Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды следственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа) и освидетельствования



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Виды следственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа) и освидетельствования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Классифицировать осмотр можно по различным основаниям:

1) по объектам осмотра:

- осмотр местности (ст. 203 УПК);

- осмотр помещения (ст. 203 УПК);

- осмотр жилища и иного законного владения (ч. 7 ст. 204 УПК);

- наружный осмотр трупа (его частей) (ст. 205 УПК);

- осмотр предметов, могущих быть вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 97, ст. 203, ч. 2 ст. 212 УПК);

- осмотр документов, могущих быть вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 97, ст. 203 УПК);

- осмотр животных и их трупов;

- осмотр тела живого человека (освидетельствование) (ст. 206 УПК);

- осмотр почтово-телеграфной корреспонденции (ст. 213 УПК);

- осмотр фонограммы (ч. 6 ст. 214 УПК);

2) по объему:

- основной;

- дополнительный;

3) по последовательности:

- первоначальный;

- повторный [21, с. 26-27].

Возникает вопрос, может ли повторный осмотр быть основным? Мы разделяем мнение М.В. Гаврилова и А.Н. Иванова при ответе на этот вопрос и считаем, что может. В то же время дополнительный осмотр всегда является повторным. Таким образом, считаем целесообразным выделять виды осмотра по последовательности: первичный и повторный, который, в свою очередь, делится на разновидности в зависимости от объема: на основной и дополнительный.

Анализируя приведенную нами классификацию осмотра, необходимо отметить, что в ст. 203 УПК не говорится о таком выделенном нами виде осмотра как осмотр животных, однако представляется необходимым выделять такой вид осмотра. Заметим также, что в ст. 203 УПК прямо не сказано, что осматривается только труп человека. В ст. 205 УПК речь идет об осмотре трупа человека, однако прямо это не указывается. В этой связи, предлагаем конкретизировать ч. 1 ст. 205 УПК.

Согласно ч. 2 ст. 173 УПК осмотр места происшествия, трупа, местности может проводиться до возбуждения уголовного дела. Предлагаем закрепить в законе (ч. 2 ст. 173 УПК) возможность проведения любого осмотра, а не только указанных видов.

Далее подробно проанализируем отдельные виды следственного осмотра: осмотр места происшествия, осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа.

Осмотр места происшествия - сложное следственное действие, начинающееся с локализации данного места на местности и состоящее из скрупулезного осмотра объектов вещного мира, составляющих его обстановку, поиска и фиксации следов, оставленных преступником. От качества произведенного осмотра во многом зависит успех расследования [21, с. 30].

Осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях его изучения и фиксации обстановки, обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления. На основании проведенного осмотра следователь имеет возможность выдвинуть и проверить версии (о способе совершения преступления, лице, его совершившем).

Необходимо иметь в виду, что местом происшествия может быть участок местности, помещение, жилище или иное законное владение.

Под местом происшествия понимается участок местности или помещение, где непосредственно произошло событие, подлежащее следственному осмотру. Обычно таким событием считается какое-либо преступление (убийство, изнасилование, кража и т. д.). Однако понятие "происшествие" шире понятия "преступление", так как, например, происшествием является не только убийство, но и самоубийство, несчастный случай (казус). Мы разделяем мнение Р.С. Белкина, который указывает, что если обнаружение следов события преступления является происшествием, то и место обнаружения этих следов является местом происшествия, а его осмотр - осмотром места происшествия [19, с. 554]. Местом происшествия будет как место совершения каких-либо общественно опасных деяний (причинение телесных повреждений, кража и т. д.), так и место обнаружения, например, трупа, похищенных предметов с прилегающей территорией.

Своевременно, полно и правильно проведенный осмотр места происшествия позволяет выяснить:

- сущность происшедшего события (преступления);

- место и время его совершения;

- число лиц, участвовавших в событии;

- мотивы и цели преступления;

- способ совершения преступления;

- действия преступников на месте происшествия, пути их прихода и ухода;

- физические и психические особенности погибшего, возможные действия лица перед смертью (если преступное действие было направлено на человека) и др.

