Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовность как основа личности



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Духовность как основа личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, вы­ражающая мировидение писателя, его отношение к человеку.

В неторопливой и негромкой музыке платоновского слога слиты усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле, мужество говорить правду, даже если она груба и страшна. Вре­менами писатель, кажется, прикасается к волоску границы, разде­ляющей реализм и натурализм. Но от сбоя в натуралистическое верхоглядство его надежно охраняет наивная, почти детская целомудренность и непосредственность писательского зрения.

Хотя попытки проникнуть за видимую оболочку явлений, осмыслить их философски, открыть внутренние связи причин и след­ствии в жизни отдельных людей и общества в целом, вытекающие из самой сути писательского дарования Платонова, и побуждают его к рассуждениям и обобщающим выводам, он последовательно избегает дидактической, высокопарной риторики. Простоте, жизнен­ной естественности прозы Платонов учился у Пушкина и Толстого, как учился он живой русской речи у людей молчаливых, не при­знающих самоценного краснобайства, для которых слово — такая же непраздная необходимость, как хлеб, работа, дети.

Будто при взгляде через увеличительное стекло, рисует Андрей Платонов стремительно краткую человеческую жизнь, неотделимую, однако, от медленного течения времени, лишенного сроков. И мы видим, что часто, много чаще, чем принято предполагать, жизнь человека есть подвиг, не только не отмеченный какими-либо внеш­ними отличиями: наградой, почестями, славой, властью или иными личными обретениями, но и не понимающий ценности таких обрете­ний для обычного нормального счастья. Аскетически скудная в сво­ем зримом выражении жизнь платоновского героя обычно глубока, богата и истинна по сути: это осмысленный, нужный людям труд, создание невидимых нравственных нитей.

Доминанту своего писательского участия Платонов определил формулой: «у человеческого сердца». В молодые годы он, мелиоратор и электрификатор по профессии, немало сил отдал постройке в степных засушливых местах колодцев и водосборных плотин, спа­сающих крестьян от былой нужды и голода. Сделавшись писате­лем, он с не меньшим упорством пробивался в сокровенные глуби­ны человеческой души, казалось бы, до дна испитой столетиями «нищеты, отчаяния и смиренной косности», — к живительным, никогда полностью не иссыхающим родничкам любви, доброты, ,сострадания, сочувственного желания понять другого, приобщиться к делам высоким и прекрасным

В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев), впервые напечатан под названием «Александр Мальцев» в сокращенном виде в журнале «30 дней», 1941, № 2, затем также в сокращенном виде под названием «Воображаемый свет» в журнале «Дружные ребята», 1941, № 3.

История знаменитого машиниста, обладавшего великим талантом вож­дения, отделенного от остальных, не столь совершенных людей одинокой гордыней своего таланта, становится для Платонова поводом для размыш­лений над судьбой исключительных личностей, над превратностями судеб, переворачиваемых внезапно катастрофой, и о единственном залоге спасе­ния — человеческой ответственности и солидарности. Ответственности не только за судьбы значительных личностей, но и за те пути, по которым поведут они «локомотив истории». Мотиву «роковых сил, случайно и равно­душно уничтожающих человека», «враждебных для человеческой жизни ги­бельных обстоятельств», «внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира» противопоставляется мотив человечности и человеческого достоинства.

«Неодушевленный враг», Впервые опубликован с подзаголовком «Философское раздумье о совет­ском солдате и солдате-фашисте» в еженедельнике «Литературная Россия», 1965, 7 мая, № 15. Авторская датировка— Действующая армия, 1943.

Среди многочисленных платоновских рассказов о воине (сб. «Под небе­сами родины», «Одухотворенные люди», «Бессмертный подвиг моряков», «Рассказ о родине», «Броня») он занимает особое место. В нем выражена платоновская философия народной, праведной войны, когда против врага. ощущаемого как инородное, чуждое природе и людям существо, восстает все—и это восстание справедливо своей глубокой и естественной законо­мерностью. Сказочное противостояние «живого» и «мертвого» предстает в платоновском философском рассказе в виде спора-поединка двух солдат— русского и немецкого, за каждым из которых — определенная идеологиче­ская, нравственная и философская позиция.

