Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии 0.00 из 5.00 0 оценок




Применительно к школьному курсу географии экологические знания позволяют разъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение для человека. На основе усвоенных экологических знаний формируется убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей географической среде [3].

География изучает единство и целостность типов местностей (ландшафты, ПТК), а также районов (территориально-производственные комплексы — ТПК), формирующихся в результате хозяйственной деятельности чело века в определенных социально-экономических условиях общества. Природные территориальные образования различаются по своим размерам и морфологическим особенностям (например, балка, овраг, пойма, склон речной, долины, наконец, геокомплексы и Земля в целом). Многообразие компонентов Земли является жизненной средой человека, источником получения всех необходимых ему средств существования [19].

Отдельные компоненты природного неорганического и органического вещества, а также хозяйственные отрасли ТПК служат предметом изучения ряда наук. География синтезирует и обобщает знания, добытые многими отдельными науками.

Ученые-географы исторически занимались исследованием проблем разумной организации взаимодействия между природой, человеком и обществом, поиском и раз работкой путей разумных решений преобразования природы.

Интегрирующая и синтезирующая роль географии дает основание говорить о близости предмета этой пауки к учению о биосфере В. И. Вернадского. Вопрос о соотношении понятий биосферы и географической оболочки принципиально важен для установления межпредметных взаимосвязей школьных курсов географии и биологии. Обычно освоение природы протекает в пределах того или иного ландшафта как целостного образования. «Каждый ландшафт, — отмечает Ю. Г, Саушкин, — есть как бы некий организм, где части обусловливают целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт». В школе целостность природы раскрывается главным образом в курсе географии. География анализирует все компоненты окружающей среды (природы и деятельности в ней человека), их взаимовлияние друг на друга и причинно-следственные связи между ними. В этом, по нашему мнению, состоит интегрирующая роль географии в экологическом образовании школьников [11].

Современная биосфера подверглась огромному воздействию человека и образовалась под этим влиянием новая сфера Земли, преобразованная человеком, — ноосфера. Можно сказать, что окружающая нас среда (географическая среда) является частью измененной человеком географической оболочки (биосферы). Природная и преобразованная в результате трудовой деятельности людей окружающая среда относятся к предмету исследования многих естественных и общественных наук, в том числе и глобальной географии

Курс данной дисциплины призван способствовать решению следующих общекультурных задач:

1. овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

2. формирование глобального мышления в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

3. развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, а именно: межнациональных отношений, культуры и нравственности и др.;

4. вооружение учащихся специальными общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

5. правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявления глобальных проблем в каждой стране. [15].

Нестандартность глобально-географического подхода (ранее в учебной практике господствовала жесткая «привязка» к какой-либо стране, региону или группе стран) позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, а это не менее важно, чем региональные особенности. При нынешнем обострении глобальных проблем такой подход кажется вполне оправданным.

Предметом глобальной географии является вся земля в ее многообразии, процессы имеющие глобальный характер, проблемы, которые также приобрели масштабы и значение глобальных.

Глобальная география отличается от других ветвей географической науки прежде всего тем, что имеет «предельный» объект исследования – всю геосферу или географическую оболочку Земли: т.е. литосферу, гидросферу, биосферу и социосферу [3].

Казалось бы, в этом нет ничего уникального: ведь и географы прошлого изучали все эти сферы Земли. Но прежде они являлись одними из многих объектов исследования и изучались лишь попутно. Кроме того, теперь они рассматриваются с позиций выживания человечества, взаимозависимости биосферы и других элементов природы [10].

Глобализация процессов не только порождает широкий планетарный подход. Она диктует междисциплинарный подход. Иной подход к тем процессам, которые идут на Земле невозможен, ибо природное и экономическое, природное и социальное, природное и политическое теснейшим образом переплетены в реальной жизни. И здесь географический взгляд может быть особенно продуктивен, так как география – особая наука, она и естественная, и общественная, и природная, и социальная [3].

К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека [12].

В курсе Глобальной географии рассматриваются проблемы, влекущие за собой ряд последствий экологического содержания.

