Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие социальной роли



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Понятие социальной роли 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная роль мужчины. Вектор трансформации

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и практика домоведения»

 

 

Выполнила:

Студент ФСКСиТ, гр. ДВ-71

Бражникова А. С.

Проверил а :

К. п. н., доцент каф. «СТ»

Гокк С. А.

 

 

Барнаул

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ……………………………............................8

1.1 Понятие социальной роли…………………………………………...8

1.2 Ролевой набор в семье………………………………………………11

1.2.1 Сексуальный партнер………………………………....13

1.2.2 Кормилец и домохозяйка……………………………..14

1.2.3 Социальный партнер………………………………......16

1.2.4 Социализатор…………………………………………..18

1.3 Динамика ролевого набора…………………………………………19

2 ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ……………………………………………….....22

2.1 Гендерные различия и социализация………………………………..22

2.2 Маскулинность и традиционная мужская роль…………………....28

2.3 Гендер в разных культурах…………………………………………....38

3 МУЖЧИНА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ…………………………………41

3.1 Тенденции и факторы изменения роли и образа мужчины в обществе……………………………………………………………………...41

3.2 Трансформация социальных ролей мужчины в России…………..47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....61

ВВЕДЕНИЕ

В 20-21вв. определились новые приоритетные направления в сфере общественных отношений, и на этом фоне – векторы трансформации мужчин и женщин, как членов современного урбанизированного и политизированного общества.

Социальная роль мужчины неуклонно меняется, причем с ускорением, что определяет актуальность темы. Рассматривать этот процесс в отрыве от развития общества в целом в различных его направлениях, равно как и не учитывать изменения статуса женщины в современном обществе невозможно. Сегодня мужчина оказывается в проблемной ситуации. И эту ситуацию надо осмысливать, надо находить соответствующие формы не глобального переустройства мира и гендерного порядка (это утопия), но оказания помощи и смягчения тех трудностей, которые возникают в результате современных тенденций развития. Кроме того, стоит обратить внимание еще на одну большую проблему, которая здесь выплывает, – проблема мужского здоровья. Речь идет о том, что очень многие мужские болезни, мужские проблемы со здоровьем связаны с тем же самым каноном маскулинности.

Цель работы проследить трансформацию социальной роли мужчины в обществе и определить угол ее сдвигов. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· Выяснить сущность понятия социальная роль

· Определить гендерные различия, формирующие социальные роли мужчин и женщин, в том числе и в разных культурах

· Проанализировать понятие маскулинность и традиционную мужскую роль 

· Выявить ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью

· Сформулировать тенденции и факторы изменения роли и образа мужчины в обществе

· Проследить трансформацию социальных ролей мужчины в России

Объектом данной работы является социальная роль мужчины. Предметом – трансформация этой роли в обществе.

В научной литературе данная тема освещена крайне мало. Одним из выдающихся психологов, работающих в этой области, является И. С. Кон, который в своей работе «Мужчина в меняющемся мире» представил 2 основные тенденции изменения роли мужчины в обществе, изучил специфику формирования маскулинности в России, стереотипы массового сознания о фемининности/маскулинности и факторы воздействия на динамику маскулинности/фемининности. Работа Шон Берна «Гендерная психология» раскрывает гендерные различия мужчин и женщин, ограничения, накладываемые их ролями. Его значительные работы в области изучения психологии гендера, восполняют некоторый пробел в социально-психологических исследованиях по данной проблематике. Автор знакомит читателя с основными проблемами гендерной психологии: гендер как социальная категория; гендер в разных культурах; взаимодействия мужчин и женщин в социуме, особенности личности (эмоциональные, интеллектуальные, нравственные и пр.), обусловленные полом; традиционные мужские и женские роли, их плюсы и минусы и др.

В работах Андреевой Т.В. раскрыт широкий спектр проблем, касающихся различных областей семейной психологии: выбор партнера и вступление в брак, воспитание детей, супружеские измены и супружеские конфликты, проблемы близнецов и единственного ребенка в семье, а кроме того, семейные роли мужчин и женщин и их динамика. Американский психотерапевт Гретч А. раскрывает эмоциональный и духовный мир мужчин, рассказывает о тонкостях мужской психологии, специфику которой он имел возможность изучить в своей практической работе.

Он рассматривает взгляды мужчин на основополагающие жизненные ценности: семью, карьеру, секс, здоровье и т. п. Освещает типично мужские реакции на положительные и отрицательные жизненные ситуации такие, как карьерный взлет или, наоборот, неприятности на службе, любовные победы или неурядицы в личной жизни, длительный стресс или долгожданный отпуск и т. д.

В работе Кэрол Ойстер – американский специалист по социальной психологии - представлены теории, результаты исследований, практические рекомендации по основным темам социальной психологии групп, таким как: законы формирования групп, развитие группы и социализация, процессы коммуникации и влияния в группах. Автор рассматривает влияние полового фактора на поведение личности.

Учебник, написанный американскими психологами Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс, представляет основные теории и концепции социальной психологии, описывают ее механизмы и закономерности, объясняют ее терминологию, приводят данные статистики, рассказывают об особенностях проведения экспериментов, о межличностных отношениях, социальной перцепции, членстве в группах. Они рассматривают такие актуальные сегодня проблемы, как: социальное познание (на сегодня слабо освещенное в отечественной литературе), помогающее поведение (проявления взаимопомощи в группах, случаи альтруизма и пр.), взаимосвязь социальной психологии и здоровья (борьба со стрессами, социально-психологический взгляд на хронические болезни) и взаимосвязь социальной психологии и политики.

Кроме того, источником для выполнения данной работы были статьи по данной теме Ю. П. Платонова, Священника А. Лоргуса, психолога Ноура А. М., опубликованные в сети Интернет.

В данном исследовании использованы следующие методы работы с научной литературой:

· Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других авторов и самим давать свою интерпретацию. Метод деконструкции основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, без искажения авторского текста.

· Аксиоматический метод - построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых за аксиому.

· Метод апперципирования - состоит в простом дополнении используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника знанием своим непосредственно по данной теме. Апперцепция - это зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний. Использование этого метода чаще всего происходит при формировании «Я-суждений».

· Комплексный анализ - это межпредметный анализ, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например в философии, лингвистике и психологии, или медицине, психологии и истории.

· Проблемный анализ - анализ нерешенной проблемы, но находящейся в стадии исследования. Этот анализ предполагает постановку и интерпретацию проблемы, еще не имеющей либо определенных методов исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо единого подхода.

· Системный анализ - рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, лишь на одном теоретическом материале.

· Сравнительный анализ - метод сопоставления и выявление общих и различных признаков двух или более объектов исследования (идей, подходов, решений и др.).

Практическая значимость данной работы состоит в том, что сделанные в процессе исследования выводы о трансформации социальной роли мужчины могут найти практическое применение в организации работы школьных и дошкольных образовательных учреждениях, возможно, обратят внимание психологов и родителей на гендерные различия детей, особенности их воспитания, предотвратят конфликты в семье, устранят некоторое недопонимание в отношениях между мужчинами и женщинами, ведь чем лучше мы знаем противоположный пол, тем меньше нам предстоит разочарований.

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

 

 

Социальные роли - термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или теоретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей.

 

Понятие социальной роли

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус - структурная ячейка общества, роль - его динамический аспект. Наиболее близкая аналогия - это, пожалуй, элементарная частица в физике. С одной стороны, это корпускула, то есть структурная единица, обладающая точными пространственными координатами, а с другой - волна, размытое в пространстве пятно, не имеющее точных координат, зато постоянно находящееся в движении. Корпускула и волна - два противоположных и в то же время взаимодополнительных образа элементарной частицы.

Итак, в физике элементарная частица - это единство статистического и динамического образов мира. Для описания каждого из этих аспектов есть свой понятийный аппарат. Точно также в социологии по поводу статуса и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противоречат друг другу.

Различие между двумя важнейшими социологическими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль.

Различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. Если статус - это позиция в обществе, то роль - модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль - это динамическая характеристика статуса.

Американский антрополог Р. Линтон, заложивший основы классической теории социальных ролей, полагал, что роль - динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отношении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие статус, реализуются, индивид исполняет роль.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

Термин «роль»позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик - это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной ролью.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Кроликов и Васечкин, и картина изменилась. Первым делом они по-своему поняли и проинтерпретировали служебные обязанности. Один посчитал необязательным являться на работу каждый день, а второй позволил себе иначе взглянуть на взаимоотношения водителя и пассажиров. Пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль.

Латинское слово persona , сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так, чтобы видно было из последних рядов огромного амфитеатра, - изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.

2500 лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность - относительно поздний продукт социального развития.

Таким образом, социальная роль – модель поведения человека, ориентированная на занимаемый им статус в обществе. Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

Ролевой набор в семье

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.  Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. [1]

Семья - это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Нет, пожалуй, только политических, поскольку семья не относится к институтам политической системы общества. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения сексуальных потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. Возможно, что в других исторических типах общества на первом месте стояла, допустим, экономическая функция (кормилец-домохозяйка) либо какая-то иная.[2]

На втором по важности месте - экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи - кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль - социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль - социализация или воспитание детей.

Из чего же эти роли складываются? Если роль - модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

 

Сексуальный партнер

Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус.

Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина и женщина заключают брак в первую очередь ради исполнения роли сексуального партнера. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает: а) запрет на физическую измену, б) запрет на нравственную или духовную измену. Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

 



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Понятие социальной роли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие социальной роли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)