Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1917-1941 гг.

Исторический анализ просветительной и досуговой деятель­ности в 1917-1941 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия.

Первое десятилетие было отмечено значительной активно­стью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создава­лись клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллек­тивные органы управления этими учреждениями - советы, правле­ния - избирались на общих собраниях их посетителей.

Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комис­сариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей пар­тийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.

Главполитпросвег был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции.

Страна переживала тяжелые экономические трудности: граж­данская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было без­грамотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% гра­мотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источ­никах называются разные показатели процента грамотности населе­ния России.

Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и дру­гие представители российской интеллигенции не поняли сути рево­люции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее.

Однако умалчивалось о том, что многие представители интел­лигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понима­ния новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вы­везены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в пер­вый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати.

Под видом уничтожения старых памятников разрушались мо­настыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценно­сти, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библио­тек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектур­ные сооружения.

Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила, порой очень грубо, ломка традиций, отрицалась рели­гия, идеи «массы» противопоставлялись идее «личности».

Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и обще­ственные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную са­модеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило ог­ромное количество политических плакатов. Работал огромный аги­тационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учре­ждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.).

Это, действительно, трудные уроки истории, но их надо знать будущему специалисту культурно-досуговой сферы. Объективно оценивая тот период, нельзя, однако, отрицать тот факт, что партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры. Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, на­родные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусст­ва, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение.

Значительной по размаху народной инициативы и участия в этой работе культурно-досуговых учреждений была деятельность по ликвидации неграмотности. СНК принял два декрета по этому во­прос: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти.

Ликвидация неграмотности становилась делом государствен­ным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохране­нием заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

Государством были отпущены средства на эту работу, напеча­тано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольст­венное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек. _. Много это или мало? Конечно, недостаточно, если учитывать огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне.

Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс.

Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи и повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918г., научились грамоте око­ло 7 млн. человек.

Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положи­тельные и отрицательные моменты в их организации, роли учреж­дений культуры в этой работе. В учебной и научной литературе имеются самые противоречивые их оценки.

Что такое культпоход, как и почему он возник, каковы были его цели и задачи, как он проходил и каковы его итоги?

На 1928 г. в стране имелось 18 млн. неграмотных в возрасте от 15 до 30 лет. При таком уровне грамотности трудно было рассчиты­вать на участие в реконструкции народного хозяйства квалифициро­ванных работников. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г.

Целью культпохода была ликвидация неграмотности и свя­занное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задача культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и др.).

Наряду с положительным в организации и содержании культ­похода были и недостатки. Нередко эта серьезная работа проводи­лась компанейски, стихийно, беспланово. В национальных респуб­ликах ликвидация неграмотности проводилась в более трудных ус­ловиях, чем в центральных регионах Советского Союза: не хватало кадров учителей, более живучи были предрассудки национальные, религиозные, особенно по отношению к женщинам. В Туркестане женщины приходили в сопровождении мужа, брата, старшего сына под паранджой, а в Таджикистане некоторые женские клубы, пока в них занимались женщины, охранялись милиционером.

Большую помощь в ликвидации неграмотности в окраинных республиках оказывали шефы из РСФСР, Украины. Так, осенью 1930 г. украинское общество «Геть неписменность» взяло шефство над Чечней, создало специальный фонд помощи области, из которо­го были выделены средства на подготовку 200 учителей ликбеза.

Каковы же результаты культпоходов? Можно с уверенностью сказать, что значительно повысился общий культурный уровень на­селения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лавок, столовых и общежитии.

В течение 1.928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг. в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские.

Следует признать, что прогноз, сделанный дореволюционным журналом «Вестник просвещения» о возможности ликвидации не­грамотности в России к 2177 г. не оправдался. Инициатива населе­ния, тяга к знаниям взрослых и детей имели свои результаты.

Однако надо иметь в виду, что нерешенными остались многие вопросы, связанные с просвещением народа. К 1927 г. только 50% населения России, было грамотным, в 1939 г. семилетнее образова­ние имели только 12% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным.

Причиной этому было то, что полученные знания не закрепля­лись, нехватка книг, газет и малое число самих учреждений культу­ры и просвещения - школ, библиотек, клубов приводили к тому, что рецидив неграмотности составлял 20%.

Определенную роль в развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию, ряд конференций и специальных совещаний по этим вопросам. Надо сказать, что в 20-е гг. проходило много таких мероприятий. Среди них следует указать 1 Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) и др., которые официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы.

Достаточно сказать, что исходя из их решений основными на­правлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: полити­ческое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротех­ническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художест­венной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались, как говорилось в документах съездов партии, в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная я сфера их работы - организация их досуга и творчества – отодвигалась на задний план.

Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безуслов­но недостаточной в связи с экономическими и другими трудностя­ми. Определенное внимание уделялось развитию массовых библиотек. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг.

Заметное место в системе учреждений культуры занимали клубные учреждения (клубы и народные дома). В 20-е гг. это были  рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская,  бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). Ее теоретические статьи «Чем должен быть рабочий клуб» (1918 г.), «Что такое клуб» (1919 г.) в определенной степени отвечали на вопрос о роли рабочего клуба, принципах организации и содержании его работы.

С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс., а клубов во всей стране насчитывалось 4597. В национальных районах открывались «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др.

Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорож­ных станциях.

К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросветучреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс.

Основным методом работы клубов, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е гг. - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Кружки создавались самые разные: политические, технические, естественно­научные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны мате­ринства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как коллек­тивные чтения, устные газеты, политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др.

Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е гг. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания сверху стали для учреждений культуры привычны­ми. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции «людей образованных, совестливых, беззащитных». Россия теряла свой генофонд.

Возросшему уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Па­раллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культу­ры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социа­листической культуры в районных центрах.

Новые типы учреждении культуры существенно изменили со­держание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объе­динений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.

Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, бо­лее подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные инсти­туты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища и колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифициро­ванных кадров.

Какие же новые формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономиче­скую жизнь страны.  Однако 30-е гг. — один из самых противоречивых периодов истории культурйо-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естест­венно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые уч­реждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельно­сти клубов, домов культуры и библиотек.

Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отразиться на деятельности досуговых учреждений.

Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии «О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов» (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмеча­лось, что «содержание культпросветработы профсоюзов не соответ­ствует задачам социалистического строительства». В числе выдви­гаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населе­ния, художественном воспитании и организации досуга.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление поли­тизировать их работу. В постановлении директивно предусматрива­лось, что в советы изб-читален должны непременно входить пред­ставители партийных и комсомольских ячеек, говорилось о направлении в деревню 10 тыс. коммунистов и комсомольцев города дляработы в избах-читальнях сроком на три года.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного года очистить фон­ды библиотек от «вредной» литературы. Налицо был идеологиче­ский нажим на культуру в ущерб основным функциям культурно-досуговых учреждений.

Обращение к документам партии и государства того времени необходимо современным специалистам культурно-досуговой сфе­ры. В них, как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг., которая характе­ризуется как дальнейшее закабаление учреждений культуры, поли­тизация содержания их работы.

Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной самодеятельности, которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали теат­ральные коллективы, однако развивались и другие жанры творче­ской деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили рек­визит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких де­нежных средств.

В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера, «Взятие Бастилии» Р.Роллана, «Ткачи» Га-утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Остров­ского, Чехова, Горького. чаще в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические «бои», производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих.

За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс.

Существенную роль в улучшении работы досуговых учрежде­ний играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расшири­лась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуко­вой фильм «Путевка в жизнь».

Большое место в репертуаре художественной самодеятельно­сти занимали инсценировки, которые посвящались различным по­литическим и революционным событиям.

В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая га­зета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на мало­грамотную аудиторию. В дальнейшем происходят усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады.

Важное место в художественном воспитании населения зани­мала культурно-просветительная организация «Пролетарская куль­тура» (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Горн» и другие. Эта культур­но-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для при­общения народа к искусству.

В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для худо­жественной самодеятельности. «Синяя блуза» и «Живая газета» ус­тупили место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбрига­дам.

Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, попу­лярны инсценировки.

В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодея­тельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.

Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.

Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художествен­ной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.Ц. Кочалова, А.Л. Яблочковой и других.

В кружках художественной самодеятельности 30-х гг. прово­дится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельно­сти с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: ка­пелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлоза­вода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, во­кально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие.

Планомерный характер приобрела учеба руководителей худо­жественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом на­родного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюлле­тени и т.п.

Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Директором этого театра был назначен Б.М. Филиппов, а художественным руководителем - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.

Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодея­тельности.

В 20-е и 30-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделе­ния. Эту работу по подготовке кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 30-е гг. была создана сеть высших учеб­ных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреж­дений.

Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учеб­ных планов, программ большинства учебных курсов свидетельству­ет о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспита­тельной работе. Такова была направленность подготовки специали­стов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-х гг.

Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была созда­на новая государственная система культурно-досуговых учрежде­ний, система руководства ими в центре и на местах. Были выработа­ны основные направления работы, формы и методы просвещения,

воспитания и досуга.

За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с насе­лением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы куль­турно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и явля­ется источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать положительные профес­сиональные и народные традиции.

Нельзя забывать и о негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали са­мым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизмен­но игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директи­вам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успе­хи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизи­ровано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.

Таким образом, заорганизованность, политическая ангажированность дея­тельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. – трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и ана­лизировать современным ученым и практикам.

 



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)