Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова



2020-02-03 273 Обсуждений (0)
Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Всесторонний, комплексный анализ особенно важен, когда речь идет о литературном наследии писателей, чей эстетический опыт достаточно изучен. Одним из таких писателей в литературе является Андрей Платонович Платонов (1899-1951).

Сегодня имя этого прозаика популярно и любимо, произведения его переиздаются, экранизируются, переводятся на многие языки. О писателе спорят, проникаются его мыслями, настроениями, идеями.

 Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества, одновременно отмечают, что в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двад­цатых годов, художественно сформулирована сущность гуманизма литературы, повысившей ответственность личности за решение проблемы "человек - общество". А. Платонов, наряду с классиками литературы стремился к такому художественному пости­жению и изображению жизни, при котором углубление социального анализа, историзма и психологизма художественного исследования способствовало бы развитию правдивой по самой своей сути литературы. Эстетические достижения русской литературы выразили те гума­нистические и нравственные основы человеческой жизни, которые составляют самую суть общественного идеала. Пожалуй, нет сегодня ни одного исследователя, который бы не разделял положения о том, что одним из писателей, в чьем творчестве особенно ярко проявилось стремление "поддержать лучшие качества человека", был Андрей Платонов.

История вопроса. Было время, когда определенная часть критики, первоначально связанной о РАППом, превратно истолковывала творчество А. Платонова, отрица­ла эстетическую ценность его произведений, настаивала на несовместимости отраженной в них концепции личности с общественным идеалом.

Качественно новый период изучения творчества А. Платонова приходится на 60-е годы. После первых откликов на переиздания произведений писателя, в которых преобладало желание "восстановить простую справедливость, признать значение писателя для нашей литературной, духовной жизни",[1] последовали попытки многогран­ного осмысления творчества этого художника слова. В научном от­ношении публикации эти разнообразны и многочисленны. Это и вос­поминания современников о писателе, и статьи по различным пробле­мам творчества А. Платонова, и обстоятельные монографии. Углубленному изучению творчества А. Платонова посвящены обширные диссер­тационные исследования Л. П. Фоменко, Н. П. Сейранян, Л. А. Ивановой.[2]

Значительным вкладом в изучение литературной деятельности А. Платонова явилась первая библиография его творчества, составлен­ная Н. М. Митраковой.[3] Продолжается текстологическая и библиогра­фическая работа.[4] Заслуживает внимания издание произведений А. Платонова, предпринятое в 60 – 80-е годы Е. А. Краснощековой и М. Н. Сотсковей, в котором, наряду с полным историко-литературным комментарием, приводятся обширные биографические и библиографические данные, а также текстологические примечания.[5] Новые интересные материалы содержатся в работах Н. М. Малыгиной, В. В. Эндиновой.[6]

В диссертациях Л. П. Фоменко, Н. П. Сейранян, Д. Я. Таран прослеживаются основные линии развития творчества писателя, исследуются пути овладения им индивидуальным методом интерпретируется художественный мир писателя, В этих работах на общирном историко-литературном материале убедительно доказано, что становление А. Платонова как художника проходило в русле магистральной линии советской литературы.

В несколько ином ключе написано диссертационное исследование Л. А. Ивановой. В этой работе иоторико-эволюционный подход подчинен системно-логическому, понятийному. Л. А. Иванова динамику развития творчества А. Платонова связывает с характером многостороннего и сложного конфликта. Несомненно, что после новаторской статьи Л. Шубина[7] - диссертация Л. А. Ивановой принадлежит к числу наиболее интересных и значительных работ о Платонове в 70-е годы. Однако определение основной направленности творчества А. Платонова этой исследовательницей вызывает некоторые возражения. Так, Л. А. Иванова пишет "Идеологический принцип "господства - подчинения" и есть тот "неодушевленный враг", с которым ведет борьбу писатель на протяжении своей творческой жизни.[8] Свести весь пафос творчества А. Платонова к критике определенного идеологического принципа - значит сузить и умалить гуманистический и нравственный потенциал творчества писателя. Главное значение творчества А. Платонова - в изображении положительных начал человеческой жизни на основе общественного идеала, с точки зрения которого осуществляется критика и негативных сторон жизни. Этот акцент на исследовании положительной программы творчества А. Пла­тонова нам представляется кардинальным для правильной трактовки, понимания и оценки художественного наследия писателя, его вклада в искусство. В последнее десятилетие творчество А. Пла­тонова рассматривалось[9] в аспекте становления его творческой индивидуальности,[10] структуры его художественного мира.[11]

