Эмиссия коммерческими банками собственных облигаций.
Для привлечения заемных средств акционерные банки могут выпускать собственные облигации. Выпускаемые банками облигации могут быть: именными и на предъявителя; обеспеченными и без обеспечения; процентными и дисконтными; конвертируемые в другие ценные бумаги и неконвертируемыми; с единовременным погашением и с погашением по сериям. При выпуске обеспеченных облигаций в качестве обеспечения может выпускать залог собственного имущества банка либо обеспечение, предоставленное банку для целей выпуска третьими лицами. Облигации без обеспечения могут выпускаться не ранее третьего года существования банка при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов и на сумму, не превышающую размер уставного капитала кредитной организации. Предоставление обеспечения третьими лицами при выпуске банковских облигаций требуется в случаях: · существования кредитной организации менее двух лет (на всю сумму выпуска облигаций); · деятельности кредитной организации более двух лет при выпуске облигаций на сумму, превышающую размер уставного капитала (величина обеспечения должна быть не менее суммы превышения размера уставного капитала). Все выпуски облигаций, конвертируемых в акции и облигации нового выпуска, а также выпуски ценных бумаг, в которые будут конвертироваться эти облигации, независимо от размера выпуска и величины уставного капитала, рассчитанного с учетом предполагаемых итогов конвертации, должны регистрироваться непосредственно в Департаменте лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления Банка России. Кредитная организация, созданная в форме ОАО, вправе проводить размещение конвертируемых в акции облигаций путем открытой и закрытой подписки. Кредитная организация, созданная в форме ЗАО, не вправе проводить размещение конвертируемых в акции облигаций посредством открытой подписки или иным образом, предлагая их для приобретения неограниченному кругу лиц. Номинальная стоимость облигаций может быть выражена в валюте РФ или иностранной валюте при соблюдении норм действующего валютного законодательства. Процедура эмиссии банковских облигаций значительно сложнее, чем процедура выпуска сертификатов и векселей. Банк может приступить к выпуску облигаций только после полной оплаты уставного капитала. Для этого он должен принять решение об их выпуске, зарегистрировать выпуск облигаций в Банке России, изготовить сертификаты облигаций, если они выпускаются в документарной форме. Банк должен подготовить проспект эмиссии облигаций, зарегистрировать его в Банке России и раскрыть информацию, содержащуюся в проспекте эмиссии, в средствах массовой информации. Выполнив все эти требования, банк получает право приступить размещению облигаций. Банковские облигации могут размещаться путем их продажи за валюту РФ на основе заключения с покупателями договоров купли-продажи на оговоренное число облигаций, а также путем замены на ранее выпущенные конвертируемые облигации и другие ценные бумаги. При продаже облигаций за валюту РФ средства, поступившие в их оплату безналичным путем, на специальный накопительный счет не переводятся, а сразу поступают в распоряжение банка. Размещение облигаций должно быть закончено по истечении одного года с момента начала эмиссии. По окончании размещения банк составляет отчет об итогах выпуска облигаций и регистрирует его в Банке России. Информация, содержащаяся в отчете, должна быть раскрыта в СМИ. В Российской Федерации выпуск облигаций акционерными коммерческими банками не получил широкого распространения [4].
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ.