Согласно п. 4 Инструкции об организации кинологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 26 сентября 2005 г. № 299, специалисты служебного собаководства (начальники питомников, старшие инспекторы-кинологи, инспекторы-кинологи, младшие инспекторы-кинологи, милиционеры-кинологи, начальники команд служебного собаководства, проводники патрульно-розыскных собак, вожатые служебных собак) в установленном порядке могут участвовать со служебной собакой в осмотрах мест происшествий в составе следственно-оперативных групп; мероприятиях по выявлению и пресечению преступлений, поиску, преследованию и задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, а также поиску трупов, предметов, могущих иметь значение для выявления преступлений [13].

Кинолог на месте происшествия:

- совместно со следователем определяет границы осмотра места происшествия и порядок его проведения с целью отыскания следов и предметов, имеющих значение для применения служебной собаки;

- участвует по указанию следователя в осмотре места происшествия. В целях наиболее эффективного применения служебной собаки совместно с другими сотрудниками органов внутренних дел изучает обстоятельства и характер события, устанавливает время совершения преступления, количество преступников, их приметы и направления, откуда они пришли и куда скрылись, выясняет другие факторы, имеющие значение для розыска преступников по горячим следам;

- участвует в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке предметов и следов, которые могут быть использованы для поиска преступника с применением служебной собаки в ходе проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий;

- вносит руководителю следственно-оперативной группы предложения (в пределах своей компетенции) по фиксации, изъятию, упаковке и использованию для выявления преступления различных запахоносителей, пригодных для применения служебной собаки (следов, предметов) и обнаруженных на месте происшествия или по пути следования преступников;

- применяет служебную собаку для розыска преступника по его запаховым следам;

- обследует с применением служебной собаки места возможного укрытия преступников до или после совершения преступления;

- применяет служебную собаку на осмотр местности или помещений для поиска вещей, предметов, следов, а также оружия, гильз, пуль, если в ходе осмотра места происшествия получены данные, свидетельствующие об использовании или наличии у преступников огнестрельного оружия;

- совместно с другими сотрудниками органов внутренних дел применяет личный сыск с целью установления и задержания лиц, причастных к совершенному преступлению. При наличии возможностей применяет служебную собаку для одорологического обследования лиц, совершивших преступление, или вещей (предметов);

- при установлении преступника, в случаях если последний оказывает сопротивление или пытается скрыться, применяет служебную собаку на задержание;

по окончании работы служебной собаки составляет акт о ее применении. В случаях, когда применение служебной собаки позволило выявить преступление либо обнаружить вещественные доказательства, составляется справка (п. 176 Инструкции) [13].

С учетом данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, следователь оперативно выдвигает версии о происшедшем событии, лицах, совершивших преступление, поручает проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников, планирует производство неотложных следственных действий.

Промедление с осмотром места происшествия может привести к изменению обстановки, невосполнимой утрате следов и иных вещественных доказательств, что значительно затруднит дальнейшее расследование. Упущения и ошибки, допущенные при организации и проведении осмотра места происшествия (также как и других первоначальных оперативно-розыскных и следственных действий), как правило, в дальнейшей работе восполнить или исправить очень трудно или невозможно.

Однако не следует отказываться от осмотра места происшествия, когда от момента события до осмотра прошло много времени и обстановка места события (преступления) изменена. Даже при таком запоздавшем осмотре могут быть обнаружены весьма важные для расследования вещественные доказательства.

Осмотр жилища или иного законного владения проводится:

1. С согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц.

Согласно п. 28 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 "О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества" "под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т. п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т. п.). В понятие "жилище" не могут включаться помещения, не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)" [14].

Под законными владениями граждан понимаются иные, обособленные от жилых построек строения (гаражи, погреба, амбары и другие хозяйственные постройки), а также любые иные объекты правомерного владения.

По закону требуется получить согласие всех совершеннолетних лиц на проведение осмотра (об этом делается отметка во вводной части протокола осмотра).

2. Без согласия собственника. В таких случаях следователем, органом дознания выносится постановление о проведении осмотра, которое должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. В данном случае постановление предъявляется до начала осмотра.