Актуальность темы. Многие вопросы изучения творчест­ва А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследовате­лей. Особенности художественного мышления писателя, своеобразие его художественной системы недостаточно полно изучены и поныне. Исследование философско-эстетической концепции творчества А. Платонова - одна из задач современного литературоведения.

Цель и задачи исследования. В свете основной философско-эстетической концепции А. Платонова проанализировать произведения писателя в единстве формальной и содержательной стороны с тем, чтобы показать, как эта концепция воплощается в художественный образ, и какие наиболее типические поэтические средства при этом использует писатель, к каким жанровым формам обращается автор для реализации своих замыслов и в чем их своеобразие.

Методологические основы работы. Методологической осно­вой работы являются труды классиков, работы по методологии литературоведения, общим и частным проблемам теории литературы.

Работы литературоведов - Д. Маркова, Б. Сучкова, Л. Новиченко, Л. Тимофеева, М. Храпченко, В. Хализова и других, в которых широко обсуждаются важнейшие общетеоретические и методо­логические вопросы, связанные с изучением генезиса и типологии жанровых форм, позволяют полнее выявить эстетические и жанровые особенности творчества писателя и обобщить его вклад в обогащение художественных форм. Интерес к жанру рассказа в современном литературоведении велик. Малая повествовательная форма - рассказ, новелла, сказ - активно и всесторонне изучается. Широко известны исследования малой повествовательной формы М. Чудаковой. А. Чудакова, В. Скобелева, Э. Шубина, Н. Грозяевой, А. Нинова, И. Крамова, Т. Заморий, М. Роменец и целого ряда других авторов. Внимание исследователей к этим жанровым формам объясняется их идейно-эстетической значимостью в литературе, поэтому нам представляется правомерным иссле­дование художественного мира, созданного А. Платоновым-рассказчиком.

Материал интерпретации. Философско-эстетическая концепция А. Платонова нашла свое наиболее цельное художественное выражение в произведениях различных периодов. Для А. Платонова, мыслителя и писателя, Великая Отечественная воина имела особый смысл. Исход ее показал, насколько жизненно убедительным и правдивым был сам художник в изображении нравствен­ной сущности человека, готового пожертвовать жизнью во имя других людей. Для А. Платонова важно убедить читателя в том, что за каждым актом самопожертвования его героя стоит огромный, по сути, никогда не прекращающийся "труд души", особое самосознание личности, сумевшей умертвить в себе маленькое эгоистическое "я" и через этот акт познать свою подлинную сущность, обрести себя и весь мир. Лейтмотивом творчества А. Платонова является "труд души" героя, который отстаивает свою гуманистическую сущность, проявляющуюся в борьбе с эгоцентризмом, индивидуалистическим обособлением, в нетерпимости к эгоизму как жизненному принципу в других. В этом смысле Великая Отечественная война - это борьба индивидуальностей с индивидуалистами, одухот­воренных личностей с неодушевленным врагом. Период Великой Отечест­венной войны знаменовал собой новый этап в творчестве А. Платонова. Рассказы А. Платонова военных лет представляют собой творения зре­лого мастера, итог эстетических исканий всей жизни худож­ника. Анализ этих рассказов позволяет лучше понять и раннее твор­чество писателя. Акцент на этих рассказах тем более важен, так как в нашем литературоведении недостаточно освещено творчество А. Платонова именно периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет. В таких рассказах, как "Возвращение", "Афродита", "Сампо", "Никита", А. Платонов предстает во весь свой творческий рост как писатель-гуманист, предвосхитивший в постановке и решении нравственных вопросов человеческой жизни многие искания современной прозы. Выбор этих рассказов и их анализ обусловлен желанием показать, что в них наиболее ощутимо эпическое начало платоновского реализма, достиг­шего в изображении "величия простых сердец" такой широты охвата жизни, такой глубины, которая была под силу только выдающимся мастерам русской прозы.