Решение комплекса задач, способствующее успешному выполнению банками функции финансового источника обеспечения преобразований, должно опираться не только на четкое представление о стратегическом направлении развития экономики, но и на объективную оценку текущего состояния российской банковской системы. Значительное ухудшение условий фондирования российских банков за рубежом вследствие кризиса на мировом финансовом рынке в сочетании с существенным замедлением в январе - сентябре 2008 г. темпа прироста денежной массы привело к обострению проблемы ликвидности в банковском секторе, ухудшению ситуации на межбанковском кредитном рынке, снижению платежеспособности ряда банков. Оказанная денежными властями финансовая поддержка банковскому сектору способствовала предотвращению масштабного кризиса в российской банковской и финансовой системах. Вместе с тем негативное воздействие кризисных явлений в финансовой сфере на российскую банковскую систему в текущем году постепенно усиливалось, что обусловило замедление ее развития по ряду показателей. Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем российской банковской системы повысило вероятность реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской банковской системы, отмечаемых аналитиками, в первую очередь можно отнести [8]: • высокую зависимость фондирования кредитных организаций от конъюнктуры внешнего финансового рынка; • дефицит «длинных» рублевых ресурсов; • ограниченные возможности региональных банков получать достаточное рефинансирование; • высокую концентрацию активов в небольшой по численности группе банков (как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных федеральных округах); • опережающий темп роста активов по сравнению с темпом увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций; • замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций; • снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций; • сохранение тенденции к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале; • заметное сжатие рынка межбанковских кредитов; • увеличение доли убыточных кредитных организаций; • несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов; • отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов. Анализируя количественные аспекты ситуации в банковской системе, следует отметить заметное влияние на ее развитие замедления в январе — сентябре 2008 г. темпа прироста денежной массы. Сохранение высоких темпов инфляции в российской экономике обусловило энергичное проведение Банком России мер денежно-кредитного регулирования, направленных на ограничение темпов роста денежной массы и на ослабление тем самым монетарной составляющей инфляции. К числу основных превентивных мер, принятых Банком России, прежде всего относились: привлечение средств кредитных организаций на депозиты, стерилизация ликвидности через операции РЕПО. продажа кредитным организациям облигаций Банка России, а также неоднократное повышение ставки рефинансирования (вместе с ней и процентных ставок по операциям Банка России) и увеличение нормативов обязательных резервов. Безусловно, борьба с инфляцией является важнейшим направлением экономической политики государства. Однако для отечественных банков условия деятельности в результате заметно осложнились. Ограниченные возможности фондирования, сравнительно небольшое расширение денежной массы в январе - сентябре 2008 г. привели, несмотря на оказанную финансовую поддержку банковскому сектору со стороны государства, к нарастанию напряженности с ликвидностью, падению межбанковского доверия и повышению процентных ставок на кредитном рынке. Дневной объем суммы средств кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России в январе - сентябре 2008 г. в среднем составлял 831,7 млрд руб. (в январе - сентябре 2007 г. - 977,9 млрд руб.). При этом в III квартале 2008 г. дневной объем этих средств кредитных организаций в Банке России был на 5,2% ниже, чем аналогичный показатель в III квартале 2007 года. Средневзвешенная ставка по однодневным межбанковским кредитам в рублях (см. табл. 1) на московском рынке в III квартале 2008 г. составила 5,7% годовых, заметно повысившись по сравнению с ее значением как в I квартале 2008 г. (3,8% годовых), так и в Ш квартале 2007 г. (4,9% годовых). Таблица 1 Процентные ставки финансового рынка [10].
Ставка MosPrime Rate (индикативная ставка предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском денежном рынке. Данный показатель формируется Национальной валютной ассоциацией на основе ставок, объявляемых 8 банками - ведущими операторами рынка МЫС) по кредитам на 1 неделю в III квартале 2008 г. в среднем составила 6,0% годовых, также повысившись как по сравнению со значением в I квартале 2008 г. (4,7% годовых), так и по сравнению со значением в III квартале 2007 г. (5,2% годовых). Ставка по рублевым кредитам сроком до 1 года, имея в январе - сентябре 2008 г. тенденцию к росту, в III квартале достигла 12,0% годовых (в III квартале 2007 г. - 9,8% годовых). Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на 1 октября 2008 г. составил 805,4 млрд руб. и за январь - сентябрь 2008 г. увеличился на 10,1% (за январь – сентябрь 2007 г. - на 21,3%). Заметное ослабление процесса увеличения зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организации в январе — сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. в основном связано со значительным ухудшением конъюнктуры внутреннего и внешнего финансовых рынков для проведения IPO российскими банками. Рост совокупных активов и собственных средств (капитала) банковского сектора в январе — сентябре 2008 г. также замедлился по сравнению с отмечавшимся в январе - сентябре 2007 г. При этом тенденция превышения темпами роста совокупных активов кредитных организаций темпов роста их собственных средств сохранилась и значительно усилилась. В результате отмеченной негативной тенденции показатель достаточности капитала[1] банковского сектора снизился с 15,5% на 1 января 2008 г. до 14,5% на 1 октября 2008 г. (на 1 октября 2007 г. - 16,0%). Совокупные активы кредитных организаций на 1 октября 2008 г. составили 24,6 трлн руб. и за январь - сентябрь 2008 г. возросли на 22,1% (за январь - сентябрь 2007 г. - на 29,8%), тогда как собственные средства (капитал) кредитных организаций за январь - сентябрь 2008 г. увеличились на 17,9% (за январь - сентябрь 2007 г. - на 47,8%) и на 1 октября 2008 г. составили 3,1 трлн рублей. Таблица 2 Активы и капитал банковского сектора [10].
