Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Межгосударственная кооперация стран региона: экономика, энергетика, инфраструктура



2020-02-03 193 Обсуждений (0)
Межгосударственная кооперация стран региона: экономика, энергетика, инфраструктура 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В своем стремлении к эффективному размещению капитала, росту эффективности инвестиций страны Юго-Восточной Азии предпринимают значительные шаги, направленные на рост взаимодействия между различными мировыми финансовыми системами. Азиатским странам с формирующимся финансовым рынком особенно такой стране, как Сингапур, в Юго-Восточной Азии отводится ведущая роль в этом процессе[70].

На глобальном уровне интеграция Азии в международную финансовую систему отличается большей развитостью и эффективностью, нежели на региональном.

За период после финансового кризиса 1997-1998 гг. правительства стран Азии подтвердили свое намерение способствовать финансовой интеграции на региональном уровне в целях сокращения уязвимости и более эффективного размещения сбережений. Были разработаны серьезные инициативы по повышению самодостаточности региона в самых разных сферах - от обмена информацией до механизмов финансирования в иностранной валюте. Правительства стран Юго-Восточной Азии предпринимают шаги по углублению региональных рынков облигаций с тем, чтобы снизить зависимость от банковского финансирования и защитить экономику региона от возможных негативных последствий, от будущих потоков капитала, поступающего из других регионов мира[71].

Тем не менее, несмотря на все эти усилия, рынки капитала в Юго-Восточной Азии остаются фрагментированными. Страны Юго-Восточной Азии часто привлекают финансовые ресурсы на рынках промышленно развитых стран, и существует лишь весьма ограниченное число облигационных займов в валютах азиатских стран.

Другими словами, страны Азии с формирующимся рынком практически не осуществляют взаимные инвестиции. Добиться сдвига в вопросе финансовой интеграции - задача, связанная с преодолением многих трудностей. Финансовая интеграция определяется как процесс, благодаря которому потоки капитала между странами увеличиваются, возрастает синхронность динамики финансовых рынков, а цены на товары и рыночная инфраструктура приходят к общим стандартам [72].

Приоритет региональных связей по сравнению с внутрирегиональными или глобальными является одним из показателей финансовой интеграции. Следует также учитывать тот факт, что между странами Юго-Восточной Азии существуют значительные различия. В то время как в некоторых странах, таких как Филиппины, значительный объем внешних финансовых обязательств является результатом официального заимствования, в других, например, в Сингапуре и в Гонконге эти обязательства отражают роль этих стран как региональных финансовых центров и высшую степень их интеграции в глобальный финансовый рынок [73].

Другим показателем финансовой интеграции можно считать классы активов - межгосударственных связей во внутренних банковских системах, на рынках акций и рынках облигаций. Этот показатель также указывает на неравномерность финансовой интеграции[74].

Благодаря своему участию в международном финансовом рынке, ЮВА пожинает плоды диверсификации, но расширение внутрирегиональных связей могло бы принести дополнительные выгоды, такие например, как более стабильный доступ к капиталу. Региональная финансовая интеграция могла бы ограничить потребность в использовании посредников для размещения азиатских сбережений за пределами региона и тем самым снизить подверженность риску внезапных изменений направленности потоков капитала - в тех случаях, когда они обусловлены несовершенной информацией, которой обладают случайные инвесторы. Углубление региональных рынков капитала и формирование новых источников финансовых средств возможны лишь в тех случаях, если интеграция способна снизить зависимость от банков как главного источника финансирования частного сектора, тем самым может быть усилена устойчивость корпоративных секторов[75].

К другому положительному аспекту региональной финансовой интеграции можно отнести снижение стоимости финансирования и рост инвестиций. Интеграция увеличивает потоки капитала и повышает ликвидность внутренних финансовых рынков, одновременно активизируя конкуренцию между финансовыми учреждениями (именно такая динамика наблюдается в зоне евро). Усиление конкуренции ведет к повышению прозрачности и качества управления, что, в свою очередь, может иметь обратный положительный эффект, а именно способствовать привлечению в регион дополнительных средств.

К другому положительному следствию финансовой интеграции можно отнести укрепление рыночной дисциплины при разработке и проведении макроэкономической политики и, в рамках более широкой политической программы, облегчить укрепление стабильности в регионе.

Таким образом, по мнению М.Г.Осиповой[76], углубление финансовых рынков и усиление связей между ними пойдет на пользу странам Юго-Восточной Азии. Основой финансовых систем стран региона являются банки, а размеры рынков акций и частных облигаций обычно меньше, чем в зоне евро, в США, в Японии. Исключение составляют Малайзия и Южная Корея, так как после резкого сокращения банковского кредитования в конце 1990-х гг. рынки корпоративных облигаций в этих странах в процентном отношении к ВВП являются одними из крупнейших в мире.

Вместе с тем емкость национальных рынков стран АСЕАН в целом повысилась, так как со времени финансового кризиса, правительства этих стран сделались крупнейшими инвесторами, с тем, чтобы финансировать реструктуризацию банков и растущий бюджетный дефицит. С другой стороны, активность фондовых рынков с тех пор (имеется в виду после финансового кризиса) снизилась, отчасти в результате переориентации кредитоспособных азиатских корпораций на финансовые рынки США и Европы. В ближайшие годы положительные тенденции региональной торговли и имеющаяся в избытке ликвидность, скорее всего, послужат катализаторами укрепления финансовых связей в регионе.

На долю внутрирегиональной торговли в настоящее время приходится 40% торгового оборота региона (данные на середину 2007 г.), который увеличивался с менее чем 30% в 80-е годы[77]. Резерв ее дальнейшего роста еще не исчерпан. В зоне евро, например, внутрирегиональная торговля составляет почти 70% совокупного объема торговли. В целом рост внутрирегиональной торговли в Азии ускорит рост финансовой интеграции и, в свою очередь, будет стимулироваться ею.

Впервые в АСЕАН по-настоящему серьезно отнеслись к проблеме обеспечения энергетической безопасности в 2004 г., когда стало, очевидно, что цены на нефть растут не в пределах традиционного цикла, а имеют тенденцию к ускоренному росту, причём привычного «отката цен», скорее всего, уже не произойдёт никогда[78]. Именно тогда в Ассоциации был сделан вывод о неизбежном увеличении зависимости большинства стран региона от импортной нефти, главным образом, от ближневосточной.

Вскоре был опубликован доклад экспертов АТЭС о состоянии спроса на энергоресурсы и их предложения на период до 2020 г. Прогноз в отношении ЮВА был неутешителен. Ускоренное экономическое развитие ЮВА в первую очередь предопределит стремительный рост потребления всех энергоресурсов, и в первую очередь нефти и газа. «Расчёты экспертов АТЭС свидетельствуют о том, что среднегодовые темпы прироста потребления энергоресурсов в ЮВА период до 2020 г. будут составлять 3,3-3,9%, что вдвое больше аналогичного показателя по Восточной Азии в целом и в 1,5 раза выше среднестатистического показателя по всем странам АТЭС в целом»[79].

Физический объём потребляемых странами ЮВА ресурсов в упомянутый период удвоится.

В целом регион окажется не в состоянии обеспечивать свои потребности в энергоносителях за счёт собственных ресурсов и будет вынужден постепенно увеличивать свою зависимость от импорта: в период до 2020 г. доля импорта в суммарном предложении первичных источников энергии увеличится в целом по региону с 56 до 68%. Особенно заметным упомянутый процесс будет в Индонезии, Малайзии, Таиланде[80].

Все страны АСЕАН, в том числе и нынешние экспортеры нефти и сжиженного природного газа (СНГ) станут нетто-импортёрами нефти и, скорее всего, природного газа.

Растущий дефицит энергоносителей указывает на то, что в долгосрочном плане ЮВА уже нельзя отнести к числу надёжно обеспеченных энергоносителями и потому особо привлекательных для инвестиций регионов. Это обстоятельство, несомненно, имеет важные последствия не только для внутренней политики стран-членов Ассоциации, но для их внешнеэкономического курса и, особенно - для энергетической дипломатии. Естественно, что эти страны пытаются привлечь к решению возникшей проблемы и АСЕАН[81].

Ранее энергетические проблемы в деятельности Ассоциации находились на втором плане – сочетание относительно низкого спроса на энергоносители при довольно богатой по мировым стандартам региональной ресурсной базе особой тревоги не вызывало. У стран региона, которые обладали достаточными ресурсами нефти и газа, не было особого беспокойства по поводу уровня обеспеченности энергоносителями соседних стран, не имевших такого рода ресурсов. Импорт дешёвой ближневосточной нефти долгие годы решал все проблемы.

Во второй половине 2000-х годов ситуация резко изменилась. Совокупные региональные запасы нефти и газа сокращались (хотя в отдельных странах картина складывалась по-разному и по нефти, и по газу). В частности, в 2007 г. запасы нефти во всех странах ЮВА, кроме Вьетнама, остались по сравнению с 2006 г. неизменными (но и во Вьетнаме они увеличились лишь на 3%). По состоянию на начало 2008 г. совокупные запасы нефти в ЮВА составляли 2,2 млрд. т (1,3% мировых)[82]. Это примерно столько же, сколько в Китае.

