Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целостное восприятие мира



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Целостное восприятие мира 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рассказ «Афродита», впервые опубликован в журнале «Сельская молодежь», 1962, № 9. Условная датировка — 1944—1945 гг. Этот рассказ не только автобиографичен — он несет в себе итог многолетних размышлений писателя о смысле жизни, о человечности, о вере и любви. Любовь — бескорыстная и одухотворенная, заставляющая героя, Назара Фомина, обращаться с вопросом о любимой ко всему миру «животных, и растений», позволяет признаться, что приносимая ею «радость-страдание» и есть источник творческой неуспокоенности, залог вечной «живой жизни». Мифологическая богиня любви древних греков — и живая русская женщина, которую назвал Афродитой муж,— для Платонова родные сестры, образы красоты, гармонии и счастья.

Обращаясь к сопоставительному анализу рассказов "Фро" н "Афродита", можно сказать, что поэтический мир А. Платонова устроен по-особенному. Герой рассказа "Афродита" Назар Фомин воспринимает мир не "непосредственно", а через образ-символ доро­гого и любимого существа, жены, прозванной им же Афродитой. Герой воспринимает и видит мир сквозь "призму" этого образа, заключаю­щего в себе представление героя о любви, добре и красоте.

Рассказ продолжал «платоновскую» тему любви. Вначале перед нами проходит образ «губительной страсти», эгоизм чувства, превращающего для молодой женщины с отъездом мужа мир в пустыню. Но, пройдя это испы­тание, Фро обретает радость-страдание, войдя в мир духа, труда и заботы о других. Лишь тогда любовь для героини становится связью всего, и новое расставание не разлучает, а объединяет героев. Поэтому в финале рассказа, как обещание будущего счастья и гармонии, появляется малень­кий мальчик-музыкант.

Сущест­венно, что если в рассказе "Никита" восприятие действительности, колорит образов окружающего мира полностью определяются эмоцио­нальным состоянием героя, в рассказе же "Афродита" выбор образа, воплощающего в себе представление героя об идеальном, является сознательным актом. Здесь образ Афродиты выбран героем в качестве символа и этически, и эстетически должного.

 Такой же особый повествовательный строй демонстрируется в рассказе "Дед-солдат". Для героя этого рассказа, старого крестьянина, все предметы окружающего мира выступают как образы, символизирующие в своей материальной выраженности заботу людей друг о друге. В то время как для зах­ватчика-фашиста, пришедшего грабить чужую и непонятную ему землю, мир выступает в своей голой предметности и поэтому от него скрыта истинная духовная сторона вещей, их глубокий человеческий смысл. Старый человек в рукотворных предметах обступавшей его деревни видит живой материально выраженный след любви и заботы отцов и матерей о своих детях, будущих поколениях людей. Пришлому человеку чуждо такое восприятие мира. Одухотворенный человек воспринимает мир в аспекте его знаковости, равнодушный - голой предметности. Это значит, что одухотворённость и равнодушие как состояние души человека проявляются и в самом способе восприятия мира, тем самым, определяя характер изображения одухотворенного и равнодушного человека. Для одухотворенного  человека характерно знаково-символическое восприятие мира, отражающее богатство объективно-предметного постижения реального мира. Для равнодушного - предметно-натуралистическое. Так в творчестве А. Платонова осуществляется диалектическая связь между содержанием и формой его перевоплощения. В изображении А. Платонова человек предстает как средоточие, прошедшего и будущего, выступает в одно и то же время и наследником материальных и духовных традиций прошлого, и носите­лем и хранителем их в настоящем, и передатчиком их будущим поколениям. С этим связаны особенности платоновского историзма.