 К решению выдвинутой темы привлекаются произведения А. Платонова, написанные в разное время, но в центре внимания - рассказы воен­ных и послевоенных лет. Тематически их можно объединить в две группы - рассказы, героями, которых являются дети, познающие мир и свое место в мире, и рассказы о ратном подвиге человека в годы Великой Отечественной воины.

Рассказы А. Плато­нова отличаются особым ракурсом осмысления событий, сосредоточен­ностью на нравственной стороне происходящего. Такой подход позво­лил писателю избежать "облегченной", поверхностной трактовки событий, нередко встречавшейся в прозе военных лет. Если одной из главных задач литературы в военных условиях было становление характера перед лицом опасности, то в прозе А. Платонова акцент переносится на художественный анализ первопричин, определяющих проявление нравственного героического начала в человеке, воине. События военных лет под таким углом зрения сообщают рассказам А. Платонова психологичностъ, жизненную достоверность, полноту и многогранность постижения жизни.

Основные результаты и их научная новизна. В центре внимания писателя изображение сложного процесса духовного и нравственного раз-вития человека, формирование гармонической, универсальной личности. Идея универсальной личности связана с пониманием человека как универсального родового существа. Всеобщность и универсальность - высший уровень в становлении личности, идеал человека. Уровень раз-вития личности характеризуется мерой ее приближения к этому идеалу. А. Платонов в формах словесного творчества изображает нелегкий путь героя - человека становящегося, нравственно формирующегося - к овладению своей подлинной сущностью, его встречу с идеалом и борьбу за него. Это путь героя к душевной внутренней цельности. Нелегко и непрос­то преодолеть центростремительные силы эгоцентризма, пробиться к другим людям. Платоновский герой, постепенно переключая свою деятельность на другого человека, об­ретает самого себя как лицо, как личность. Писатель изображает такие ситуации, в результате которых происходит коренная перест­ройка сознания героя, что влечет за собой изменение самих масшта­бов понимания и видения жизни героем, изменение понимания героем самого себя и своего назначения в мире ("Возвращение", "Третий сын", "Сампо"). Писатель создает своего героя в аспекте пробуж­дения и освобождения в нем нравственных сил. В идеале писателя на первый план выдвигается проблема этических черт человека, признающего свою нравственную подлинную сущность. Поэтому в эстетике А. Платонова прекрасный образ выступает как символ нравственности, как выражение благородной и чистой человечности. От-личительные черты поэтики А. Платонова особенно подчеркивают широ-кий универсализм, и историзм, понимание нацио­нального и исторического в рамках общечеловеческого, неотделимого от высоких идеалов.


Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова

 

Образы детей

 

Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающиеся ещё в детстве, предопределяет в творчество А. Платонова выбор изображаемых событий, характер конфликта и способ его разрешения, своеобразие характера. В суровые годы тяжелых испытаний, выпавших на долю народа во время Великой Отечественной войны, писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в человеке.

В рассказах "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", "Цветок на земле", "Корова", "Маленький солдат", "На заре туманной юности", "Дед-солдат'', "Сухой хлеб", создавая обра­зы детей, писатель последовательно проводит мысль о том, что человек формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве.

