Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления внешней политики



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Основные направления внешней политики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С точки зрения политической географии АСЕАН представляет собой региональную структуру, центр которой находится в Юго – Восточной Азии.

Исторические и политические аспекты развития стран ЮВА во второй половине ХХ в. обусловили «возникновение, институциональное оформление и развитие уникальной в своем роде региональной организации, существование которой является одной из успешных региональных интеграций»[1].

По мнению Э.Г.Миракян, огромное значение в формировании АСЕАН имело развитие мировой системы после Второй мировой войны, прежде всего, образование социалистических государств, получение рядом стран независимости и склонность их к политике нейтралитета, ослабление военно-стратегических позиций Великобритании, создание военно-политического блока АНЗЮС, расширение влияния США, стремление к биполярной структуре АТР[2]. В этих и других исторических факторах сложились предпосылки тенденций взаимосвязанных стран к блоковому объединению.

В современных теоретических исследованиях выделяются два основных типа регионализации. Первый связан с появлением и активным возвышением региональных держав, и, как следствие с их стремлением использовать региональную среду в своих интересах, то есть построить путем соглашений или неформальных практик такие отношения с менее крупными региональными государствами, которые бы отвечали политическим и экономическим задачам региональной державы.

Второй тип регионализации в рамках данной типологии предполагает возникновение региональных интеграционных группировок, которые в случае успешного развития, создают некое обособленное региональное экономическое пространство в рамках мировой экономики[3].

В самом общем виде создание и деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии относится к процессам регионализации второго типа, причем в более широком плане, то есть выходящим за рамки исключительно экономических аспектов.

Специфические исторические и политические условия эволюции юго-восточноазиатского региона во второй половине XX в. обусловили возникновение, институциональное оформление и развитие уникальной в своем роде региональной организации[4], существование которой может рассматриваться в качестве одного из наиболее успешных примеров создания региональной интеграционной группировки в незападном мире.

Таким образом, современная динамика развития АСЕАН происходит в русле тенденций «нового регионализма»[5], который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей жизнедеятельности (торговля, экономическое развитие, окружающая среда, новые процессы в области безопасности и т.д.), во-вторых, связан с взаимодействием не только государств, но и негосударственных акторов, в-третьих, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает транснациональные и межрегиональные процессы.

АСЕАН (Association of Southeast Asian Nations) как региональная организация возникла в августе 1967 г. в г. Бангкоке (Таиланд), вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»[6].

АСЕАН является политической, экономической и культурной региональной межправительственной организацией, которая объединяет страны, расположенные в ЮВА. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г., после обретения независимости), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.)[7].

Общая площадь, занимаемая странами АСЕАН, составляет 4,5 млн. кв. км. c населением в 570 млн. чел. Члены Ассоциации говорят на 14 официальных языках, исповедуют, по меньшей мере, 7 религий. Среди стран есть как монархии, так и республики с разной степенью демократизации[8]. Совокупный ВВП АСЕАН достигает $1 064 млрд., внешнеторговый оборот - $1 442 млрд.[9]. По этим показателям АСЕАН занимает 5-ое место в мире среди экономических группировок после ЕС, НАФТА, ЮСН (Южноамериканского Сообщества Наций) и СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества).

АСЕАН была создана для экономического сотрудничества, но уже из Бангкокской декларации было видно намерение учредителей развивать политическое сотрудничество[10]. Это подчеркивает и авторитетный исследователь Н.П. Малетин, который считает, что «АСЕАН несмотря на декларируемые цели экономического сотрудничества с самого начала своей деятельности решала политические задачи»[11].

С начала своего существования АСЕАН столкнулась с острыми проблемами, поскольку негативно сказывались несогласованность действий членов Ассоциации, недоверие между ними, различие уровней развития и исторических условий стран. Политические разногласия и проявления национализма заставляли акцентировать их усилия на интенсификации процесса взаимодействия на основе приоритета национальных интересов под лозунгом «единство в многообразии», создание коллективными усилиями атмосферы доверия, углубление интеграции, организация отпора «наступлению коммунизма»[12].