Согласно ч. 51 ст. 38 УПК министр внутренних дел Республики Беларусь, председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, в пределах своей компетенции при производстве предварительного расследования возглавляемым ими органом уголовного преследования по уголовным делам выносят мотивированное постановление о производстве осмотра жилища или иного законного владения [2]. Такое постановление указанных лиц не требует санкционирования прокурором. Копия постановления в течение 24 часов направляется генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности.

Закон предусматривает возможность проведения осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания. "Орган дознания" в данном случае означает, что постановление дознавателя должно быть утверждено начальником органа дознания. В. Логвин, В. Матвейчев пишут по этому поводу следующее: "Очевидно, что, выезжая, например, ночью на место совершения преступления, такой возможности дознаватель не имеет, а промедление с производством осмотра в некоторых случаях может повлечь невосполнимые потери доказательственной информации" [20, с. 69]. Данные авторы закономерно предлагают проводить этот вид осмотра по постановлению дознавателя. В свою очередь заметим, что эта проблема возникает и при проведении выемки, обыска (ст. 210 УПК). Не вдаваясь в данном случае в подробную аргументацию, согласимся с мнением, которое высказывает П.В. Мытник: все дознаватели (т. е. лица, назначенные на должность дознавателя и в силу этого на профессиональной основе осуществляющие досудебное производство) всех органов дознания должны быть наделены такими же правами, что и следователи. Если же они не достаточно подготовлены, то они не должны назначаться на такую должность. Утверждение решений начальником органа дознания следует оставить лишь для тех случаев, когда в силу возникшей необходимости обязанности дознавателя осуществляет другой сотрудник органа дознания [21, с. 34].

Проведение осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания возможно в следующих случаях:

- жилище или иное законное владение являются местом происшествия;

- жилище или законное владение являются местом хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность.

Интересен тот факт, что в уголовно-процессуальном законодательстве США нет такого действия, как осмотр (такие действия охватываются понятием "обыск"). В УПК РФ (ст. 177) ничего не говорится о возможности изъятия в ходе осмотра предметов и документов, изъятых из оборота [3].

Осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания проводится в том случае, если он не терпит отлагательства. По общему правилу под "случаями, не терпящими отлагательства" понимаются ситуации, когда откладывание осмотра места происшествия ведет к утрате доказательств. Например, следы преступления разрушатся сами по себе, будут смыты, стерты в силу непреодолимых сил.

О проведенном осмотре следователь сообщает прокурору в течение 24 часов.

Закон категоричен в вопросе участия понятых при проведении осмотра жилища и иного законного владения: их участие обязательно. Кроме этого при осмотре жилища и иного законного владения обязательно присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица, а в случае невозможности его присутствия приглашается представитель жилищно-эксплутационной организации или местного исполнительного и распорядительного органа и лишь при невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия указанных лиц (ч. 8 ст. 204 УПК).

Осмотр трупа человека проводится, как правило, с участием врача - специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иного врача.

Специалистами в области судебной медицины являются эксперты Государственной службы медицинских судебных экспертиз. Согласно п. 2.1 указа президента Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 808 "О Государственной службе медицинских судебных экспертиз" служба медицинских судебных экспертиз является государственным учреждением, которое подчиняется непосредственно генеральному прокурору Республики Беларусь и реализует функцию государственного регулирования в сфере организации, производства, научно-методического и кадрового обеспечения всех видов медицинских судебных экспертиз в Республике Беларусь [6].

По сложившейся следственной практике факт обнаружения трупа человека рассматривается как происшествие, поэтому место обнаружения трупа всегда считается местом происшествия независимо от того, где наступила смерть данного человека.

Согласно Правилам работы государственного медицинского судебного эксперта при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) в Республике Беларусь, утвержденным 1 июля 1999 г. № 38-с, при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) государственный медицинский судебный эксперт выступает в качестве врача-специалиста в области судебной медицины, в связи с чем основной ролью его при этом следственном действии является оказание помощи следователю по вопросам, относящимся к компетенции государственного медицинского судебного эксперта [15].