«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», 1965, № 9. «Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли — тот?»,—записывал Платонов в своих заметках. Воспоминания о своей первой учительнице А. Н. Кулагиной приобретают в плато­новской прозе присущий ему высокий символический смысл. «Мать» в мире художественной платоновской прозы—символ души, чувства, «нужной ро­дины», «спасения от беспамятства и забвения». Вот почему «еще мама»—та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные ориентиры.

Поведение взрослого человека как патриота, защитника своей родины писатель объясняет этим самым главным и определяющим опытом детства. Для маленького человека познание окружающего мира оказывается сложным процессом познания самого себя. В ходе этого познания герой должен занять определенную позицию по отношению к своему социальному окружению. Выбор этой позиции исключительно важен, так как им определяется все последующее поведение человека.

«Июльская гроза», впервые опубликован в «Литературной газете», 1938, 30 сентября, № 54, затем в сокращенном виде под названием «Гроза» в журнале «Дружные ребята», 1939, № 1.

Мир детства у Платонова—это особый космос, вхождение в который на равных дозволено не всякому. Этот мир — прообраз большой вселенной, ее социальный портрет, чертеж и абрис надежд и великих утрат. Образ ребенка в прозе XX века всегда глубоко символичен. Образ ребенка в прозе Платонова не только символичен — он щемяще конкретен: это мы сами, на­ша жизнь, ее возможности и ее утраты... поистине, «велик мир в детстве...».

«Ребенок долго учится жить,—пишет в записных книжках Платонов,— он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже при­учились жить, существовать. Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности со­ставляет для нас радость».

Платонов — чуткий и внимательный исследователь детства. Иногда само название рассказа («Никита») дается по имени ребенка — главного героя произведения. В центре «Июль­ской грозы» — девятилетняя Наташа и ее брат Антошка.

 «Происхождение мастера» перед читателем в незабываемых деталях проходят детство, отрочество и юность Саши Дванова, неповторимых детских образов в других платоновских рассказах. Афоня из рассказа «Цветок на земле», Айдым из повести «Джан», легко запо­минаемые, хотя и не названные по именам дети из рассказов «Родина электричества», «Фро», «Лунная бомба»...

Каждый из этих детёй наделен от рождения драгоценными свой­ствами, нужными для гармоничного физического и душевного ро­ста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.

«...В юности, — писал Платонов, — всегда заложена возможность благородного величия грядущей жизни: лишь бы человече­ской общество не изуродовало, не исказило, не уничтожило этот дар природы, наследуемый каждым младенцем».

Впрочем, не только особенным интересом к детству и юности как решающим моментам человеческой жизни, предпочтительным изо­бражением молодого героя или откровенной поучительностью, но и по самому существу своего таланта, стремящегося охватить мир целиком, как бы единым, непредубежденным и всепроницающим взглядом, близок Платонов юным. Недаром уже первые книги его и «Сокровенный человек» (1928) в издательстве «Молодая гвардия», а последние прижизнен­ные сборники «Солдатское сердце» (1946), «Волшебное кольцо» (1950) и др. печатались в издательстве «Детская литература».

Немногим, казалось бы, отличаются обстоятельства жизни двух маленьких бедолаг — Саши и Прошки Двановых, живущих в ни­щей крестьянской семье. Только и разницы, что Саша — сирота, в Прошкином доме приемыш. Но этого достаточно, чтобы мало-помалу сформировались характеры, в главном диаметрально про­тивоположные: бескорыстный, честный, безоглядно добрый и от­крытый всем людям Саша и хитрый, хищный, себе на уме, изворот­ливый Прошка

Конечно, дело не в том, что Саша сирота, а в том, что с помощыо добрых людей — Прошкиной матери, но более всего Заxаpa Павловича — Саша преодолевает свое биографическое сирот­ство, и сиротство социальное. «Страной бывших сирот» назвал Советскую Россию Платонов в 30-с годы. Будто о Саше Дванове, самостоятельном, сызмала познавшем истинную цену хлеба и людской доброты, сказал, огляды­ваясь назад из сороковых годов, Михаил Пришвин в повести-сказке «Корабельная чаща»: «Время народного сиротства нашего кончи­лось, и новый человек выходит в историю с чувством беззаветной любви к матери своей — родной земле — не полным сознанием своего культурного мирового достоинства».

Платонову пришвинская мысль органически близка. Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — про­странство — земля — таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии. «Мать... — самая близкая род­ственница всех людей», — читаем в одной из статей писателя. Какие удивительно пронзительные образы матери запечатлены на страни­цах его книг: Вера и Гюльчатай («Джан»), Люба Иванова («Воз­вращение»), безымянная древняя старуха в «Родине электриче­ства»... Кажется, в них воплощены все ипостаси материнства, заклю­чающего в себе и любовь, и самоотверженность, и силу, и мудрость, и прощение.

История становления человека как одухотворенной личности - глав­ная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ "Никита", где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно пре­одолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как "Добрый кит" (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»).

 Изображению сложного процесса перехода отельного человека к жизни "со всеми и для всех" посвя­щён рассказ А. Платонова "Еще мама". Герой этого рассказа малолетний Артем через образ матери познает и осмысливает весь мир, приобщается к великому содружеству людей своей родины.

В расска­зах "Железная старуха" и "Цветок на земле" тот же герой - малень­кий человек, но уже под другим именем - Егора, Афони, в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели - окончательно победить самое большое зло - смерть ("Железная старуха"), открыть тайну самого большого блага - жизни вечной ("Цветок на земле").

Путь к подвигу во имя жизни на земле, нравственные истоки и корни его проявлены в прекрасном рассказе "На заре туманной юности", который о свидетельствует о единстве проблематики и детализации в творчестве писателя военных и довоенных лет.

О связях творчества. А. Платонова с фольклором писали и фольклористы, и этнографы,[12] не акцентируя внимания на том, что мысль рассказчика направлена, прежде всего, на раскрытие нравственной стороны поступков героев сказки. Связь творчества А. Платонова с фольклором значительно глубже и органичнее. В целом ряде рассказов ("Никита", "Еще мама", "Уля", "Фро"). А. Платонов обращается к композиционной схеме волшебной сказки, описанной в классическом труда В. Я. Проппа.[13] А. Платонов пишет не сказки, а рассказы, но в их основе лежат архаические жанровые структуры. В этом жанровое своеобразие многих рассказов А. Платонова, что объясняется не только устойчивостью жанровых форм, но и особенностями художест­венного мышления писателя, сосредоточенного на анализе и изображении первопричин и первооснов человеческого бытия.

Обычно такие стилистические средства создания художественной выразительности, как метафора, метонимия, олицетворение рассматри­ваются в качестве элементов поэтики. Применительно к целому ряду произведений А. Платонова ("Никита", "Железная старуха", "Еще мама", "На заре туманной юности") говорить об обычном использо­вании этих приёмов в качестве стилистических приемов нельзя. Не­обычность их использования А. Платоновым состоит в том, что в рас­сказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях. Особенно наглядно эта "стилистика" выступает в расска­зе "Никита". Способ познания и восприятия мира через тот или иной эмоционально окрашенный и этически значимый образ-понятие является для героев произведений А. Платонова почти нормой.

Так, герой рассказа "Еще мама" "прокладывает" себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным "орудием" - образом-понятием родной матери. Герой, метафорически и метонимически при­меряя его ко всем непознанным существам, вещам и явлениям окружаю­щего мира, посредством этого образа расширяет свой внутренний мир. Так изображает А. Платонов первую встречу человека с родиной, сложный и трудный путь самопознания и социализации человека.

Эти же приемы метафоризации и метонимизации претворены в рассказе "На заре туманной юности", героиня которого девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей.

 



2020-02-03 273 Обсуждений (0)
Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)