Проблемы формирования бухгалтерской отчетности в автономных учреждениях, разработка мероприятий по их разрешению
В связи с особенностями ведения бухгалтерского учета и формированием бухгалтерской отчетности автономным учреждениям следует провести мероприятия по совершенствованию процесса формирования бухгалтерской отчетности. При формировании бухгалтерского баланса (форма №1); 1. Имеется обобщающая информация по основным средствам по строке 120 I раздела Внеоборотные активы. 2. При формировании пассива баланса имеется разногласия по поводу формирования информации по III разделу Капитал и резервы. 3. При формировании справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, возникает необходимость введения дополнительных строк для отражения данных по начисленному износу на забалансовом счете, в соответствии с субсчетами по основным средствам. 4. Связи с тем, что автономные учреждения осуществляют два вида деятельности – это выполнение государственного задания учредителя и предпринимательская деятельность, то возникает необходимость вести учет на отдельных балансов. Мероприятия по разрешению данной проблемы; При изучении литературы, научных статей нами изучены рекомендации по их разрешению, так как закон об автономных учреждениях (п. 5 ст. 3) предписывает отражать обособленно в бухгалтерском учете недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем, а также особо ценное движимое имущество, то автономное учреждение организует обособленный учет имущества на уровне Плана счетов, путем введения дополнительного субсчета. К счету 01 «Основные средства» могут быть открыты субсчета: 01/1 «Основные средства, закрепленные за учреждением и приобретенные на средства, выделенные учредителем»; 01/2 «Основные средства, приобретенные за счет коммерческой деятельности (собственных доходов)». Субсчет 01/1 может содержать следующие уровни: 01/1/01 «Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением и приобретенное на средства, выделенные учредителем»; 01/1/02 «Особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением и приобретенное на средства, выделенные учредителем» и т.д. Следует решить вопрос учета имущества и доходов от коммерческой деятельности на отдельном балансе. Правила бухгалтерского учета устанавливаются законодательством, прежде всего – Законом о бухгалтерском учете и разработанными с целью его исполнения положениями по бухгалтерскому учету. Статья 13 Закона о бухгалтерском учете гласит, что формы бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, утверждаются Минфином. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утвержден Бухгалтерский баланс (форма N 1), который содержит показатели на начало (графа 3) и конец года (графа 4) без разбивки показателей по видам деятельности. Можно составить два баланса: один – по деятельности, осуществляемой по заданию учредителя, другой – по коммерческой деятельности. Наиболее приемлемый вариант – это объединение двух балансов в одной форме. Минфин допускает самостоятельную разработку (дополнение) форм бухгалтерской отчетности. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность можно включать соответствующие дополнительные показатели и пояснения (п. 6 ПБУ 4/99 <4>). Поэтому допускается вводить в Бухгалтерский баланс (форма N 1) дополнительные графы и строки. Так, разд. 1 «Внеоборотные активы» указанной формы может быть следующим:
Таблица 7.1. Фрагмент бухгалтерского баланса (форма№1) на 31.03.2010 г. (тыс. руб.)
Так, разд. III «Капитал и резервы» может быть следующим, вместо статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» автономное учреждение включает группу статей «Целевое финансирование».
Таблица 7.2. Фрагмент бухгалтерского баланса (форма№1) на 31.03.2010 г. (тыс. руб.)
В справку о наличии ценностей учитываемых на забалансовых счетах, также следует ввести дополнительные строки для отражения данных по износу основных средств. В этих целях на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» открываются субсчета в соответствии с субсчетами по основным средствам, так как в автономном учреждении амортизация не начисляется независимо от источника их приобретения. Сумма износа учитывается за балансом. Она определяется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы износа, которая, в свою очередь, определяется линейным способом исходя из срока полезного использования объекта.
Таблица 7.3. Фрагмент бухгалтерского баланса (форма№) на 31.03.2010 г. (тыс. руб.)
Рассмотрим проблему формирования отчета о прибылях и убытках (форма№2) Связи с тем, что автономные учреждения должны учитывать обособленно некоторые виды доходов и расходов в отчете формы №2 можно разделить показатели графы 3 «за отчетный период» и графы 4 «за аналогичный период предыдущего года», ввести раздельный учет по видам деятельности.
Таблица 8.1. Фрагмент отчета о прибылях и убытках (форма №2) на 1.03.2010 г. (тыс. руб.)
Далее рассмотрим проблему формирования отчета об изменениях капитала (ф.3) В указанном отчете должна представляться информация об изменениях величины и структуры собственного капитала некоммерческой организации (абз. 7 п. 27 ПБУ 4/99). Вместо статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», автономные учреждения должны включать группу статей «Целевое финансирование» Собственный капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности (п. 7.4 Концепции). В автономных учреждениях в состав собственного капитала включаться: – целевое финансирование; – нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. п. 12, 15 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций). Таблица 9.1. Фрагмент отчета об изменениях капитала (форма №3) на 31.03.2010 г. I Изменения капитала (тыс. руб.)