Прибыв на место обнаружения трупа, государственный медицинский судебный эксперт или иной врач прежде всего должен установить, имеются ли у "трупа" достоверные признаки смерти, и в случае их отсутствия поставить об этом в известность следователя, который обязан вызвать скорую медицинскую помощь, а государственный медицинский судебный эксперт должен лично принять необходимые меры по реанимации (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца и др.), используя для этого имеющиеся у него приспособления и медикаменты. При отсутствии положительного эффекта от принятых реанимационных мероприятий в протоколе осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) надлежит указать, какие реанимационные меры были приняты, время их начала и окончания, а также основания для их прекращения.

При осмотре трупа на месте его обнаружения государственный медицинский судебный эксперт обязан установить и сообщить следователю для внесения в протокол наружного осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) следующие сведения:

- положение трупа, его позу, расположение конечностей, предметы, находящиеся на трупе или под ним, состояние поверхности ложа трупа;

- состояние и положение одежды и обуви на трупе (ее целость, загрязнения, наложения, помарки, состояние застежек и петель, наличие следов, похожих на кровь, или же выделений);

- не снимая одежду (только расстегивая и приподнимая ее), определить пол, примерный возраст, телосложение, цвет кожных покровов, видимых слизистых оболочек, состояние зрачков, роговиц, состояние естественных отверстий, при наличии в естественных отверстиях инородных тел и выделений указать их характер, цвет и особенности;

- особые приметы (рубцы, татуировки, родимые пятна, физические недостатки и пр.);

- характер ранних трупных изменений с указанием времени их исследования: расположение и характер трупных пятен (цвет, изменения цвета при дозированном давлении и время (в секундах), необходимое для восстановления первоначальной окраски); реакция поперечнополосатых мышц на механическое и электрическое воздействие; характер зрачковых реакций на электрическое и химическое раздражение; степень охлаждения закрытых и открытых частей тела на ощупь; температура тела (электротермометром и обычным медицинским термометром с указанием участка тела и времени измерения температуры), а также указать температуру окружающей среды;

- при наличии поздних трупных изменений (гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление и пр.) указать степень их выраженности и локализацию;

- имеется ли на трупе, в том числе изо рта, какой-либо запах (алкоголя, эфира и пр.). Запах изо рта лучше ощущается при надавливании на грудную клетку;

- наличие на трупе и одежде насекомых и их личинок (место наибольшего скопления и их характер). При необходимости для установления наступления смерти насекомые и их личинки подлежат изъятию и передаче следователю для направления их на энтомологическое исследование;

- состояние кистей рук, содержимое ладоней (зажатое в кулак и между пальцами), содержимое в подногтевых пространствах;

- состояние кожных покровов под молочными железами у женщин;

- наличие повреждений на трупе, их локализация, характер, размеры, форма, особенности краев, характер наложений, включения, потеки, похожие на кровь (п. 1.5-2.11 Правил) [15].

Наиболее типичные недостатки при проведении следователями осмотров мест происшествий и трупов:

- не осуществляется привязка к местности мест происшествий и обнаруженных трупов, необоснованно сужаются границы осмотра, планы и схемы к протоколам ненадлежащего качества;

- не в полной мере используется криминалистическая техника (детальная и цветная фотография);

- включение в один протокол нескольких видов осмотров, произведенных в разное время и в различных местах (места происшествия, трупа в морге, одежды с трупа);

- проведение осмотров мест происшествий без участия необходимых специалистов;

- изъятие в ходе осмотров предметов без отражения их индивидуальных особенностей и точного места изъятия и т. д.

Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию (ч. 2 ст. 205 УПК). Согласно постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь "О постановке на централизованный учет Министерства внутренних дел Республики Беларусь сведений об отдельных категориях захороненных лиц" специализированная организация, которая осуществляет погребение, на основании документов о погребении и записи акта о смерти обязана составлять акт о захоронении неопознанных трупов и умерших (погибших). Один экземпляр акта о захоронении в трехдневный срок направляется в информационно-аналитическое управление органов внутренних дел (подп. 1.1 и 1.2 Постановления) [9].

