Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объекты государственной экологической экспертизы



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Объекты государственной экологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок




 В научной литературе и в законодательстве отсутствует определение объекта экологической экспертизы. Однако, под объектом экологической экспертизы следует понимать проектные решения намечаемой хозяйственной деятельности, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, определяемое на основе установленных в законодательстве экологических требований [27,с.82].

Объекты перечислены в Законе «О государственной экологической экспертизе», таковыми является следующая проектная документация:

градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;

обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты для объектов, которые указаны в части первой статьи 13 данного закона (за исключением текущих и капитальных ремонтов таких объектов);

проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов [35, ст.5,13].

Кроме объектов, которые указаны выше, объектами государственной экологической экспертизы является также иная документация по планируемой хозяйственной и иной деятельности, к ней отнесены:

проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;

проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также изменения и дополнения к указанным проектам и обоснованиям;

лесоустроительные проекты, а также изменения и дополнения к этим проектам;

проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг [35, ст.5].

Также, по сравнению с Законом «О государственной экологической экспертизе» утратившем силу, в действующем содержится более конкретный перечень объектов. В перечень объектов были включены: проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, проекты ведения охотничьего хозяйства, лесоустроительные проекты, проекты технических нормативных правовых актов[35,ст.5;36, ст. 6].

Для сравнения, к объектам общественной экологической экспертизы относится следующая проектная документация:

 градостроительные проекты общего планирования,

 специального планирования, детального планирования,

 архитектурные проекты застройки территорий и обоснования инвестирования в строительство,

 архитектурные и строительные проекты, для которых требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (за исключением текущего и капитального ремонта таких объектов)[52,п.4].

Далее, хотелось бы более подробно остановиться на проблемных аспектах, связанных с объектами государственной экологической экспертизы. Важным моментом является то обстоятельство , что в статье 5 содержится ссылка на статью 13, в которой конкретизируются объекты , в отношении которых проводится государственная экологическая экспертиза, Этот перечень достаточно широк. В качестве примера к объектам относятся проектная документация: республиканских автомобильных дорог, железнодорожных линий, аэродромов и аэропортов; объектов нефтепереработки, атомных, тепловых электростанций, объектов производства аккумуляторов, подземных хранилищ газа – т.е. наиболее потенциально опасные объекты [35, ст. 5,13]. В перечень включены объекты и виды деятельности из Добавления 1 и 3 к Конвенции Эспо и Указа Президента Республики Беларусь № 349 от 24 июня 2008 г. «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»[15;38]. Нововведением в статью 13 является ссылка на оценку воздействия в трансграничном контексте, чем реализуется требование Конвенции Эспо в нашем законодательстве. Такая оценка также финансируется заказчиком и проводится по договору с ним проектными организациями. Часть вторая этой статьи определяет, что по всей проектной документации на реконструкцию объектов, указанных в первой части этой статьи, оценка воздействия на окружающую среду не проводится, если в результате реконструкции  не увеличивается объем выбросов и сбросов, а также объемы и виды отходов [35, ст.13]. Это связано с тем, что реконструкция подразумевает улучшение и применение новых технологий, которые являются более безопасными по отношению к существующим устаревшим технологиям.

В тоже время, в отношении объектов, которые перечислены в статье 13 проводится и оценка воздействия на окружающую среду, таким образом получается ,что круг объектов, по которым проводится ОВОС уже, чем круг объектов по которым проводится государственная экологическая экспертиза [35,ст.5,13].

Все объекты можно разделить на 2 группы: по объектам, представляющим большую опасность экспертиза проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а по менее опасным – областными комитетами.

Также, по сравнению с законодательством действовавшим до 2009 года, произошло сужение круга объектов государственной экологической экспертизы. Сейчас государственная экологическая экспертиза не проводится в отношении более простых объектов (проектная документация на строительство, реконструкцию жилых домов, школ, магазинов), она проводилась Районными (городскими) инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Перечень объектов по проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию (архитектурному, строительному проекту и другому) которых проводилась государственная экологическая экспертизаРайонными (городскими) инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды содержался в Инструкции «О порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь» [12,п.8]. Из числа объектов была исключена проектная документация:

- объектов жилищной и социальной сферы (жилые дома, дошкольные детские учреждения, школы, магазины, кафе и тому подобное), размещаемых в городах и других населенных пунктах и подключаемых к существующим сетям водоснабжения и канализации;

- внутрихозяйственных автомобильных дорог;

- местных линий связи, электроснабжения, газоснабжения (без газораспределительных станций), теплоснабжения;

- различного рода складов, хранилищ (кроме предназначенных для хранения нефтепродуктов) минеральных удобрений и химических средств защиты растений, а также зерносушилок и других сооружений, не имеющих сброса сточных вод;

- на проведение культуртехнических работ без элементов осушения, лесомелиоративных работ (облесение песков, оврагов, создание придорожных и полезащитных полос);

- молочнотоварных ферм до 200 голов крупного рогатого скота.