Анализ существования АСЕАН, по мнению Е.В.Колдуновой[13], показал, что опыт АСЕАН в области функциональной экономической и политической интеграции оказался невелик. С одной стороны, такую ограниченную функциональную составляющую организации можно отнести на счет тех базовых параметров, которые изначально были заложены в качестве фундамента деятельности АСЕАН. К ним относятся принцип суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга.

С другой стороны, многие исследователи полагают, что реальная задача АСЕАН состояла совсем не в достижении определенных интеграционных задач, а в снижении риска межгосударственной конфронтации и насилия в целом[14]. Действительно, за период с момента создания АСЕАН регион достиг существенного прогресса в области политической и экономической модернизации, а так же мирного развития. Очевидное затруднение в данном случае заключается в том, чтобы установить причинно-следственную связь между существованием и деятельностью АСЕАН, с одной стороны, и общим снижением региональной конфликтности, с другой.

Исследователь Тимо Кивимяки[15] для исследования причин возникновения АСЕАН использовал критерий количественного измерения конфликтов.

После вступления государств Юго-Восточной Азии в АСЕАН непосредственно сократилось количество межгосударственных конфликтов между самими членами Ассоциации. В качестве одного из факторов, подкрепляющих данные положения, могут рассматриваться внутренние эффекты от деятельности АСЕАН: попытки сформировать особую региональную идентичность и нормативную культуру, а также в целом поворот стран региона к целям развития вместо конфликтности, проявляющийся в акте присоединения к региональной организации сотрудничества[16]. При этом участие в региональном объединении отнюдь не означало стремления к транснациональному или наднациональному союзу, а скорее к созданию институциональному формата мирного согласования позиций[17].

 

 

На современном этапе, отвечая на вызовы XXI в., страны АСЕАН берут курс на инновационный путь развития. Необходимость такого курса предопределяется стремлением эффективного вхождения в глобальное производство, требующее усиления интеграционного взаимодействия, выработки принципиально новых подходов к производственно-технологической кооперации с зарубежными странами, прежде всего, в рамках региональной интеграции[18].

АСЕАН на современном этапе развития является весомым элементом региональной и глобальной политической архитектуры в ЮВА[19].

Нормативно–правовой основой деятельности АСЕАН является: Декларация АСЕАН (1967), Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация)[20], Договор о дружбе и сотрудничестве (Treaty on Аmity and Cooperation - TAC) (1976)[21], Манильская декларация[22], Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995)[23], Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму (принята в Брунее в ноябре 2001 года[24]), Устав АСЕАН[25].

В последнее время АСЕАН, все более активно участвует в международной жизни, где происходят фундаментальные изменения. В отличие от идеологизированных подходов к мировым проблемам, АСЕАН дает пример выстраивания межгосударственных отношений в духе равноправного сотрудничества, уважения интересов друг друга, учета исторических, национальных и культурно-цивилизационных особенностей входящих в объединение государств.

На современном этапе сотрудничество в рамках АСЕАН осуществляется по самым различным и актуальным для мировой политики направлениям, таких как:

· В экономической сфере;

· В сфере безопасности;

· В гуманитарной и культурной сфере;

· В военной сфере;

· В борьбе с угрозами мирового порядка: терроризм, наркотрафик;

· В рамках международных организаций[26].

Приоритетные направления развития АСЕАН, обозначенные в Декларации, прямо вытекают из факторов, способствующих интенсификации ее становления.

Главный вектор работы АСЕАН связан с обеспечением региональной безопасности. Центральное внимание уделяется также:

· поддержанию мира и укреплению безопасности и доверия в рамках АСЕАН;

· взаимодействию по различным внешнеполитическим проблемам, которые затрагивают интересы АСЕАН;

· выработке и реализации мероприятий по угрозам безопасности современного мира: терроризм, сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, другие видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконная миграция;

· координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями[27].

 



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Основные направления внешней политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления внешней политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)