Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Буякова Елена Ивановна.



2020-02-03 175 Обсуждений (0)
Буякова Елена Ивановна. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Формирование самостоятельности                                        старших дошкольников при изображении

Пейзажа

Солодова Любовь

                                                                      Валентиновна

Студентка заочного

Отделения 5 «Б» курса.

Руководитель:

Буякова Елена Ивановна.

                                                                   

                                      Городец

                                         2011

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………    3

1. Понятие самостоятельности. Условия развития самостоятельности

в дошкольном возрасте…………………………………………………    6

2. Пейзаж как жанр живописи………………………………………….   11

3. Особенности пейзажного рисунка в дошкольном возрасте……….   17

4. Задачи обучения пейзажному рисованию в разных возрастных

группах…………………………………………………………………...  23

5. Методика формирования самостоятельности детей при

изображении пейзажа…………………………………………………… 27

6. Влияние пейзажной живописи на развитие детского творчества

в рисовании……………………………………………………………… 37

7. Анализ занятия по пейзажному рисованию в ? группе………….....

   Заключение………………………………………………………………

   Список литературы……………………………………………………...

 Приложения……………………………………………………………..

                    

                             

                          

ВВЕДЕНИЕ

Природа – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады, и таким образом может сравнивать реальные события с картинами.

Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о пейзажах, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Актуальность темы исследования заключается в том, что природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Занятия рисованием интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы и способов осуществления новых целей. Благодаря этому, создание пейзажных рисунков обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.

Проблема самостоятельности многоаспектно исследовалась в работах В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Н.Н. Поддъякова, Л.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, А.И. Щербакова, Д.Б. Эльконина и др. В них даны разные трактовки исследуемого нами феномена. Кроме того, имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самостоятельности дошкольников и намечались этапы ее развития (Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, А.А. Люблинская, Л.А.Порембская); были выявлены некоторые условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе обучения (В.Н. Аванесова, А.М Леушина, Н.П. Сакулина, А.П.Усова и др.), игровой ( Р. Жуковская, Р.А. Иванова, С.А. Марутян и др.), трудовой (Т.А. Маркова, В.Н. Нечаева, Л.А.Порембская и др.) деятельности [15;3].

Вместе с тем, до сих пор недостаточно полно изучены вопросы возможности формирования самостоятельности у дошкольников в изобразительной деятельности. Данная деятельность тесно связана с другими видами детской деятельности и, по сути, носит интегративный характер, так как сочетает себе элементы игры, труда (Н.П. Сакулина, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Я.З. Неверович и др.). В частности, исследователями изучались развивающие и воспитывающие возможности рисования [15;4].

Объект исследования – обучение старших дошкольников изображению пейзажа.

Предмет исследования – формирование самостоятельности старших дошкольников при изображении пейзажа.

Цель исследования – изучение методов, условий формирования самостоятельности старших дошкольников при изображении пейзажа.

Задачи исследования:

1. Раскрыть условия развития самостоятельности в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать пейзаж как жанр живописи.

3. Изучить особенности пейзажного рисунка в дошкольном возрасте.

4. Проанализировать задачи обучения дошкольников пейзажному рисованию в образовательных программах ДОУ.

5. Раскрыть методику формирования самостоятельности детей при изображении пейзажа.

6. Изучить влияние пейзажной живописи на развитие детского творчества в рисовании.

7. Проанализировать характер педагогического руководства на занятии пейзажным рисованием в ….. группе.

Методы исследования:

· теоретические методы: изучение и анализ учебной и методической литературы, сравнение, систематизация, обобщение.

· практические методы: наблюдение.

База исследования:

Практическая часть исследования проведена в…..

Структура работы:

Работа состоит из введения, 7 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

  1. Понятие самостоятельности. Условия развития самостоятельности

                                     в дошкольном возрасте

Самостоятельность-это способность к волевому усилию и действию плюс полностью отдавать себе отчёт и в трудностях, и в ответственности [15;37].

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов). Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом).

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (в возрасте около 2 лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. Зарождение личных желаний ведет к появлению. «внутренней» целенаправленности, обусловленной стремлениями и потребностями самого малыша. Но у преддошкольника целенаправленность проявляется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влиянием внешних обстоятельств и ситуации малыш легко отказывается от цели и заменяет ее другой.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивал Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком [23;230].

 В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Дошкольники недостаточно владеют действиями по обнаружению ошибок, и им очень трудно осознавать сам факт соотношения выполняемых действий с образцом. Обычно они хорошо понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность (И.Домашенко). Чаще всего дети прибегают к самопроверке, когда этого требует воспитатель. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат [23;239].



2020-02-03 175 Обсуждений (0)
Буякова Елена Ивановна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Буякова Елена Ивановна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)