В случаях мертворождения или гибели новорожденного при родах, произошедших вне организации здравоохранения, обнаружения неопознанного трупа, трупа несовершеннолетнего, иностранного гражданина, задержанного, лица, содержащегося под стражей или в местах лишения свободы, признаков насильственной смерти (обоснованного подозрения на нее), наступления смерти при неясных обстоятельствах, несогласия близких родственников на оформление факта смерти без проведения вскрытия при неясном диагнозе, поступления заявления (сообщения) гражданина или должностного лица государственного органа и иной организации о преступлении, выявления иных сведений, указывающих на возможное совершение преступления, медицинский работник, сотрудник органа внутренних дел обязаны незамедлительно сообщить об этом в оперативно-дежурную службу органа внутренних дел и до прибытия следственно-оперативной группы в пределах предоставленных им законодательством полномочий удалить всех посторонних с места происшествия либо очертить (обозначить) границы участка, которые нельзя переходить посторонним. До прибытия следственно-оперативной группы категорически запрещается нарушать обстановку на месте происшествия, изменять положение и позу трупа (если это не вызвано необходимостью уточнения факта наступления биологической смерти), смывать следы, похожие на кровь, другие загрязнения, прикасаться к предметам, которые могли служить орудием преступления. Сотрудник органа внутренних дел обеспечивает охрану места происшествия, при необходимости выполняет неотложные действия, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь. По прибытии следственно-оперативной группы докладывает ее руководителю о конкретных обстоятельствах, послуживших основанием для вызова группы, и о проведенных проверочных мероприятиях.

При поступлении в оперативно-дежурную службу органа внутренних дел заявления (сообщения) оперативный дежурный органа внутренних дел организует выбытие на место происшествия следственно-оперативной группы из числа прокурорских работников, сотрудников органа внутренних дел, врача - специалиста в области судебной медицины и других специалистов. Выбытие прокурорского работника в составе следственно-оперативной группы является обязательным, за исключением случаев поступления заявлений (сообщений) о преступлениях, уголовные дела о которых подследственны другим органам уголовного преследования [21, с. 39].

Согласно п. 6 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений, иной информации об исчезновении лиц и организации их розыска, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь от 28 августа 2003 г. № 205/16, дознаватель незамедлительно после получения заявления, сообщения и иной информации об исчезновении лица, обязан провести совместно с работником уголовного розыска осмотр жилища, места пребывания, личных вещей и документов, транспортного средства разыскиваемого лица с обязательным участием специалиста (эксперта-криминалиста, биолога), осуществляющего изъятие и закрепление фрагментов отпечатков пальцев, образцов волос и иных предметов, имеющих значение для осуществления розыска и отождествления личности исчезнувшего; в ходе осмотров изъять рукописи с образцами почерка без вести пропавшего лица, в том числе письма, дневники, записные книжки, содержащие сведения о его связях и личной жизни [12].

Согласно п. 2 Инструкции о мерах безопасности при осуществлении осмотров сотрудниками органов внутренних дел мест дорожно-транспортных происшествий, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23 марта 2004 г. № 66, под местом ДТП понимается ограниченный по периметру участок дороги (проезжая часть, обочина, тротуар, полоса отвода и др.), на котором расположены объекты, относящиеся к ДТП (транспортные средства, отделившиеся детали транспортных средств, выпавший груз, осыпи грунта, стекла, потеки жидкости, следы перемещения транспортных средств и др.) [11].

Далее перейдем к рассмотрению видов освидетельствования. Выше мы говорили об уголовно-процессуальном освидетельствовании. Однако, существуют и другие виды освидетельствования. В этой связи необходимо отличать уголовно-процессуальное освидетельствование от иного освидетельствования.

Согласно ст. 28 закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII "О здравоохранении" медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительном порядке [5].

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае их уклонения от медицинского освидетельствования по заключению организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения.

Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека только с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинское освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Лица, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения. Порядок и условия принудительного медицинского освидетельствования и принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание в дисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь [21, c. 36].