У А. Платонова человек не столько вовлечен в историю, сколько сам является живым движущимся «телом» и орудием истории, творцом истории. В рассказе ''Дед-солдат", как и в рассказе "Сампо", отсчёт времени ведётся не по шкале смены возрастных периодов отдель­ной человеческой жизни - детство, отрочество, юность, а по шкале большого времени смены поколений рода, народа. Поскольку жизнь народа осуществляется в каждом отдельном человека и через человека здесь и сейчас, постольку каждый человек народен. Взгляд на чело­века как наследника многих поколений позволяет писателю изобразить его по-новому.

Так, в рассказе "Сампо", мы видим, как включенный в смысловой контекст большого эпического времени "Калевалы", герой рассказа карел Нигаре одновременно является и наследником прошлой культурной традиции, и носителем и исполнителем перспективного плана жизни, описанного и предсказанного в эпосе, и провоз­вестником будущего. Для Нигарэ жизнь - это осуществление заветов его предков, культурного героя Ильмаринена, простого пролетария древности. Содержанием общественного идеала героев А. Платонова является построение счастливой и радостной жизни на земле. В творчестве А. Платонова показан человек в борьбе за счастье. Герои писателя понимают жизнь как деяние. Добро, любовь, красота в мире раскрываются для героев А. Платонова через проявление этих "свойств и качеств" в конкретных людях - красивых, добрых, любящих.

Для писателя важно показать, как правильно понятая идея жизни, содер­жание общественного идеала определяет направленность жизнедеятель­ности людей, их задача и цели. В поэтическом мире писателя не злоба, недоверие, сибаритство, а добро, любовь и красота высту­пают регулятивным принципом в отношениях между героями. Все это, являясь содержанием сознания и мироощущения героя, определяет его активную жизненную позицию, питает его веру в прекрасное будущее, как об этом свидетельствуют проникнутые оптимизмом фина­лы рассказов "Афродита" и "Сампо".


Заключение

 

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества".

Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу". "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого себя".

Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.

А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека.

Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.

У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо. В его произведениях мы видим именно "вещество", которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.

Из кого же состоит живое " вещество" у Платонова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их прошлое, не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное. Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами - людьми раскрепощенной мысли.

Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты.

С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек.

Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жизни", те же мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается "новый человек" и "новый мир".

В творчестве А. Платонова идея развития личности полностью и глубоко слита с образом времени, определяющим это развитие. Для такого подхода к изображению жизни и человека у писателя имелись глубокие основания, и связаны они были с представлением писателя о своем времени, о своей эпохе.

С особенностями понимания времени и истории связа­на и монологичностъ сознания платоновского героя. Все внимание писателя сосредоточено на изображении "нового, высшего типа чело­века на земле", на раскрытии содержания его нравственных побуждений и принципов, на показе новых форм взаимодействия его с миром.

Значительность художественного опыта А. Платонова проявляется в организации его произведений: на основе цельной гуманистической концепции жизни А. Платонов, искусно синтезируя публицистические элементы с очерковым материалом, создает глубоко реалистический рассказ, который некоторые историки литературы, на наш взгляд, неправомерно определяют как романтическую новеллу. Нам представ­ляется более верным связывать прозу А. Платонова с традицией "Севастопольских рассказов" Л. Толстого, с манерой письма его "Народных рассказов".

Публицистическая открытость и возвышенность таких рассказов, как "Корова", "Афродита" имеет глубокий смысл, гуманизма в самой жизни. Герои этих рассказов, действуя в незавершенной исторически ситуации, в актуальном настоящем «прекрасного и яростного мира», предстают как люди, одухотворенные горячей верой в счастливое бу­дущее грядущих поколений людей-тружеников, которым они посвятили свою жизнь, отжали вою свою нежность и любовь.

Писатель воссоздаёт жизнь своих героев так, что частные события их жизни получают осмысление через события жизни исторической, жизни эпохи. Именно это сообщает произведениям А. Платонова особое качество эпического повествования, с этим связано и жанровое своеобразие его прозы, в конечном счёте, особенности его творческого метода.