Платоновская идея выражается просто: «Рождается ребенок лишь од­нажды, но оберегать его от врага и от смерти нужно постоянно. Поэтому в нашем народе понятие матери и воина родственны: воин несет службу матери, храня ее ребенка от гибели. И сам ребенок, вырастая сбереженным, превращается затем в воина».

В рассказе "Неодушевленный враг", построенном на противопоставлении одухотворенного человека "неодушевленному врагу", писатель проводит мысль о том, что понимание истинного смысла жизни определяет саму жизнь, что правильная "идея жизни" укрепляет жизнь отдельного человека, помогая ему одолеть смерть в единоборстве с конкретным врагом, фашистом. В поэтическом мире А. Платонова одухотворенность как состояние человеческой души определяется степенью привязанности человека к другим людям: това­рищам и соратникам по борьбе, отцу, матери, жене, невесте, родному очагу, "дереву родины".

Мера привязанности человека к жизни высту­пает мерой личной ответственности каждого человека за саму жизнь. Равнодушие, понимаемое как отсутствие привязанности и любви к людям, указывает на неодушевленность человека жизнью, на его без­духовность. Как высочайший миг торжества жизни над смертью, как высшее проявление чистой духовной силы в человеке описан в рассказе "Одухотворенные люди" героический подвиг самопожертвования людей во имя всеобщей будущей жизни всех людей родины. 

 Подобная ценностная ориента­ция героев А. Платонова определяет героический пафос большинства произведений писателя военных лет. В этих рассказах писатель изо­бражает жизнь с учетом тонких взаимозависимостей и связей, объединяющих людей в одно целое, - народ. Поэтому тыл и фронт для писателя одно неделимое целое, более того, фронт - это непосред­ственное поле сражения за то духовное, сокровенное и нежное, что скрыто глубоко в тылу, как самое дорогое и драгоценное.

Писатель показывает, что это внутреннее, глубинное и является главной опре­деляющей причиной, обусловливающей героическое поведение людей на войне. Тыл - это все духовное и материальное много­образие Родины, раскрывающееся для каждого отдельного человека во всей неповторимости образа родного дома и близких, родных людей. В повествовательной манере военных рассказов А. Платонова преобладает оптимистическое звучание, так как писатель сосредоточен не на ужасы войны, а прежде всего – на созидательной работе, казалось бы, слабых сил любви, нравственной чистоты, одолевающих зло жизни и войны. Защищая Родину-мать, герои А. Платонова защищают те идеалы и принципы, на которых основывается жизнь в их отечестве.

Это очевидно в рассказе "Полотняная рубаха". Анализ образа Ивана Фирсовича Силина пока­зывает, что герои А. Платонова взрослые, как и герои-дети "закоре­нелые сенсуалисты", воспринимающие мир через образы-символы близ­ких и родных людей. Магический предмет - полотняная рубаха матери, бережно хранимая сыном, - помогает герою бороться и побеждать в грозной войне.

Таким же особым сенсуализмом пронизано мироощущение героев рассказа "Одухотворённые люди". В этом реквиеме морякам-черноморцам "сцепление мыслей" подчинено изображению эмоционально-симпатических связей, объединяющих людей на фронте и в тылу в одно неделимое, а потому и непобедимое, целое.

Уже в раннем творчестве писателя чётко вырисо­вываются два типа героя: с одной стороны, это тип эмоционально богатой и щедрой индивидуальности, а с другой - сухой и равнодушный к окружающим индивидуалист.

Расчет на «алгебраический разум» предопределил жизненное поражение героя повести "Епифанские шлюзы" английского инженера Бертрана Перри. Саша Дванов и Прокофий Дванов («Чевенгур»), Назар Чагатаев и Hyp-Мухаммед ("Джан"), Оля и Лиза («На заре туманной юности») - образы этих героев полярно разведены и противопоставлены в произведениях А. Платонова именно как образы людей одухотворённых и людей равнодушных, индивидуальностей и индивидуалистов.

Этим противопоставлением определяется основной конфликт и динамика развития действия во многих произведениях писателя. Это противо­поставление сохраняется и в рассказах военных лет, но в них одухотворенные люди противопоставлены "неодушевленному врагу".

В то же время, как об этом свидетельствует рассказ "Полотняная рубаха", писатель выделял и третий тип героя - высокосознательную личность, сочетающую в себе горячее сердце и умную голову - таков образ Демьяна Карусельникова.

Анализ таких рассказов А. Платонова, как «Третий сын», "Июльская гроза", "Возвращение'' доказывает, что для писателя, человек есть мера всех вещей.

Обращаясь к изображению взаимоотношений родителей и детей, писатель исходит из представления о матери как о хранительнице и дарительнице жиз­ни, поэтому через отношение к матери героев-сыновей обнаруживает­ся гуманистическое содержание их души ("Третий сын").

В таком же качестве "индикаторов человечности" в человеке выступают в некоторых рассказах и дети. В творчестве А. Платонова дети выступают в двух ролях. В одних рассказах они являются непосредственным предметом изображения под углом зрения формирования человека как личности. В других - они выступают в качестве особых "аксиологических предметов", так как писатель в детях видит естественную фор­му воплощения будущей жизни, связывает с ними представление о самых главных ценностях жизни, поэтому через отношение к детям (так же, как и через отношение к матери) герои рассказов "Июль­ская гроза" и "Возвращение" раскрываются со стороны человечности. Именно по отношению к детям противопоставлены в этих рассказах образы отцов.

В душевном подвиге прощения и человеколюбия, в возвращении к подлинным нравственным основам жизни герой рассказа "Возвращение" русский человек Алексей Иванов окончательно побеждает разрушительные последствия войны, обретает душевную цельность.

В этом рассказе с большой художественной силой изображено нравственное величие и душевное благородство русского солдата, глубоко и верно воссозданы духовные основы русской национальной жизни, моральные истоки победы советского народа над фашизмом.

Человечность может проявляться не только в форме любви, но и форме сострадания. В образе героя рассказа "Корова" человек раскрывается со стороны своих лучших душевных качеств, сочувствуя чужому горю. Образ школьника Васи Рубцова - это прямое продолжение и развитие образов героев рассказов "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", в нем прослеживается формиро­вание нравственного начала в человеке. Все это побуждает рассматривать рассказы А. Платонова военных лет не только в аспекте проявления в них тематики, непосредственно связанной с событиями войны.

В понимании писателя грань между войной и миром относительна. И в дни мира, и в дни войны человек, правильно определивший свое место и назначение в мире, ведет упорную борьбу против смерти во имя жизни. Эту борьбу писатель представляет как тяжелый повседневный труд рабочего, крестьянина, солдата.

Поэтому тема труда, понимаемая как выражение любви чело­века к другим людям, как грань одухотворенности платоновского героя, занимает в творчестве писателя огромное место. Об этом свидетельствует довоенный рассказ А. Платонова "Свежая вода из колодца", где труд истолковывается как материализация социальных чувств, объединяющих людей, как творчество и созидание во имя человека и для человека. Конфликт в этом рассказе основан на раз­ном понимании труда - труд для себя и труд для другого.

Во всех без исключения рассказах, в которых нашли свое отра­жение события военных лет, находим мы одни и те же побудительные мотивы, определяющие поведение человека на войне. Это все та же любовь-броня /"Броня"/, конкретное я интимное переживание чувства любви к родным и близким людям и через него любовь к отечеству.

 В мирное время эти же мотивы побуждают героев произведений А. Платонова к самопожертвованию, к творчеству, движимые любовью к своим матерям, детям, женам, товарищам, герои книг А. Платонова возводят плотины, строят заводы, водят поезда, сажают лесозащитные полосы - возрождают в свободном и радостном труде всеобщую мать-землю к всеобщей и счастливой жизни "со всеми и для всех".




2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Духовность как основа личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовность как основа личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)