Методы оценки
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется тремя способами.
1. Оценка потенциала работника. При замещении вакантного рабочего места важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психологию личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры.
2. Оценка индивидуального вклада. Позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника, и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик.
3. Аттестация кадров. Она является своеобразной комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат.
Исходными данными для оценки персонала являются:
модели рабочих мест персонала;
положение об аттестации кадров;
методика рейтинговой оценки кадров;
философия организации;
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание;
личные дела сотрудников:
приказы по кадрам;
социологические анкеты;
психологические тесты. Методы оценки персонала показаны в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Методы оценки персонала
Название метода
| Краткое описание метода
| Результат
| |
Источниковедческий (биографический)
| Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика
| Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера
| |
Интервьюирование (собеседование)
| Беседа с работником в режиме "вопрос - ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке
| Вопросник с ответами
| |
Анкетирование (самооценка)
| Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа
| Анкета "Вакансия"
| |
Социологический опрос
| Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности
| Анкета социологической оценки, диаграмма качеств
| |
Наблюдение
| Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня
| Отчет о наблюдении
| |
Тестирование
| Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью "ключей"
| Психологический портрет
| |
Экспертные оценки
| Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника
| Модель рабочего места
| |
Критический инцидент
| Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.)
| Отчет об инциденте и поведении человека
| |
Деловая игра
| Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям ("генератор идей", "организатор", "критик", "эксперт", "делопроизводитель", "наблюдатель" и др.) и оценка способности работы в малой группе
| Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей
| |
Анализ конкретных ситуаций
| Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада
| Доклад с альтернативами решения ситуации
| |
Ранжирование
| Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)
| Ранжированный список работников (кандидатов)
| |
Программированный контроль
| Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов
| Карта программированного контроля, оценка знаний и умений
| |
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана)
| Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией
| Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план
| |
Комплексная оценка труда
| Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов
| Таблица оценки труда
| |
Самоотчет (выступление)
| Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств
| Письменный отчет
| |
Аттестация персонала
| Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности, и последующего анализа ответов для определения потенциала человека
| Анкета "Аттестация", протокол аттестационной комиссии, приказ директора
|
| | | | | | | |
В результате оценки персонала формируются следующие документы:
результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений;
социально-психологический портрет личности;
медицинское заключение о работоспособности;
оценка деловых и моральных качеств;
анализ вредных привычек и увлечений;
оценка уровня производственной квалификации;
заключение аттестационной комиссии.