Также, ранее в Законе «О государственной экологической экспертизе» в статье 6 в общей форме были перечислены объекты, а конкретизировались в утратившей силу Инструкции о порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь. Указание же на отдельные объекты государственной экологической экспертизы содержалось в законодательстве, которым специально не регулировались вопросы экологической экспертизы. В настоящий момент, более конкретное закрепление объектов государственной экологической экспертизы было поднято на уровень законодательного акта, а в Положении «О порядке проведения государственной экологической экспертизы» не содержится конкретного полного перечня объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе [36, ст.6;12;35;51].

 В Положении как и в Законе «О государственной экологической экспертизе» в статье 5 произведено разделение документации на проектную и иную. Так, например к проектной документации относятся: градостроительные проекты, проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, а к иной - проекты ведения охотничьего хозяйства, проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, и. др [51, п.4; 35, ст.5].

Согласно нормам Закона «О нормативных правовых актах» проект нормативного правового акта может быть подвергнут различного рода экспертизам, в том числе и экологической, однако в специальном законодательстве об этом не упоминалось [43, ст.49]. В законе «О государственной экологической экспертизе» содержится положение о том, что государственной экологической экспертизе подлежат проекты технических нормативных правовых актов. Данный момент можно признать разумным и учесть опыт правового закрепления проекта нормативного правового акта в Российской Федерации, и оставить такую формулировку. Так как изначально круг объектов был очень широк, экспертизе подвергались любые проекты нормативных правовых актов, которые могли оказать вредное воздействие на окружающую среду, вплоть до международных соглашений, а сейчас в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизе подлежат проекты нормативно-технических документов, проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, причем не понятно нормативный характер имеют эти проекты или нет. Да и хотелось бы отметить, что Российская Федерация с 1995 года пошла по пути сужения круга объектов, до 1995 года перечень был очень широк, а сейчас он закрытый [34].

Также вызывает интерес оговорка по отношению к некоторым объектам: о том, что государственной экологической экспертизе подлежат изменения и дополнения к некоторым объектам, например:

-к лесоустроительным проектам

-к проектам ведения охотничьего хозяйства

-рыбоводно-биологическим обоснования и др.,

Причем эти оговорки были внедрены в закон в результате внесения дополнений в 2011 году. По содержанию данные изменения обоснованы, однако с точки зрения законодательной техники, было бы логично, по аналогии с законодательством Российской Федерации, после перечисления объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе дополнить статью 5 пунктом, что государственной экологической экспертизе подлежит:

объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

 - внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 - доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

 - реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

 - истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы [34];

Под объектом государственной экологической экспертизы следует понимать проектные решения намечаемой хозяйственной деятельности, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, определяемое на основе установленных в законодательстве экологических требований. В действующем законодательстве перечень объектов государственной экологической экспертизы поднят на уровень законодательного акта, а ранее указание на некоторые объекты содержалось в нормативных правовых актах, которые специально не регулировали вопросы связанные с экологической экспертизой. Также, в настоящее время, указание на необходимость проведения государственной экологической экспертизы закреплено в Кодексе о недрах, в Лесном кодексе .

 По сравнению с законодательством, действовавшим до 2009 года, произошло сужение круга объектов государственной экологической экспертизы. Сейчас данный вид экспертизы не проводится в отношении наиболее простых объектов. Также, перечень объектов стал закрытым. Круг объектов, по которым проводится оценка воздействия на окружающую среду уже, чем круг объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза. В законодательстве все объекты разделены на 2 группы: по объектам, представляющим большую опасность экспертиза проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а по менее опасным – областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ранее выделялась еще и 3-яя группа – более простых объектов. Особое внимание следует уделить такому объекту как проект нормативного правового акта. Возможность проведения экологической экспертизы таковых предусмотрена Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Однако организационно-правовой механизм реализации указанной нормы отсутствует.




2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Объекты государственной экологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объекты государственной экологической экспертизы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)