Список использованной литературы

 

1. Платонов Андрей. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978

2. Платонов А. П. (1899-1951). Материалы к библиографии. Составитель Н. М. Митракова. Воронеж, 1969

3. Введение в литературоведение, литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Черенец. М.: Высшая школа, 1999.

4. Иванова Л.А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени канди­дата филологических наук. Воронеж, 1973.

5. История русской советской литературы. Под ред. проф. П. С. Выходцева. Изд. 3-е, дополненное, М., Высшая школа", 1979, с. 380

6. Крамов И. В поисках сущности. //Новый мир, 1969, № 8, о. 236.

7. Кретова А. И. А. Платонов в работе чад сборником сказок "Волшебное кольцо". // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970;

8. Лосев В. В. Становление творческой индивидуальности А. Платонова. М. 1991

9. Малыгина Н. М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов ("Рассказ о многих интересных вещах) // Русская литература, 1977, № 4.

10.Николенко О. Н. Человек и общество в прозе А. П. Платонова. Харьков, 1998 г.

11.Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Изд. 2-е. "Наука ,1969

12.Пушкарев Л. Н. «Волшебное кольцо», "Русские сказки". // Современная этнография, 1951 .№2

13.Русские советские писатели-прозаики, т. 7, ч. II, М.:Книга, 1972.

14.Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970, с. 467.

15.Савельзон И. В. Структура художественного мира А. Платонова. М., 1992

16.Сейрадян Н.П. Творчество Андрея Платонова 80-х годов/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван,. 1970.

17.Таран Д.Я. Художествен­ный мир Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев: КГПИ им. А. М. Горького, 1973;

18.Фоменко Л. П. Творчество А. П. Платонова /1899-1951/. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев: КГПИ, 1969;

19.Хамцев В. В. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000.

20.Шубин Л. Андрей Платонов. Вопросы литературы, 1967, № 6.

21.Эндинова В. В. К творческой биографии А. Платонова. // Вопросы Литературы, 1978, № 3.


[1] Крамов И. В поисках сущности. - Новый мир, 1969, № 8, с. 236.

[2] Фоменко Л.П. Творчество А. П. Платонова /1899-1951/.

Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. И., (.ЮПИ, 1969;

Сейрадян Н.П. Творчество Андрея Платонова 80-х годов . Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван. 1970,

Таран Д.Я. Художествен­ный мир Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев, КГПИ им. А. М. Горького, 1973;

Иванова Л.А. "Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова . Автореферат на соискание ученой степени канди­дата филологических наук. Воронеж, 1973.

[3] Платонов А. П. (1899-1951). Материалы к библиографии. Воронеж, 1969; Составитель Н. М. Митракова.

[4] Наиболее полный библиографический материал о Платонове собран в книге «Русские советские писатели-прозаики», т. 7, ч. II, М.: Книга, 1972.

[5] Андрей Платонов. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978

[6] Малыгина Н. М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов ("Рассказ о многих интересных вещах), // Русская литература, 1977, № 4.

 Эндинова В. В. К творческой биографии А. Платонова. // Вопросы Литературы, 1978, № 3.

[7] Шубин Л. Андрей Платонов. // Вопросы литературы, 1967, № 6.

[8] Иванова Л. А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1973, с. 9.

[9] Николенко О. Н. Человек и общество в прозе А. П. Платонова. Харьков, 1998 г.

[10] Лосев В. В. Становление творческой индивидуальности А. Платонова. М. 1991

[11] Савельзон И. В. Структура художественного мира А. Платонова. М., 1992

[12] Кретова А. И. А. Платонов в работе над сборником сказок "Волшебное кольцо". // Творчество А.Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970;

Пушкарев Л. Н. «Волшебное кольцо», "Русские сказки". // Современная этнография, 1951 .№2.

[13] Пропп В.Я. Морфология сказки. М., Изд. 2-е.: Наука ,1969.

 



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Целостное восприятие мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целостное восприятие мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)