Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами) 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

 

Дисциплина: Физическая культура

Студент: Волосников В.В.

Специальность: МО

Семестр: 1

 

 

Дата сдачи работы: 19.11.2010

 

Подпись:

 

 

Представительство г. Нижний Тагил

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Физическое воспитание взрослого населения (акмеология физической культуры).

В настоящее время физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Существует несколько объективных предпосылок, в силу которых ученые и практики ведут поиск новых направлений, новых комбинированных форм и методов организации и проведения физкультурной работы с различными контингентами населения. Среди таких предпосылок наиболее существенными, на наш взгляд, являются:

- изменение социально-экономической ситуации в странах СНГ;

- сокращение средней продолжительности жизни человека;

- отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприятиями и их результатами.

Проведенный нами анализ имеющихся научных исследований показывает, что физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства взрослого населения в новых социально-экономических условиях пока еще не имеет глубоко продуманной и широко разработанной научной базы. А ведь нормы и привычки, образцы социально одобряемого поведения, бытующие среди взрослого населения, наконец, межличностные отношения и групповые процессы имеют огромное значение как для научного осмысления происходящих процессов, так и для практической работы по месту жительства взрослого населения.

Целью данного исследования - изучение отношения взрослого населения Республики Беларусь к занятиям физической культурой по месту жительства.

Анкетный опрос проводился в 1999 - 2000 гг. В анкетировании приняли участие 1580 человек взрослого населения различных регионов Республики Беларусь. Выборка характеризуется показателем по полу: мужчин - 750 (47,5%), женщин - 830 (52,5%).

При анкетировании был установлен достаточно высокий уровень вербального интереса к занятиям физической культурой. Результаты опроса показали, что 78,7% мужчин и 69,4% женщин выразили желание заниматься физическими упражнениями. В то время как нежелание заниматься составило у мужчин 8,2%, у женщин - 14,6%; безразличное отношение - 7,2 и 7,7% соответственно (табл. 1).

Такое расхождение, помимо особенностей контингента, условий для занятий и дифференциации физической культуры может быть объяснено различием методик выявления этих показателей. Обычно используемая дихотомическая шкала вариантов (ответы "да", "нет") является, на наш взгляд, недостаточно тонким инструментом, смещающим ответы. Нами же была использована шкала с шестью вариантами ответов, которым для получения обобщенного показателя присвоены баллы (от +1 до -1). Присвоение таких значений, широко распространенное при социологических исследованиях, является условно общепринятым ("Рабочая книга социолога", 1976).

Для дальнейшего изучения физкультурных интересов взрослого населения необходимо рассмотреть их активные (наблюдаемые) характеристики, то есть способы реального поведения, участие и затраты на физическую культуру.

 

Таблица 1. Уровень физкультурных интересов взрослого населения в занятиях физической культурой (% от числа опрошенных)

Ответы Уровни потребностей, %
Балл ответа Всего (n=1580) Мужч и н ы (n=750) Женщины (n=830)
"Да, хочу" - высокий положительный уровень потребности +1 50,8 56,8 45,4
"Скорее хочу, чем нет" - средний положительный +0,5 23,0 21,9 24,0
"Безразлично" - индифферентный 0 7,5 7,2 7,7
"Скорее не хочу" - средний отрицательный -0,5 4,6 3,5 5,7
"Нет, не хочу" - отрицательный -1 6,9 4,7 8,9
"Не знаю" - индифферентный 0 7,2 5,9 8,3

Таблица 2. Реальная активность в занятиях физической культурой (96 от числа занимающихся)

Регулярность занятий Всего (n=1580) Мужчины (n=750) Женщины (n=830)
Регулярно 2-3 раза в неделю 17,3 19,9 14,9
Нерегулярно, менее 2 раз в неделю 11,9 14,1 9 9
Редко, 2-3 раза в месяц 7,3 8,0 6,7
Очень редко (летом или весной, зимой или осенью) 7,5 7,5 7,5
Эпизодически 9,7 10,9 8,7

Следует отметить, что достаточно высокий уровень интереса к физической культуре сопровождается высокой реальной активностью в занятиях ею. Из числа опрошенных респондентов 60,4% мужчин и 47,6% женщин занимаются физической культурой, 39,6% мужчин и 52,4% женщин не занимаются вообще. Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что среди занимающихся физической культурой только 19,9% мужчин и 14,9% женщин занимаются регулярно 2-3 раза в неделю; 14,1% мужчин и 9,9% женщин занимаются менее двух раз в неделю; 8,0% мужчин и 6,7% женщин - редко, 2-3 раза в месяц; 7,5% мужчин и 7,5% женщин - очень редко (летом или весной, зимой или осенью) и 10,9% мужчин и 8,7% женщин - эпизодически (табл. 2). Обращает на себя внимание относительно высокий процент (24,5% у мужчин и 22,9% у женщин) нерегулярно занимающихся физической культурой.

Таким образом, противоречие между интересами и их реализацией действительно имеет место.

В исследованиях установлено, что взрослое население в занятиях физической культурой применяет различные средства, причем отношение к ним у мужчин и женщин неодинаково. У мужчин средства занятий физической культурой расположились следующим образом: пешие прогулки - 20,8%; утренняя гимнастика - 16,4%; плавание - 11,9%; бег - 9,2%; занятия в спортивной секции - 8,5%; лыжные прогулки - 7,6%; занятия в группах здоровья - 3,1%. У женщин: пешие прогулки - 18,9%; утренняя гимнастика - 15,7%; плавание - 9,3%; лыжные прогулки - 5,4%; занятия в группах здоровья - 4,8%; бег - 4,7%; занятия в спортивной секции - 2,7%.

Более высокий в нашем исследовании интерес взрослого населения к пешим прогулкам и утренней гимнастике обусловлен, по-видимому, доступностью и жизненной необходимостью.

Следует отметить, что наибольшее количество взрослого населения, как мужчин, так и женщин, в настоящее время занимается физической культурой самостоятельно - 46,8 и 35,9% соответственно, в то время как организованные формы занятий используют 11,6% мужчин и 8,9% женщин от общего числа занимающихся физической культурой.

Снижение активности взрослого населения, как было выявлено в ходе исследования, зависит от ряда факторов. Установлено, что первостепенным фактором (как у мужчин, так и у женщин) является отсутствие свободного времени - соответственно 16,0 и 19,9% от числа опрошенных; второй фактор - отсутствие желания, интереса, на что указали 8,8% мужчин и 12,8% женщин; третий фактор - не организованы занятия с людьми моего возраста, на что указали 4,7% мужчин и 6,5% женщин; четвертый фактор - нет поблизости спортивной базы, на что указали 5,2 и 5,5% соответственно; пятый фактор - не созданы группы здоровья по месту жительства, на что указали 2,9% мужчин и 6,7% женщин.

Проведенные конкретно-социологические исследования подтвердили, что степень реального вовлечения взрослого населения в активные физкультур но-оздоровительные занятия после распада бывшего Союза значительно снизилась. Особую озабоченность вызывает тот факт, что это характерно в первую очередь для взрослого населения. Причем его недостаточная активность в занятиях физической культурой, с одной стороны, наблюдается на фоне ухудшения объективных социально-экономических предпосылок к этому, а с другой - сопровождается довольно высоким уровнем вербального интереса к занятиям физической культурой как социальной ценности. Это во многом связано с неразработанностью вопросов формирования и развития потребностей населения в физическом совершенствовании, детерминирующих их физкультурно-оздоровительную активность.

Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста определенного профиля (бухгалтерский учёт и аудит, финансы и кредит, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, психология ).

Чтобы лучше представить себе возможности ППФП, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

Например экономисты в течение рабочего дня 6-8 часов проводят сидя, уже через 2-3 года у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

Прикладные качества - это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации и неквалифицированных людей той же возрастной группы.

Например, все виды операторской работы (оператор на буровой, оператор на химическом заводе и т.д.) требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, развития внимания. В то же время представителям разных профессий для качественного выполнения профессиональных видов работ требуется или повышенная общая выносливость или сила отдельных мышечных групп, или ловкость. Следовательно, становится существенно важным заблаговременное акцентирование, именно специальное формирование этих прикладных качеств до профессионально требуемого уровня, что и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности.Каждая профессия предъявляет свои требования к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми.