Вывод: таким образом, выявленные проблемы и предложенные мероприятия позволяют найти новые подходы к совершенствованию формирования бухгалтерской отчетности в автономных учреждениях.
Заключение
В результате исследования особенностей формирования бухгалтерской отчетности в автономных учреждениях в дипломной работе мы пришли к следующим выводам, что в настоящее время бухгалтерская отчетность автономных учреждений формируется в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства, но имеется ряд специфических особенностей. Во второй главе нами проведен анализ основных показателей деятельности автономного учреждения за 2007–2009 гг. на основе данных бухгалтерской отчетности. Изучена структура имущественного состояния предприятия. По результатам проведенного анализа видно, что общая стоимость имущества в 2009г, увеличилась, при этом наблюдалось общее снижение суммы иммобилизованных средств. Наблюдался заметный рост собственного капитала организации, и снижался рост заемного капитала. По результат анализа чистых активов предприятия, видно их увеличение за последние 3 года., что положительно характеризует финансовое состояние предприятия. Так же нами проведен анализ активов и пассивов баланса, состояние дебиторской и кредиторской задолженности. По результатам проведенного анализа уровня дебиторской и кредиторской задолженности видно, что дебиторская задолженность возросла за счет задолженности покупателей и заказчиков, а кредиторская задолженность имеет тенденцию к снижению. Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать вывод; в организации преобладает сумма кредиторской задолженности, но темп ее прироста меньше, чем темп прироста дебиторской задолженности. Такая ситуация ведет к профициту платежных средств, что характеризует предприятие как платежеспособное. По результатам проведенного анализа ликвидности баланса, исходя из расчета коэффициентов ликвидности, можно сделать выводы об улучшении финансовой ситуации на предприятии в 2009г., о положительном развитии деятельности предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия определяется на основе анализа ликвидности и платежеспособности из чего можно сделать выводы о его финансовой устойчивости, уменьшении доли заемного капитала. Так же нами предложены мероприятия по совершенствованию формированию бухгалтерской отчетности, такие как ведение обособленного учета недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств выделенных учредителем. При формировании III раздела пассива баланса необходимо группу статей «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» заменить на группу статей «Целевое финансирование». В связи с тем, что автономные учреждения начисляют износ на основные средства, независимо от источника приобретения на забалансовых счетах, то возникает необходимость введения дополнительных строк в справку о наличии ценностей учитываемых на забалансовых счетах. В связи с тем, что автономные учреждения осуществляют два вида деятельности – это выполнение государственного задания учредителя и предпринимательскую деятельность, то возникает необходимость ведения бухгалтерского учета на отдельных балансах. Нами были разработаны мероприятия по разрешению данной проблемы, путем включения соответствующих дополнительных показателей в бухгалтерский баланс (форма №1). Так в I раздел бухгалтерского баланса, внесены дополнительные графы и строки для обособленного учета имущества. Так же внесены дополнительные показатели в III раздел пассива баланса, для учета группы средств целевого финансирования. В справку к балансу о наличии ценностей учитываемых на забалансовых счетах внесены дополнительные строки для отражения данных по износу основных средств. В отчете о прибылях и убытках (форма №2) следует обособленно учитывать некоторые виды доходов и расходов, для этого в отчет по форме №2 дополнительно введены соответствующие графы и строки для раздельного учета по отдельным видам деятельности. Так же в отчет об изменениях капитала (форма №3) следует внести изменения в структуру собственного капитала автономного учреждения, которая состоит из группы статей Целевого финансирования и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и группы статей Добавочный капитал, который включает в себя фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и прирост стоимости имущества по переоценке. Таким образом, нами выявленные проблемы формирования бухгалтерской отчетности в автономных учреждениях побудили нас разработать мероприятия по их разрешению, что позволит усилить информативность бухгалтерской отчетности в организациях вышеуказанной формы.
[1] Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",ст.2 [2] Федеральный закон N 164-ФЗ "О финансовой аренде(лизинге)»,п.1ст.31. [3] ПБУ 10/99, п.п.4.5.9 ПБУ 2/2008, п.22 [4] п. 27 ПБУ 4/99 п.27 абз.7 [5] Письмо Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243, от 25.11.2002 N 16-00-14/453, от 11.05.2001 N 04-05-06/30).
[6] Бюджетный Кодекс РФ, ст. 69.1, п. 1 ст. 69.2, п. 1 ст. 78.1 абз. 3, 4 [7] ПБУ 14/2007, п.24 [8] Абрюмова, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия; Издание 2-е, исправленное;/Абрюмова М.С., Грачев А.В., Дело и Сервис 2000
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |