Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии 0.00 из 5.00 0 оценок




Экологические проблемы, по территориальному масштабу своего проявления, можно разделить на три группы: глобальные, региональные и локальные (местные). В курсе Глобальной географии экологические проблемы рассматриваются на планетарном уровне, как проблемы актуальные для всего мира.

Как средства экологического образования важны различные изображения и отображения. Они, прежде всего, способствуют наглядности изложения экологического материала. Также благодаря ним во многом создаётся графический образ мира. Необходимость высокого качества и четкости таких представлений продиктована, прежде всего, огромной неоднородностью природных условий. Исходя из этого, представления о природе и проблемах её сохранения – важное условие сохранения культурной и территориальной целостности мира [9].

В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии. Это могут быть фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярной литературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственных коллекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природных зон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов, необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставления фотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природе деятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основу данного приёма положен метод экологической лабилизации [7].

Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядность изложения. Кроме того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передавать динамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемам конкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кроме этого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов: невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухих степей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данного средства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование не должно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не только проблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность [9].

В настоящее время существует дефицит учебных фильмов экологического содержания. Он связан как с прекращением их выпуска вообще, так и с относительной молодостью процессов экологизации преподавания географии в школе. В таких условиях некоторые учителя использовали записи телевизионных передач географического содержания. Это явилось вынужденной мерой, к тому же подобные видеозаписи часто не лишены дидактических недостатков. Но всё же ознакомление учеников с информацией СМИ необходимо. При изучении экологических вопросов это столь же важно, как и при изучении экономической географии. [9]

Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображения объектов и явлений. Специфика экологического образования в курсе географии заключается в возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализировать географические закономерности распространения экологических проблем.

Методы, используемые в экологическом образовании, можно разделить по трем группам:

1. методы формирования экологических представлений,

2. методы формирования субъективного отношения к природе,

3. методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой.

В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов в экологическом образовании [7].

В основе методов формирования экологических представлений лежит принцип формирования мыслеобразов. Он обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые формируют систему экологических представлении личности на основе научной информации, так и на основе произведений искусства, анализ лингвистического материала, различных философских теорий и т.п. к данной группе относятся следующие методы.

Метод экологической лабилизации заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира и личности, в результате которого возникает экологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся стратегий экологической деятельности.

Метод экологических ассоциаций заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными образами в контексте поставленной перед личностью проблемы. Этот метод направлен на обогащение и углубление представлений личности о природных объектах и мире природы.

Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в формировании мыслеобразов природных объектов методами искусства [7].

В основе методов формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой лежит принцип коактивности с миром природы. Этот принцип обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию экологически целесообразных стратегий и технологий экологической деятельности.

Метод экологических эспектаций заключается в педагогической актуализации ожиданий будущих контактов личности с миром природы. Личность заранее технологически готовится к встрече с природными объектами, психологически настраивается на эту встречу, чтобы соответствовать правилам взаимодействия с природой [16].

Метод ритуализации экологической деятельности заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействие природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов [7].

В основе группы методов формирования субъективного отношения к природе лежит принцип субъектификации природных объектов. Данный принцип обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию субъектной модальности отношения к природе.

Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.

Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему [7].

Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.




2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)