Всем психическим качествам и свойствам личности присуща определенная подвижность, практически все психические качества можно развивать определенными физическими упражнениями и занятиями прикладными видами спорта, но лабильной психических качеств и свойств личности существенно ниже по сравнению с физическими и психофизическими качествами, поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей способных более успешно овладевать профессией.

Прикладные умения и навыкинеобходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.), другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п. ). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любой специальности. Другой вопрос, что соотношение ОФП и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий.

Иногда (для представителей гуманитарных профессий) хорошая ОФП решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии. В этом случае дополнительно нужны в основном лишь более широкие прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физической культуры и спорта и навыке их самостоятельного использования в режиме труда и отдыха в зависимости от характера и условий труда и быта.

Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП

По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому именно на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов.

Основными являются:

-формы (виды) труда специалистов данного профиля;

-условия и характер их труда;

-режим труда и отдыха;

-особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители. Но, практически, это бывает редко, хотя управленческий характер труда и типичен для специалистов. И все же здесь уместно говорить о смешанной фирме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.

Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности.

Например, многие буровые бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.

А специалисты по радиоэлектронике и автоматике, экономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно, нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

Например, различный режим труда и отдыха имеют работающие вахтовым методом выпускники факультетов разработки нефтяных и газовых месторождений или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта, и работающие на нефтеперерабатывающем заводе выпускники химико-технологического факультета.

Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства и производительности труда (выработки),сохранения работоспособности и здоровья человека.

При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это выражается в практически различных возможностях использования средств физической культуры в качестве активного отдыха в свободное время у представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Динамика работоспособности в процессе труда является интегральным фактором, также определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.

Дополнительными факторами определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в который направляются выпускники учебного заведения и факультета.

3. Социально-экономические функции физической культуры и спорта в обществе.В условиях современного общества физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность невозможна без специального материально-технического оснащения; научно обоснованных методик физического воспитания и спортивной тренировки; системы подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации; системы управления и развития международных связей.

С 1991 г. в Российской Федерации, несмотря на общие сокращения спортивной базы, наблюдается устойчивая тенденция расширения спортивных залов( до 54,3 тыс. ), крытых плавательных бассейнов (до 1,6 тыс.), стадионов с трибунами на 1,5 тыс. мест и более (до 2,1 тыс.).

Наличие внутренних экономических подсистем. Из общей системы организационных форм и особенностей хозяйствования в сфере физической культуры и спорта можно выделить следующие специфические направления: физическое воспитание населения; физкультурно-оздоровительные услуги; подготовка спортивного резерва в сборную команду России, его участие в международных соревнованиях; кадровое, научно-методическое, медико-биологическое, информационное и нормативно-правовое обеспечение; международные спортивные связи. В каждом направлений действуют свои экономические механизмы.

Что представляет собой сфера физической культуры и спорта. Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного мастерства, выполняют такие важные функции, как: образовательная и познавательная, духовно-нравственная, социально-биологическая адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика заболеваемости, правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек. Экономический эффект от реализации этих функций значительно превосходит прямые затраты. Для системной оценки состояния развития массового спорта и спорта высших достижений в сопоставлении с негативными явлениями в обществе по итогам года методом регрессионного анализа автором определена зависимость удельных ( на один процент населения) уровней заболеваемости и преступности от показателей развития физической культуры и спорта и подготовки спортивного резерва, которая наглядно показывает, что уровень заболеваемости падает с возрастанием уровня развития физической культуры и спорта, а уровень преступности снижается с возрастанием уровня подготовки спортивного резерва и развития массового спорта.

В то же время различия в минимальных и максимальных показателях между субъектами федераций весьма велики: в развитии массового спорта - в 16 раз; подготовке спортивного резерва - в 15 раз; заболеваемости - в 7 раз; преступности - в 10 раз. Отсюда следует, что расширение масштабов развития физкультурно- оздоровительной работы и подготовки спортивного резерва становится социально необходимым. Экономический эффект очевиден. Его можно прокомментировать примером. Так, в начальной школе коррекции Тульской СДЮШОР учащиеся с нарушением осанки и плоскостопием через три года занятий становятся нормально развитыми. А в финансовом отношении это выразилось в выплате зарплаты тренеру за этот период менее 2 тыс. рублей за одного учащегося. В Анжеро-Судженской СДЮШОР за четыре года занятий ни один из состоящих на учете в детской комнате милиции не имел повторного привода. Кроме того, возрастает роль спорта в сплочении различных групп населения вокруг общероссийской идеи. Спортсмены пропагандируют традиции и символы России, ее особый дух и демократические преобразования.

Насколько обременительна сфера ФКиС для общества? Фактическое финансирование физической культуры и спорта в 1999 г. по разделу "Здравоохранение", строке "Физическая культура и спорт", составило 5 782 млн руб. По разделу " Образование" - 5 474 млн руб., по фонду социального страхования - 265 млн руб., иным источникам финансирования - 1 544 млн руб., а финансирование ГКФТ России из федерального бюджета - 407 млн руб. В целом финансирование составило 13 482 млн руб., или 92 руб. на душу населения России.

Состояние и пути дальнейшего развития массового спорта и подготовки спортивного резерва и России. При всей сложности социально-экономической ситуации в стране благодаря усилиям местных органов власти в целом увеличились число спортивных школ, контингент занимающихся, тренерских кадров, высококвалифицированных спортсменов. Вместе с тем в силу определенных причин Россия превратилась в самого крупного донора международного спорта и щедро делится своим уникальным опытом и квалифицированными кадрами. С помощью наших ученых и практиков во многих странах мира воспроизводится созданная и впервые реализованная в нашей стране современная система научно-методического и медико-биологического обеспечения.

В современных условиях возросла роль спортивных школ в решении таких социальных проблем, как наркомания, беспризорность, преступность, а главное - сохранение и укрепление здоровья генофонда. Указанные проблемы могут быть решены благодаря накопленному опыту работы по организации массовой физкультурно-оздоровительной работы и подготовки полноценного пополнения резерва в сборную команду России в Тульской, Тверской, Кемеровской, Тюменской, Московской, Ростовской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, республиках Саха (Якутия) и Башкирия. Обобщенный в последние годы передовой отечественный опыт подтверждает, что российский спорт остается конкурентоспособным на международной спортивной арене. Имеются авторитетнейшие научные школы и академии с большими традициями, передовой технологией спортивной подготовки. Надо только умело распорядиться этим богатством, сохранить и внедрить все положительное, что накоплено, выходить на новый виток развития массового спорта и спорта высших достижений.

В последнее время все чаще приходится слышать, что в России спорт массовый и спорт высших достижений вошли в противоречие. Фактически в спорте высших достижений задействовано от 0,5 до 5,0 % занимающихся, и баланса между развитием общедоступного массового спорта и подготовкой резерва для элитного спорта не будет никогда. В то же время одинаково эффективно оба направления развиваются в Республике Чувашия, Волгоградской, Мурманской, Ростовской областях.

Согласно теории распределения показателей, необходимых для достижения высоких результатов, достаточно 5 - 6% занимающихся. Необходимый контингент занимающихся в спортивных школах почти в два раза превосходит эту расчетную величину. Однако в процессе подготовки тренерами не всегда учитываются индивидуальные различия в физической, технической, психологической подготовленности, морфологических особенностях спортсменов, которые должны быть в поле зрения каждого тренера.

Для реализации индивидуального подхода в спортивной тренировке тренеру необходимо располагать такими критериями, как состояние здоровья, уровни биологической зрелости, физического развития, технической, тактической, психической, теоретической подготовленности, а также медико-биологическими, морфологическими , физиологическими характеристиками занимающихся, темпами роста показателей и их исходным уровнем.

К главным достижениям российского спорта следует отнести то, что на местах сумели сохранить школы высшего спортивного мастерства и спортивные интернаты, преобразованные в 1989 г. в училища олимпийского резерва, которые являются основным источником пополнения сборной команды России.

Организационные просчеты в развитии детско-юношеского спорта. С помощью факторного регрессионного анализа материальной обеспеченности физкультуры и спорта выявлено, что наибольшее влияние на результативность подготовки резерва сборной команды России оказывает финансовое и кадровое (специалисты, задействованные в спорте высших достижений) обеспечение, а на развитие массового спорта - кадровое и материально-техническое. Эти данные могут служить ориентиром при составлении программ развития массового спорта и спорта высших достижений. А пока культивирование видов спорта осуществляется без экономических обоснований, эффективности и целесообразности расходования средств. И как следствие - материальные затраты на подготовку спортсменов на уровне мсмк различаются до 96 раз, причем в видах спорта, по которым российские спортсмены завоевали олимпийские медали, - до 73 раз, а в видах, по которым медалей не завоевали, - 1023 раза (!).

Виды спорта развиваются без учета потребности в контингенте спортсменов для пополнения сборных команд страны. В результате этого количество спортсменов, задействованных в спорте высших достижений, по борьбе вольной и греко-римской, лыжным гонкам, футболу составляет от 500 до 350 стартовых составов сборной команды, в этих видах прослеживается "перепроизводство" спортсменов высокого класса, в то время как по бобслею, санному спорту, фигурному катанию, хоккею на траве, гребле академической, горнолыжному спорту таких спортсменов в десять раз меньше.

4. Мотивация и стимулирование занятий физической культурой и спортом.Итак, от возникновения потребности до постановки цели проходит довольно сложный этап психической деятельности человеку энергию и побуждающее его к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели. Этот побудитель называется мотивом. В мотиве содержится таким образом

понимание того. Из-за чего и для чего человек должен проявить активность.

Поэтому можно сказать, что мотив - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. В психологической литературе до сих пор нет единого понимания мотива. Одни считают, что мотив это осознанная потребность, другие под мотивом понимают конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность. Целесообразно соединить эти две точки зрения: ведь без потребности не нужен объект ее удовлетворения (цель), но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности человека, т. е. пропадает главный смысл мотива.

Поскольку мотив выполняет директивную функций, то возникающая под его влиянием активность может стимулировать человека к действию, но может и задерживать действие. Остановимся на этом подробнее. Активность человека может протекать скрыто, незаметно для глаз постороннего наблюдателя. Это умственный, эмоциональный и волевой виды активности. Не всегда эта активность направлена на организацию и осуществление внешней активности; часто она направлена

на подавление побуждений, связанных с удовлетворением той или иной потребности, поэтому человек не является рабом своих потребностей.

Всякое живое существо, ограниченное в движениях, оказывает сопротивление. Так поступает и грудной ребенок, когда его пеленают. Протестует ребенок и при ограничении других его потребностей. Однако зрелая личность сознает, что ее свобода не может быть безграничной, независимой от других людей и требований общества. Потребность в свободе относится к группе социальных. Эгоист требует свободы только для себя и тем самым ограничивает свободу других хотя бы из-за того, что в любой момент другие могут быть подавлены или поставлены o его произволом в неудобное положение. Сознательный человек понимает относительность личной свободы, он ограничивает себя в интересах свободы всех. В человеческом обществе свобода человека ограничивается официальными рамками и нормами морали. В спорте, помимо тех же норм, такими ограничителями являются правила спортивных соревнований. Спорт смен, добивающийся победы вопреки этим правилам и нормам, справедливо подвергается наказанию, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, удовлетворение потребностей регулируется сознанием человека, опирающимся на убеждения, идеалы нравственные привычки, чувство долга перед другими людьми и обществом в целом. Потребности опосредованы социальным опытом человека, они находят выражение в мотивах долженствования, обязанности, необходимости, исполнения приказа.

У человека в одной то же время может быть несколько мотивов, между которыми вследствие их противоречивости идет борьба. В результате более сильный (действенный) мотив побеждает и организует внешнюю активность (поступок) действие другие мотивы" тормозятся. Причем с точки зрения затрат.

5. Воздействие направленной физической тренировки на совершенствование отдельных систем организма.Формирование и совершенствование различных морфо-физиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2-3 раза, легочная вентиляция - в 20-30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в XIX в. В 1809 г. Ламарк опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной системой, развиваются органы, которые упражняются, а органы, которые не упражняются - слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного анатома и отечественного общественного деятеля XIX - начала XX в., было то, что он показал конкретную морфологическую перестройку организма и отдельных органов человека в процессе упражнений и тренировки.

Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль центральной нервной системы в развитии тренированности на всех стадиях упражнения при формировании приспособительных процессов организма. В дальнейшем многие исследователи доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах и системах организма человека. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.

В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и методы их развития и совершенствования. Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения - сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования.

Так, к



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)