Правда, в 2007 году ситуация с запасами газа складывалась более благоприятно - по состоянию на начало 2008 г. они увеличились на 6.7% - почти до 7 трлн. куб. м, но только в трёх странах ЮВА - Брунее, Индонезии. Мьянме. Однако, по совокупным запасам газа ЮВА опережает ОАЭ, Нигерию, США.

Добыча нефти в ЮВА сокращалась - ещё быстрее сокращались её экспортные поставки. В 2007 г. её совокупный объём составил 120,3 млн. т (3% мирового), сократившись по сравнению с 2006 г. на 3% (это примерно добыча Кувейта, выше добычи в Нигерии или Норвегии). Сокращение добычи имело место в Брунее, Индонезии, Вьетнаме. Заметно выросла она лишь в Таиланде (+7,4%) и незначительно - в Малайзии (+1%)[83].

Добыча газа, напротив, росла, но практически не поспевала за ростом его потребления. В 2007 г. этот рост составил всего 0.1%. Совокупная добыча газа в минувшем году составила 187,8 млрд. куб. м (6,5 % мировой добычи - это чуть больше, чем в Канаде, почти столько же, сколько во всей Африке. Юной и Центральной Америке, в 2,7 раза больше, чем в Китае). Возросла добыча газа во Вьетнаме, Мьянме и Таиланде, сократилась в Индонезии и Брунее, практически стагнировала в Малайзии. В 2007 г. в Таиланде впервые имело место вынужденное сокращение потребления нефти (-1.8%), а газа - в Индонезии и Малайзии[84].

Практически перед всеми странами ЮВА остро встала задача формирования, расширения и освоения национальной ресурсной базы по нефти и газу. Однако технологические и территориальные условия разведки и добычи нефти и газа в регионе заметно усложнились даже по сравнению с последним десятилетием прошлого века, что не могло не сказался на масштабах, требующихся для решения упомянутой задачи инвестиций. По оценке экспертов АТЭС, в период до 2020г. капиталовложения в разведку и добычу нефти и газа в ЮВА должны составить от 374 до 485 млрд. долл. Если эти средства не будут инвестированы до 2020 г. совокупный дефицит нефти и газа в ЮВА составит 202 млн.т.[85]

Как в отдельных странах-членах АСЕАН, так в самой Ассоциации сложилось устойчивое мнение о том, что ни одна из стран-участниц группировки не в состоянии решить проблему национальной энергетической безопасности собственными силами. Это задача может быть решена только на региональном уровне и усилиями всех государств, входящих в АСЕАН. Учитывая, что распределение энергетических ресурсов в самих странах АСЕАН и между ними крайне неравномерно, первоочередное внимание в наступившем веке было уделено расширению трансграничных операций с энергоносителями, в первую очередь с нефтью и газом.

Впервые в истории экономического сотрудничества в ЮВА в текущем десятилетии были построены трансграничные трубопроводы и линии электропередач. В настоящее время, в частности, природный газ из Мьянмы (9,89 млрд. куб. м в 2007 г.) обеспечивает 25% потребления этого товара в Таиланде; 2/3 потребления газа сингапурскими электростанциями покрываются поставками газа из Индонезии (5,39 млрд. куб. м в 2007 г.) и Малайзии (1.78 млрд. куб. м соответственно). Малайзия приобретает индонезийский трубопроводный газ с месторождения Натуна и расширяет закупки суматранского газа. По объёму трансграничных операций с трубопроводным газом ЮВА значительно опередила Южную и Центральную Америку, а также ближневосточный регион.

Линии электропередач уже связывают Малайзию и Сингапур, Таиланд и Малайзию, Таиланд и Лаос. Планируется и строится ещё несколько электросети, связывающих Мьянму и Таиланд, Камбоджу и Вьетнам, Таиланд и Камбоджу.

В значительной мере оживление сотрудничества стран АСЕАН в энергетической сфере происходит в рамках реализации Второго шестилетнего плана практических действий в области энергетики на 2005-2010 гг., в котором страны-участницы организации поставили перед собой задачу не ограничиваться текущими краткосрочными проблемами, а перейти к средне- и даже долгосрочному планированию своих действий.

При этом страны-члены АСЕАН примерно определили масштабы стоящих перед энергетикой региона проблем. Совокупные потребности в капиталовложениях в энергетический сектор экономики стран-членов только на период до 2010г. включительно составят 107 млрд. долл. (100 млрд. долл. для обеспечения растущего спроса на электроэнергию и 7 млрд. долл. - для развития сети газопроводов)[86]. Именно поэтому они пришли к выводу о необходимости более широкого привлечения к финансированию упомянутых мероприятий частного сектора как национального, так и иностранного.