Курс Глобальной географии делится на 3 части. В первой части рассматривается история современного лика Земли, сравнивается состояние различных ее компонентов в разные временные отрезки. Во второй части происходит знакомство с глобальными проблемами человечества, рассматриваемыми в пространственном аспекте, которые косвенно, но все, же влияют на состояние окружающей природной среды. Третья часть курса фокусируется непосредственно на экологических проблемах планетарного масштаба [1].

В первой части курса происходит ознакомление непосредственно с предметом глобальной географии, ее объектом, методами, целями. Первая тема призвана ознакомить учащихся с предметом, целями и задачами курса глобальной географии. Определить положение глобальной географии в системе наук, рассмотреть классификацию глобальных проблем, методы приемы и подходы дифференциации глобальной проблематики. Во второй теме рассматривается наша планета как место обитания человека, первые шаги к ее освоению, этапы влияния общества на природную среду, стремительное изменение лика Земли, антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Можно сказать, что в этой теме рассматривается взаимная обусловленность истории природы и истории человечества. Следующая тема рассматривает географию человечества, происхождение человека, географию этносов и мировых религий, что готовит почву для дальнейшего рассмотрения демографических проблем которые непосредственно связаны с экологическими проблемами. Темы, рассматривающие политическую анатомию мира и экономическую его дифференциацию предполагают, изучение современного геополитического состояния стран и преследует политико-экономические цели экологического образования [3].

Вторая часть курса рассматривает глобальные проблемы человечества на первый план, среди которых выходят демографические проблемы, проблемы отсталости, продовольственные, энергетические, сырьевые, проблемы Мирового океана, этнический кризис, проблемы здоровья и долголетия человека, которые непосредственно перекликаются с экологическими проблемами глобального характера. Содержание глобальной демографической проблемы заключается в практически не контролируемом росте населения мира, что приводит к деградации окружающей среды из-за скученности населения. Тема, рассматривающая проблемы отсталости стран, направлена на усвоение учащимися сути данной проблемы, причин ее возникновения, географии распространения, но, тем не менее, отмечается тот факт, что географическая среда никоем образом не воздействует на причины отсталости ряда стран, и увязать их как либо между собой маловероятно. Тем не менее, проблема отсталости приводит к снижению государственного контроля за вновь и вновь возникающими экологическими проблемами [3].

В третьей части курса рассматриваются непосредственно сами экологические проблемы глобального плана. Делается актуализация внимания на непосредственное причастие к данным проблемам человека. Рассматриваются проблемы техногенеза, глобального и регионального уровня, проблемы глобальной экологии, экологии атмосферы, гидросферы и педосферы, социальной экологии. Интересным и очень важным моментом при изучении данного курса является тот факт, что в конце каждого параграфа прилагаются вопросы и задания, сориентированные на актуализацию мыслительной деятельности учащихся, предполагающие построение различного рода проектов, моделей, акцентирующие свое внимание на развитии у учащихся пространственного мышления, творческого подхода к решению поставленных проблем, ориентирования в современных условиях. Задания подобного плана способствуют формированию у учащихся экологической культуры, нравственного отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. Овладению прикладными знаниями и практически ми умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности [1].

В целом курс данной дисциплины неразрывно связан с экологическими проблемами, ориентирован на формирование у учащихся осознания соблюдения норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды. Способствует развитию потребности общения с природой, вос приятия ее облагораживающего воздействия в соот ветствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями. В курсе углубленно рассматривается взаимосвязь различного рода глобальных проблем, обращается внимание на непосредственное вовлечение сюда экологических неблагоприятных ситуаций, что способствует развитию понимания учащимися всей остроты, сложности, многогранности и многоаспектности данного вопроса. Таким образом, обращая их внимание на возможность косвенного влияния на окружающую среду, актуализируя при этом чувство необходимости защитить природу, воспрепятствовать дальнейшему ее разрушению. В ходе освоения данной дисциплины важно при помощи правильно подобранных средств и методов наглядно и доступно обрисовать учащимся существующие экологические проблемы [2].

 

 


 



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)