Фонды и прибыль кредитных организаций за январь - сентябрь 2008 г. увеличились на 10,8% и на 1 октября 2008г. составили 3,1 трлн руб. Средства клиентов, размещенные в действующих кредитных организациях, на 1 октября 2008г. составили 14,9 трлн руб. и за январь - сентябрь 2008 г. увеличились на 21,9%. При этом суммарный объем вкладов физических лиц, депозитов, а также прочих привлеченных средств юридических лиц (кроме кредитных организаций) достиг 11,1 трлн руб.; средства организаций на расчетных и прочих счетах в кредитных организациях составили 3,4 трлн рублей. В роли главных факторов формирования клиентской составляющей ресурсной базы кредитных организаций в январе - сентябре 2008 г. выступали: значительное увеличение депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц (кроме кредитных организаций) за II и III кварталы (на 19,2% и на 20,2% соответственно), сокращение средств организаций на расчетных и прочих счетах за апрель -сентябрь 2008 года (на 3,9%, в том числе на 3,6% за июль - сентябрь), а также сентябрьское сокращение (на 1,5%) вкладов физических лиц при существенном замедлении темпа их прироста по сравнению с январем - сентябрем 2007 года. (Приложение 1). Вклады физических лиц на 1 октября 2008 г. составили 5,9 трлн руб. и за январь - сентябрь 2008 г. увеличились на 14,2%, что заметно меньше показателя за январь - сентябрь 2007 г. (21,8%). Сравнительно невысокий темп прироста вкладов (депозитов) физических лиц за январь - сентябрь 2008 г. был обусловлен менее динамичным, чем за аналогичный период 2007 г., увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения, снижением привлекательности организованных сбережений в условиях усиления инфляционных ожиданий (особенно в I квартале 2008 г.), сохранением отрицательного уровня реальных ставок по вкладам и депозитам, а также возобновившейся долларизацией сбережений из-за падения доверия к надежности банковской системы и национальной валюты. В сложившихся условиях многие коммерческие банки были вынуждены пойти на некоторое увеличение процентных ставок по привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц1. Однако данная мера не смогла изменить ситуацию в лучшую сторону2. Важным результатом принятых денежными властями в январе - сентябре 2008 г. антикризисных мер является значительное увеличение в составе пассивов кредитных организаций денежных средств Банка России и Минфина России. За январь - сентябрь 2008 г. объем кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, увеличился в 6,9 раза (на I октября 2008 г. составил 233,4 млрд. руб.); объем депозитов и прочих привлеченных средств Минфина России и финансовых органов возрос в 4,4 раза (1,2 трлн. руб.). Институциональные изменения, произошедшие в банковском секторе в январе - сентябре 2008 г., свелись к временному замедлению процесса сокращения количества действующих кредитных организаций. Количество действующих кредитных организаций на 1 октября 2008 г. составило 1126 единиц и за январь - сентябрь 2008 г. уменьшилось на 10 единиц (за январь - сентябрь 2007 г. - на 40 единиц). Вместе с тем обострившиеся финансовые проблемы в банковском секторе способны в ближайшей перспективе существенно активизировать процессы слияния и поглощения, а также ликвидации проблемных банков, что может усилить процесс сокращения количества кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. По итогам кризиса, который, как прогнозируют многие специалисты, продлится не менее двух лет, число банков сократится примерно до 500, а некоторые считают, что не на что рассчитывать тем, кто за пределами первой сотни. Принятые в 2008 г. Правительством Российской Федерации и Банком России меры по стабилизации ситуации в российской банковской системе, безусловно, имели определенные позитивные результаты. Однако сложность ситуации в российской финансовой и банковской системах, дестабилизация внешних финансовых рынков сохраняют актуальность разработки комплекса специальных мер, направленных в краткосрочной и среднесрочной перспективах на преодоление сформировавшихся проблем, а также на повышение устойчивости и конкурентоспособности российской банковской системы. В качестве таких мер можно было бы предложить следующие [8]: • оказание государственной финансовой поддержки более широкому кругу банков, в том числе за