Согласно ст. 10.14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для обнаружения на теле человека особых примет, следов административного правонарушения, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела об административном правонарушении, если для этого не требуется проведения экспертизы, может быть проведено освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего физического лица [4]. Физическое лицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит освидетельствованию в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.

Порядок медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, самоходных машин для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения установлен Положением о порядке медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, самоходных машин для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 1773. Освидетельствование производится круглосуточно в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в наркологических кабинетах центральных районных больниц, в приемных отделениях иных организаций здравоохранения и передвижных наркологических пунктах врачами-наркологами и врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического и токсического опьянения. Освидетельствование осуществляется по направлению государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел. Во всех случаях врачу, производящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (п. 2 и 4 Положения) [7].

Отдельно регламентирован порядок освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения.

Согласно п. 2 Положения о порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 февраля 2003 г. № 10, освидетельствование производится: в специальных кабинетах наркологических диспансеров, наркологических кабинетах центральных районных больниц, приемных отделениях организаций здравоохранения и госпиталях, медико-санитарных частях, медицинских научно-исследовательских организациях, медицинских научно-практических центрах, клинике медицинского учреждения образования, передвижных наркологических пунктах врачами-наркологами и врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения, круглосуточно [8].

Согласно п. 5 этого Положения данное освидетельствование производится по письменным направлениям сотрудников государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, правоохранительных органов, суда, организаций здравоохранения, должностных лиц организаций по месту работы освидетельствуемого или без направления при наличии лица, сопровождающего освидетельствуемого. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели. Допускается проведение освидетельствования по личному обращению без письменного направления должностных лиц, государственных органов и иных организаций, указанных в п. 5 Положения. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением его просьбы о проведении освидетельствования (п. 6 Положения) [8].

Наркологическое освидетельствование - осмотр гражданина, проводимый амбулаторно или стационарно в целях определения, страдает ли гражданин наркологическим заболеванием, нуждается ли он в наркологической помощи, а также для решения вопроса о виде (видах) такой помощи. Наркологическое учреждение - организация здравоохранения либо ее структурное (обособленное) подразделение, основной функцией которых является оказание психиатрической и наркологической помощи (п. 1 Положения о порядке признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 53) [10]. Первичное наркологическое освидетельствование - это проведение врачом-наркологом (психиатром) психического и физического обследования лица с целью определения у него зависимости от алкоголя, наркотического или ненаркотического вещества (хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания), а также вредных последствий от употребления этих веществ.

Первичное наркологическое освидетельствование на предмет установления диагноза зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм) может осуществляться:

- при добровольном обращении граждан в организации здравоохранения за наркологической помощью;

- при оказании медицинской помощи в связи с любым заболеванием или состоянием, связанным с употреблением алкоголя;

- по направлениям органов внутренних дел лиц, неоднократно доставляющихся в медвытрезвитель, допускающих вследствие употребления алкоголя нарушения общественного порядка, создающих конфликтные ситуации в семьях;

- по направлению государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, администрации предприятий, учреждений и организаций при решении о допуске к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами и о профессиональной пригодности;

- при проведении судебно-наркологической или судебно-психиатрической экспертизы (п. 2, 5 Положения) [10].

Отдельно предусмотрен порядок освидетельствования несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества.

В соответствии со ст. 100 УПК акты перечисленных видов освидетельствования, проведенных вне рамок уголовного дела, могут быть истребованы и приобщены к уголовному делу в качестве "иных документов", если в этом возникла необходимость [2].

На практике освидетельствование проводится редко. Полагаем, что данное действие будет востребовано практикой, в частности при расследовании преступлений, например, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (с целью обнаружения следов инъекций, наркотических веществ).

Вывод: В результате изучения сущности и видов освидетельствования нами были взяты в качестве базовых определений осмотра и освидетельствования следующие:

Осмотр – это следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии и фиксации следователем, дознавателем различных материальных объектов в целях обнаружения следов преступления и иных материальных объектов, выяснения других обстоятельств, имеющих знач<



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Виды следственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа) и освидетельствования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды следственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа) и освидетельствования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)