Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование и развитие организационной культуры.



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Формирование и развитие организационной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения (см. п. 1.2.), но всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится на стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.

Ответственное высшее руководство понимает, что высокая эффективность организации не тождественна ее культуре, так как для этого необходим еще и соот­ветствующий менеджмент. Но оно не сомневается, что высокая эффективность организации не может быть совместима с культурой, которая позволяет со­трудникам (или просто поощряет их) действовать с нарушением этических норм и правил при выполне­нии своих служебных обязанностей.

Известно, что существенное влияние на формиро­вание и поддержание корпоративной культуры, наряду с ее регламентацией, оказывает стиль руководства, под которым принято понимать совокупность типичных, наиболее устойчивых приемов практической деятель­ности руководителей. Стиль руководства во многом определяет общий (фирменный) стиль организации, внешние признаки которого отражаются в символике организации (логотип, флаг, эмблема, фирменная одежда, торговые знаки и т. п.), визуальном восприя­тии офиса, зданий, сооружений, производственной территории, рабочих мест, поведения персонала.

Наделение руководителей властно-распорядитель­ными полномочиями позволяет им оказывать опреде­ляющее воздействие на деятельность и поведение под­чиненных им сотрудников. Основными средствами воздействия при этом выступают их право на принуж­дение, воля, авторитет, харизма, опыт и талант. Одна­ко в современных условиях влияние руководителей, как показывает анализ, обеспечивается не столько мо­щью административной машины, сколько общими разделяемыми и реализуемыми сотрудниками органи­зации ценностями и прогнозируемыми реакциями ру­ководителей на быстро изменяющиеся условия веде­ния бизнеса. В связи с этим критически важным для руководителей, по мнению С. Чоудхари [Чоудхари С. Менеджмент XXI века. Пер. с англ. – ИНФРА-М, 2002.-448с.], становит­ся умение оказывать влияние, «не обладая правом вла­дения на предмет влияния». Интеллектуальное лидер­ство сегодня не менее важно, чем административное или харизматическое. И очень многое при этом зави­сит от уровня личной культуры руководителей.

Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.

Развитие организационной культуры. Если под разви­тием организационной культуры организации понимать целенаправленное движение от уже сложившегося ее состояния к качественно новому, то в общем случае последовательность выполняемых при этом работ мо­жет быть представлена в виде рис. 3.

Осознание необходимости развития корпоративной культуры может быть результатом как прогнозирова­ния изменений во внутренней и внешней среде, так и анализом уже произошедших изменений в жизнедея­тельности организации. Решение о необходимости ра­бот по развитию принимается высшим руководством организации.

Формирование аналитической группы необходимо для изучения фактического состояния корпоративной культуры, выявления и решения ключевых проблем. В ана­литическую группу должны быть включены различные специалисты, перед которыми руководство организа­ции ставит четкие цели и сроки выполнения работ. Возглавлять аналитическую группу целесообразно ру­ководителю службы персонала.

Рис. 3. Последовательность работ по развитию организационной культуры

 

Анализ состояния организационной культуры может проводиться по результатам организованных для этой цели опросов руководителей, специалистов и рядовых сотрудников по факторам, указанным на рис.3. При разработке опросных листов особое внимание целесо­образно сосредоточить на таких аспектах корпоратив­ной культуры, как базисные ценности, этика поведе­ния, социально-психологический климат в коллекти­ве, стиль руководства, ментальность сотрудников. При необходимости к разработке опросных листов и про­ведению бесед с персоналом могут быть привлечены внешние консультанты. Анализ корпоративной куль­туры должен проводиться с точки зрения способности ее фактического состояния достигать стратегические цели организации.

Определение проблем развития организационной куль­ туры. На основе анализа выявляются проблемы, ко­торых может оказаться достаточно много.

Выбор ключевых проблем для решения. Ключевые, т. е. наиболее значимые, проблемы могут быть установлены ранжированием всех выявленных при анализе проблем, исходя из принятых в данном случае критериев. Отме­тим, выбор критериев (как и показателей уровня корпо­ративной культуры) представляется достаточно сложной задачей. Очевидно, что в качестве критериев ранжиро­вания проблем следует принимать такие меры оценки, которые, по мнению руководства организации, являются желательными (эталонными). Из общего числа проранжированных проблем для приоритетного решения могут быть выбраны, например, три первых проблемы.

Составление и выполнение программы развития организацион ной культуры. По каждой принятой для реше­ния проблеме определяются конкретные цель, меро­приятия, необходимые для ее достижения, руководи­тель и ответственный исполнитель работ, сроки вы­полнения мероприятия.

Оценка результатов выполнения программы осу­ществляется по каждой ключевой проблеме и по про­грамме в целом. В случае отрицательного результата решения проблемы проводятся дополнительные меро­приятия, в том числе может быть принято решение о нецелесообразности продолжения работ на данном этапе.

Закрепление положительных результатов может быть достигнуто:

• внесением необходимых изменений в действую­щую документацию (например, в кодекс организа­ции, коллективный договор и др.) или разработкой и введением в действие новых документов (напри­мер, памятки работникам при приеме на работу);

•   выходом на «рабочий режим», превращением ме­роприятий, связанных с нововведениями, в по­вседневность;

•организацией постоянного мониторинга нововведе­ний в корпоративной культуре и диагностикой их состояния.

В заключение можно отметить, что сегодня уже не требуется доказательств того, что конкурентоспособность организации все больше зависит от ее культуры. В связи с этим перед организацией стоит задача непрерывного совершенствования своей культуры. Можно сказать: организация совершенствует культуру, а культура – организацию.



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Формирование и развитие организационной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование и развитие организационной культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)