определение: Тембр? Характер звука? Его вес? Материал? Тембр – неповторимая индивидуальность звука (упр. 5-7)

В игровом материале системы М. Монтессори есть набор баночек, в которые засыпаны разные крупы: манка, рис, горох, фасоль, а также камушки. Взяв одну баночку, надо по её звучанию найти к ней пару. Если нет такого набора, то дети с удовольствием делают такие шумовые баночки из чего угодно. Принося инструмент из дома, ребёнок шумит им, демонстрируя его звук всем детям, которые должны отгадать, что там лежит. Дети очень долго играют в эту игру, развивая свой слух: лучшие загадки, которые были отгаданы – бусины, кнопки, деревянные пуговицы, монеты, гвозди(!)

Из неразгаданных: пыль и красная фасоль… 

(от 5 лет+)

6.  «Как звучит моё тело?» - игра-исследование.

Это изучение своего тела на предмет звучания: похлопываем и постукиваем себя во всех возможных местах, изучаем, где какой резонанс. Можно сделать крещендо и диминуэндо (постепенное усиление и постепенное затухание звука), также ускорение и замедление. Можно надуть себя как воздушный шар – вдувая в себя воздух и увеличиваясь в размерах, и сдуть.

(от 5-6 лет+)

7.  «Звучащая походка» - игра на озвучивание.

Участники проходят по диагонали зала самыми разными походками: прыжками, скольжением, топаньем, неслышными шагами, бегом, галопом и т.д. Все озвучивают прикасание к полу различными звукоподражаниями. В более «зрелом возрасте» можно озвучивать инструментами (барабаны – тяжелые шаги, шуршащие погремушки, металлический звон). Также с возрастом можно предлагать более сложные движения: идём по льду, по бревну, по болоту, по канату.

Задача – подобрать звуковое сопровождение к движениям.

(от 5-6 лет+)

8. «…Не понимаю, почему я это понимаю…» игра-исследование.

Разговор интонаций, поиск выразительных интонаций, значение интонаций в жизни.  Учитель говорит – группа хором переводит, например:

«Ту-ту-ту!» - здравствуйте!

 «ту-ту-Ту?» - как дела?

 «Туу-ту…» - плохо…

«ту-ту-туу?» - почему?

«ТУ-ту-ту… ТУУУУУуу!» - Зуб болит… УУуууу!

В дальнейшем кодировать слова могут сами дети.

(от 8-9 лет+)

9.  «Я его вижу!» Рисунок звука.

Согласные звуки – движения и жесты. Звук «ВВВ», «ССС», «ФФФ», «СШЩ», «РРР», «ХХХ».

Такие игры «работают» в трех направлениях — собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; движение, а значит, моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети просто обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к учению.

Например, работа со звуком «р» может выглядеть так: распевается на неопределенной высоте с падающей интонацией звук «р», одновременно мы руками изображаем, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы «р». Если вслушаться в этот звук, то действительно можно почувствовать, что он как будто окатывает тебя. Еще можно изображать плохо заводящийся мотор, который все время глохнет, потом, наконец, мы едем, поворачивая руль — как бы рисуя рулем «р»…

 

Звук «в» также можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра: «Ввввьётся ввввьюга, вввветер ввввоет: вввввв, вввввввв!» Руки при этом выводят что-то вроде буквы в.

 

Звук «с». Представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук «ссссс». Постепенно наша фигура становится похожа на букву «с». Ссухонький, Ссогнутый, Ссморщеный, ССкрюченный Сстаричок!

 

Теперь надуваем шарик (т.е. себя) с помощью звука «ффффффф» — постепенно распрямляясь, и для пущей важности расфуфыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву «ф».

 

Звуки «жжжж», «зззз» — можно изображать проснувшийся весной лес: жужжание жука и ззудение комара. Конечно же, при этом можно еще и летать!

 

Звук «пф» — фыркающий ежик, недовольный ежик.

 

Звук «ххх» — котенок пугает щенка, звук выдоха, отталкивания. Руки как бы стряхивают с себя что-то, коготки выпускаются. 

 

Звуки «л», «м», «н». Эти звуки произносятся как бы с приклеенным языком; так могут разговаривать овечки, барашки, всякие бессловесные зверушки, которые тоже очень хотят общаться! Постарайтесь тянуть эти звуки на все лады: жалобно, требовательно, просяще, пугая, радуясь и т.д. Это напоминает детский лепет, мы как бы лепим речь. Можно поиграть так: двое ведут меж собой разговор при помощи звуков «л», «м», «н» – группа, прослушав этот разговор, переводит его «на русский язык».

В старшей группе можно тянуть звуки «лмн, лмн, лмн» на одной ноте, на одном дыхании, монотонно, медленно переводя положения языка и губ, подражая колокольному звону-гулу.

 

Звукосочетание «сшщ» — звук закипающего чайника. Такое звучание получится, если на одном дыхании тянуть «с», постепенно превращая его в «ш», затем в «щ»:

Сссссссссшшшшшшщщщщщщ!

А если начать со звука щщщсссшшш… то вырисовывается другой образ, может быть порыв ветра, постепенно удаляющийся…

 

Интересно проследить, что при этом выделывает язык…. Позже к этому упражнению можно добавить голос и послушать, что из этого получится!

А получится очень интересная вещь - то, что в школе назовут глухими и звонкими согласными. Глухие – те, что звучат без голоса. Звонкие – те же самые, но с голосом.

 

Вернёмся к звуку «шшш». Это шёпот, шорох, шелест, шуршание, шушукание. «Тшшш!» – призыв к тишине. В этом звуке есть тайна, загадочность… Можно сесть на корточки, уменьшиться до зёрнышка и шуршать шёпотом. Теперь постепенно добавляем голос – наше «шшш» превращается в «жжж». Происходит оживление, голос даёт звуку жизнь, зёрнышко прорастает, вытягивается вверх и, наконец, даёт нам цветок. Ноги чуть раскинуты, упираются в землю как корни, руки раскинуты вверх как листочки, голова поднимается к солнцу, как цветок. «Ж Ж Ж» - жизнь, живот, жито. «Живот дах всеи твари» – жизнь дал всему сотворённому (это из «Толковой азбуки»).

(от 5-6 лет+)

 

10. «Звук умеет плавать!» Рисунок движения звука.

Изучение звучания гласных, поём в кругу: и-э-а-о-у.

 Гласные – Река, согласные - берега. 

Звук «а» — открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, показывает себя — руки раскрываем, наподобие буквы А. Произносим все имена, какие есть в группе, с выделенным звуком А: ААня!, СААша!, ОксААна!

 

Звук «о» — закрытый, звук внутренний, ласкающий — руки сводим в кольцо. Звук обволакивает, обнимает, охраняет тебя. ООля,… КООля,… ЕгООр, «ООслик мОй хорООший».

 

Звук «у» — узкий, уводящий, пугающий, ведущий куда-то в путь, в ущелье — руки вытягиваем вперед. УУхо — тУда Уходит звУУк!

 

Звук «и» — маленький, испуганный, так пищит мышка: пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи. Или синичка: тинь-тинь-тинь-тинь. Вытягиваем одну руку, как перекладинку в букве «и», жест, указывающий путь: иди-и-и! Произносим выразительно все имена со звуком «и»: ИИра, МарИИна, ДенИИс.

 

Звук «э» — звук удивления, мягкий, как бы завернутый. Можно перекрестить руки, как бы укрывая что-то на груди: эгеэ… Хорошо представить себе мягкую шерстку овечки: мээээээ, мээээээ. Или барашка: бээээээ, бээээээ...

 

Звукосочетание «ау» можно представить как сообщение: «я иду» (йАА идУУ!).

 

Звуки «иэаоу» хорошо тянуть на одной высоте, такое пение напоминает звук варгана. А если настоящий варган приложить к зубам и молча изображать ртом эти звуки, одновременно колебля язычок варгана, то варган и воспроизводит эти самые звуки!

 

Хорошо поиграть, например, в «индейцев». Их разговор может выглядеть так:

– Иэ!

– Ао?

– Эао: У!

– Ооу!!!

– Иэао!

– Иэаоу…...…

(от 5-6 лет+)

11. «Как я могу произносить звуки?»

Будем произносить парные глухие и звонкие согласные, вслушиваться в их звучание, экспериментировать и наблюдать (т-д, с-з, ш-ж, п-б, к-г, ф-в), потом постараться произнести: «л-м-н» без голоса, как глухие. Получилось?

Обязательно анализируем все, что происходило во рту и в горле, как вёл себя язык.

(от 6-7 лет+)

12. «Лодочка» или «Река и берега»-

одному надо проплыть по реке, издавая гласные звуки - глаза закрыты. Группа выстраивает коридор по кривой, изображая русло реки, произнося согласные звуки, не давая «лодочке» выйти из «берегов». Надо проплыть до озера и провожать водящего по кругу. По окончании игры водящему предлагается определить форму, по которой он двигался, и особенно важно, чтобы он почувствовал форму круга-озера, в которое заплыла его река.  

(от 8 лет+)

Эхо – что это?»

Собственно звуковое копирование – эхо! И с ним интересно играть. Начнём с простейшего повтора имён: учитель произносит имя – с различной интонацией и громкостью – дети повторяют. Затем каждый ребёнок произносит своё имя – дети, точно копируя, – отзываются.

 

Теперь произносим по два имени: Катя, Маша! И устраиваем игру с непослушным эхо – дети повторяют «задом-наперёд»: Маша, Катя!

 

Петя, Саша, Дуня! Эхо: Дуня, Саша, Петя!

Красный, синий, голубой! Эхо: Голубой, синий, красный!

Утро, день, вечер, ночь! Эхо: Ночь, вечер, день, утро!

Осень, лето, весна, зима! Эхо: Зима, весна, лето, осень!

 

Можно даже попеть с непослушным эхо.

Учитель поёт – соль, ля, си! Дети поют – си, ля, соль.

Учитель поёт – до, ми, соль! Дети поют – соль, ми, до.

 

Ещё есть эхо-торопыга: начинает повторять, не дождавшись конца –

(от 6 лет+)

 

14. «Ниточка»

Представим себе ниточку, натянутую в нашем музыкальном классе, на этой ниточке хранятся наши имена. Первым поёт учитель - на звуке си – это будет наш исходный звук – своё имя. Все имена нанизываются на эту ниточку. Если кто-то не попадает – помогаем всей группой. С этой игры хорошо начинать урок, собирая детей. А также прощаться. Кроме того, ниточка имеет очень большое значение, т.к. она в дальнейшем превратится в нотную линейку.

Произнесение своего имени ребёнком – начало формирования самосознания. Можно наблюдать этот период очень явственно.

(от 6 лет+)

15.  «Мой брат – рыболов, а я – звуколов!»

Задача: пробовать копировать-воспринимать и художественно обработать звуки природы, т.е. развивать художественное слышанье. 

Учимся анализировать услышанное, описывая это словами.

Схема действий такая:

1. Издаём звук

2. Принимаем, запоминаем звук

3. Воспроизводим его в точности

4. Воспроизводим его другими средствами (хлопок – голосом)

5. Развиваем услышанный звук, делаем композицию

6. Объясняем, рассказываем о своих наблюдениях, впечатлениях.

Наши действующие лица:

а – природа, исходящая энергия

б – человек воспринимающий

в – комментатор – музыковед, философ

г - художник – преобразователь энергии

д – слушатель, воспринимающий преображенную энергию…

 



2020-02-03 178 Обсуждений (0)
Сделаем несколько упражнений на раскрытие слуха: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сделаем несколько упражнений на раскрытие слуха:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)