Страны АСЕАН стали уделять повышенное внимание поэтапному строительству Единой газовой сети АСЕАН (Тгаns- ASEAN, Саs Рiреlinе, ТАGР)[87] только тогда, когда стало очевидным, что уровень запасов нефти в ЮВА имеет тенденцию к снижению, а доказанных запасов газа при нынешнем объеме потребления хватит на 50 лет, а учитывая вероятные запасы - на 130 лет. Все страны ЮВА заинтересованы в развитии газовой отрасли в масштабах субрегиона не только из-за того, что лишь некоторые из них обладают собственными, пока достаточными запасами нефти.

Уже сейчас стран региона, обладающих запасами газа, больше - восемь из десяти. Пока не обнаружены коммерческие запасы газа только в Лаосе и Сингапуре, причём, если для Лаоса их нахождение проблематично, для Сингапура - практически равно нулю. В электроэнергетике ЮВА во всё большей степени используется природный газ: в Сингапуре и Мьянме на нём уже работают около 60% электростанций, в Малайзии и Таиланде - порядка 70-75%, высокими темпами ведётся перевод на газоснабжение электростанций в Индонезии и Вьетнаме.

При наличии единой субрегиональной газовой сети страны АСЕАН будут иметь возможность маневрировать объёмами потребления и в значительной мере повысят уровень коллективной энергетической безопасности, особенно при возможном сокращении поставок нефти из стран Ближнего и Среднего Востока.

Протяжённость ТАGР - примерно 10 тыс. км, а её строительство потребует не менее 15 млрд. долл.

Единая сеть будет состоять из семи взаимосвязанных участков, но первоначально предполагается уложить на суше и под водой 4 тыс. км труб, построить необходимое число компрессорных станций и обеспечить их газом с платформ, расположенных на континентальном шельфе (первая очередь сети потребует капиталовложений в сумме более 7 млрд. долл.)[88].

По сути дела в проекте ТАGР объединены два подхода: строительство (расширение) национальных газовых сетей и прокладка магистралей, соединяющих в одну сеть национальные компоненты. Уже определено пять из семи компонентов-связок в проекте ТАGР: Малайзия-Таиланд, Индонезия-Малайзия, Мьянма-Таиланд, Индонезия-Сингапур, Филиппины-Малайзия. Далее к сети будет подключён Вьетнам. Первоначально предполагалось, что создание ТАGР будет завершено к 2020г., однако уже в конце 2001 г. официальные лица АСЕАН сделали заявление о возможном окончании его уже в 2015 г.[89]

Частично сегменты будущей ТАGР уже функционируют - это трансграничные газопроводы Мьянма-Таиланд, Индонезия-Сингапур и Малайзия-Сингапур. Завершена прокладка газопровода Малайзия-Таиланд. Ускоренными темпами ведётся строительство трансяванского магистрального газопровода, который должен стать важным элементом ТАGP[90].

Кроме того в нефтегазовой отрасли ЮВА реализуется ряд двусторонних и многосторонних проектов, участниками которых являются компании стран субрегиона: в Индонезии ведут разведку и добычу нефти малазийские и таиландские фирмы, в зоне совместного использования работают вьетнамская Petrovietnam и малазийская Реtronas, на вьетнамском континентальном шельфе начали поиски нефти и газа таиландские компании, изучаются возможности проведения аналогичных работ и на Филиппинах; во Вьетнаме разработку двух нефтегазовых блоков ведут совместно индонезийская и малазийская компании.

Приоритетное обеспечение нефтью и газом региональных партнёров в чрезвычайных ситуациях - направление регионального сотрудничества, о котором в АСЕАН довольно много говорится, разрабатываются планы и программы действий в такого рода ситуациях, однако фактически и в прошлом, и в настоящем страны региона вынуждены пока полагаться исключительно на национальные механизмы выживания.

Учитывая нарастающие угрозы энергетической безопасности для зоны АСЕАН, у России появляются новые возможности для значительного расширения сотрудничества с ними в области энергетики как на страновом, так и на региональном уровне. Они могут охватывать, как минимум, три сферы:

· поставки российской нефти и газа;

· создание с участием российских компаний энергетических объектов, в том числе имеющих региональное значение (разведка и освоение месторождений нефти, газа, угля; прокладка нефте- и газопроводов, строительство электростанций любого типа, освоение альтернативных источников энергии др.);

· координация энергетической политики и особенно энергетической дипломатии со странами АСЕАН, обладающими крупными ресурсами энергоносителей и представленными на мировом рынке нефти и газа.

 



2020-02-03 193 Обсуждений (0)
Межгосударственная кооперация стран региона: экономика, энергетика, инфраструктура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Межгосударственная кооперация стран региона: экономика, энергетика, инфраструктура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)