счет придания крупным региональным банкам статуса уполномоченных по такой поддержке (при участии территориальных учреждений Банка России); • формирование системы опорных региональных банков (в том числе посредством участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в их капитале, предоставления субординированных кредитов); • активизация рынка межбанковских кредитов за счет предоставления гарантий государства по выданным кредитам; • развитие правовой базы по регулированию секьюритизации финансовых активов, а также по регулированию рынка производных финансовых инструментов; • расширение возможностей коммерческих банков осуществлять кредитование под залог, в том числе создание правовой базы для регистрации залога транспортных средств, денежных средств на банковском счете; • рассмотрение возможности использования кредитными организациями драгоценных металлов в качестве обеспечения кредитов Банка России, а также при формировании резервов; • установление требования к банкам в части обязательного формирования подразделений, специализирующихся на работе с проблемными кредитами (активами); • введение безотзывных (с положительной реальной процентной ставкой) депозитов в практику работы банков с физическими лицами, внесение изменений в законодательство о страховании вкладов физических лиц, имея в виду предоставление 100%-ной гарантии по всем видам долгосрочных (свыше пяти лет) вкладов физических лиц; • совершенствование системы страхования вкладов физических лиц в части дифференциации взносов в соответствующий фонд Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в зависимости от условий соответствующих депозитных договоров, имея в виду уровень рисков, определяемый длительностью договора и видом валюты вклада; • введение норм, допускающих использование обеспечения в договорах потребительского кредитования. Ограничение роста беззалогового кредитования физических лиц (в том числе с применением повышенных норм резервирования); • разработка специального законодательного акта об ипотечных банках; • развитие правовой базы, регулирующей вопросы слияния и поглощения кредитных организаций; • нормативно-правовое обеспечение реализации процедур ликвидационного неттинга; • упрощение процедур реорганизации кредитных организаций при надлежащем обеспечении интересов их кредиторов; • определение размера банковского капитала, по достижении которого банк обязан приобрести статус публичной компании с обязательным размещением части акций на российском фондовом рынке; • использование Банком России принципа пропорционального надзора за различными по размеру кредитными организациями; • создание системы оценки результатов деятельности российских рейтинговых агентств . В целом ситуация складывается таким образом, что государство активно участвует в экономических процессах и увеличивает свое присутствие в банковском секторе. Поэтому главная задача текущего момента — это создание новой системы доверия — как в мировой экономике, так и в отдельно взятой стране. И это доверие создается через усиленное изменение отношений собственности в банковском секторе: государство активно увеличивает свое присутствие в банковском капитале. В сложившейся ситуации, действительно, у руководства развитых стран просто нет выбора, кроме частичной национализации. Это нормальная рыночная практика в кризисных условиях (наряду с банкротством). Государство всем помочь не может и не должно - акцент только на стратегические и жизнеобеспечивающие, социально значимые отрасли, а чистка слабых и укрепление сильных компаний — основа рыночной экономики. То, что государство в ближайшем будущем будет владеть через государственные банки большим количеством реприватизированного имущества, — исторический факт. Вопрос в другом — как этим всем эффективно управлять без потери качества активов до момента восстановления рынков и начала нового этапа приватизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные проблемы российских банков такие же, как и в развитых странах: невозвраты кредитов, снижение ликвидностни, отток вкладов и депозитов и др. В сложившейся в настоящее время ситуации коммерческие банки не способны или боятся друг друга кредитовать и оттого возникают неполадки во всей мировой финансовой системе. Ведь банки - это ее кровеносная система, а банки без денег - это артерии без крови. Значит, нужно срочное переливание. На роль врача нынешний кризис выдвинул в первую очередь государство. Угроза финансовой катастрофы заставляет временно забыть о неэффективности роли государства в управлении частным капиталом и вспомнить о государственном регулировании экономикой даже в таких странах, как США, Великобритания и др. Одной из важнейших задач сегодня является рост уровня доверия, которое должно быть расширенно до уровня всего рынка. И это доверие создается через усиленное изменение отношений собственности в банковском секторе: государство активно увеличивает свое присутствие в банковском капитале. В сложившейся ситуации, действительно, у руководства развитых стран просто нет выбора, кроме частичной национализации. Это нормальная рыночная практика в кризисных условиях (наряду с банкротством). Государство всем помочь не может и не должно - акцент только на стратегические и жизнеобеспечивающие, социально значимые отрасли, а чистка слабых и укрепление сильных компаний — основа рыночной экономики. Только такое развитие ситуации позволит решить задачу ликвидности всей банковской системы. Одним из мощных рычагов государственной поддержки банков стали кредиты, выдаваемые Банком России и Министерством финансов РФ. Большую поддержку коммерческим банкам в этих непростых условиях оказывает Агентство по страхованию вкладов, созданное в 2004г. в целях оказания финансовой помощи банкам, оказавшимся в трудной ситуации, и выплаты вкладчикам страховых возмещений [14]. Государственные банки «спасают» частные и через выкуп их кредитных портфелей. Другим важным направлением стабилизации положения банковского сектора является предоставление субординированного кредита через государственные банки. Особенность субординированного кредита в том, что его предоставляют акционеры или другие желающие поддержать банк, имея в виду, что этот кредит погашается в последнюю очередь. Последствия этого направления спасения банков также неизбежно вызовут преобразование отношения собственности и дальнейшую концентрацию банковскою капитала. На помощь банковскому сектору пришел и реальный сектор. Крупные компании, находящиеся под прямым контролем государства, скупают инвестиционные и коммерческие банки. Значительные влияние на характер развития кредитных организаций должны оказывать меры Банка России по повышению качества надзора за принимаемыми банками рисками в ходе своей деятельности, по созданию условий для развития конкурентной среды, основанной на большей прозрачности деятельности кредитных организаций, по укреплению рыночной дисциплины участников рынка банковских услуг. Банковская система России должна совершенствоваться, а для этого необходима постоянная поддержка всех участников банковского сектора со стороны государства за счет разработки оптимальной политики, основанной на рыночных механизмах, в сфере поддержания их ликвидности на достаточном уровне и формирования ресурсной составляющей на долгосрочной основе.
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Закон: «О банках и банковской деятельности РФ» от 3.02.1996г. 2. Закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995г. 3. «Банковское дело»: Учебник, под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 672 с. 4. «Банковское дело»: Учебник, под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.Н. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 591 с. 5. "Большой экономический словарь", А.Н. Азрилиян - М.: Фонд "Правовая культура", 1999 г. 6. Газета «Ведомости» за октябрь-ноябрь 2008 г. — www, vedomosti. ru. 7. Газета «Коммерсантъ» № 207 (4024) от 14.11.2008. 8.«Деньги и кредит» - 2008г.,№ 12 – с.10-21, А. В. Зверев. 9. «Финансы и кредит» - 2009 г., №3 – с.10 -18, Г, Н. Новожилова, К. В. Яркин. 10. Обзор банковского сектора Российской Федерации. - 2008. - № 67,70,73. 11.Официальный сайт Центрального банка РФ — www, cbr.ru. 12.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — www, gks. ru. 13. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ — www. economy, gov. ru. 14. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов: www, asv. org, ru.
[1] Показатель достаточности капитала - отношение собственных средств (капитала) к активам, взвешенным по уровню риска.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |