Тема 2. Понятие как форма мышления
Название дисциплины: Основы формальной логики Царев Борис Васильевич кафедра философии, УЛК-715 Гусев Д.А. Краткий курс логики./Логика Кириллов В.И. Логика Кириллов В.И. / Старченко А.А. Логика Никифоров А.С. Гетманова А.Д. Черты логичности мышления: - четкость, определенность мыслей; - непротиворечивость; - последовательность мыслей; - достаточная доказательность (убедительность, аргументированность).
Тема 1. Предмет значение формальной логики как науки. Когда и почему возникла данная наука? Эта наука была разработана еще задолго до н.э. греками. Они любили интересную, красивую жизнь (н., греческая архитектура и скульптура). Причины разработки греками формальной логики: 1 – греки первыми в мировой истории начинают строить демократическое гос-во. Государственные решения и законы принимаются на народных собраниях (иногда принимали глупейшие решения, н., неподготовленная война); 2 – грекам нравилось судиться друг с другом. У греков при этом не было профессиональных обвинителей и адвокатов. Поэтому для любителей судебных процессов была наука. Первые адвокаты появились в Древнем Риме (Цицерон); 3 – любовь греков к разработке теоретических наук. Таким образом, потребовалась наука о том, как строить строгие научные доказательства, чтобы не было никаких сомнений в их правильности. И в 1 половине 4 века до н.э. Аристотель разрабатывает курс основ логики и в своем «вузе» читает ее. И после этого (через 10-20 лет) греки разрабатывают самый совершенный учебник по теоретической науки в мировой истории (Эвклид «Начало геометрии»). Этому учебнику подражали многие последующие учебники по структуре и содержанию. 4 – необычный хар-р греческой «золотой» молодежи. В центре интересов афинской «золотой» молодежи в 5-4 вв. до н.э. были дискуссии, споры с интеллектуалами-философами. Философы были главными «учителями жизни», поскольку власти греки не доверяли. Разрабатывая данную науку, греки обратили внимание на то, что рассуждения м/б разными по математике и одинаковыми по форме, т.е. по способам соединения своих частей.
Исходя из этого греки обратили внимание на то, что одинаковые по форме рассуждения подчиняются общим определенным законам и правилам, нарушение которых ведет к ошибкам в выводах. Закон №1. Если все готовые суждения являются утвердительными, то вывод, произведенный из них, не м/б отрицательным (никак нельзя сказать, что Иванов не изучает информатику). Закон №2. Если одно из готовых суждений отрицательно, то вывод, произведенный из них, д/б отрицательным (Все студенты изучают информатику. Иванов не изучает информатику – Иванов не студент). Таким образом, формальная логика – это наука о законах и принципах правильного, эффективного построения рассуждений, учитывая их форму, т.е. способы соединения частей рассуждения. При этом рассуждения м/б построены логично, в соотв. с законами логики, но вывод оказаться нелогичным, если готовые суждения, из которых производится вывод, являются ложными. Чарльз Дарвин: «Высшая стадия духовной культуры наступает тогда, когда мы понимаем, что должны контролировать свои мысли». Особенно это важно в условиях развитой демократии, где гр-не претендуют на самостоятельное освоение важнейших проблем. Фукидид (один из первых историков Греции): «Большинство людей не затрудняет себя разысканием истины и склонны усваивать готовые взгляды». В 19 веке один из первых исследователей массовой психологии Г. Лебон сказал: «Логика разум никогда не были настоящими руководителями народов. Неразумное всегда составляло один из самых могучих двигателей человечества».
Тема 2. Понятие как форма мышления 1. Объем и содержание понятия. Закон об их отношении Многие драмы и трагедии обусловлены неточным подбором понятий (терминов), неправильным определением их смысла. Некоторые аналитики говорят о том, что в современном мире происходит процесс, который можно назвать «понятийной катастрофой». Попов в своих книгах «О российских реформах» говорит о неправильном употреблении терминов, неправильном их понимании. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо отдельный объект, явление или целый класс (группу) объектов (явлений). Формой существования понятия обычно является слово, термин, знак. Слово и понятие в обиходе используются, обычно, как синонимы, но строго говоря, это не совсем так. Слово – это форма существования понятия, поскольку одно понятие на разных языках м/б выражено разными словами. Например, на русском языке – город, град, на английском – сити, на немецком – штад. Одно понятие м/б выражено длинным словосочетанием, набором множества слов. Например, «Из скольки понятий состоит выражение: студент, изучающий логику на первом курсе?» – Здесь одно понятие, поскольку этим словом обозначается лишь один класс явлений. Если же слова друг с другом не объединены, то это несколько понятий. «Высокий светловолосый человек славянской внешности, одетый в черную куртку» - Одно понятие. В понятиях, обычно, выделяют две стороны: объем и содержание. Объем понятия – это совокупность предметов, явлений, обозначаемых определенным понятием (например, в объем понятия «город» входят все города, существующие в мире; в объем понятия «студент» входят все студенты мира). В объеме понятия можно выделить элемент понятия – это отдельный предмет или явление, имеющее все основные св-ва представителей класса явлений, обозначаемых определенным понятием (например, элементом понятия «студент» является каждый отдельный студент). В объеме понятия можно выделить т/ж часть объема понятия, т.е. разновидность какого-либо класса явлений, обозначаемую определенным понятия (н., частью объема понятия «город» является, н., российский город, волжский город, город-миллионник). Объем понятия здания: кирпичное, деревянное и т.п. Вторая сторона понятия – это его содержание. Содержание понятия – это система существенных отличительных признаков, св-в, класса явлений, обозначаемого опред. понятием (например, содержанием понятия «студент» является учащийся вуза, регулярная проверка знаний). Содержание многих понятий в общественных науках до конца очень трудно раскрыть. Отношениями между этими двумя сторонами понятия регулируются законом обратного отношения между ними. Из него следует – чем больше объем используемого понятия, тем меньше его содержание, тем меньше мы знаем о предмете, и, наоборот, чем меньше объем используемого понятия, тем больше его содержание, тем больше мы знаем о предмете (например, «Кто вы по соц. статусу? – Студент – Студенты бывают разные. Можно ли по конкретней? – Я студент – американец. – Нельзя ли поконкретней? - …имеющий богатых родителей). 2. Виды понятий 1. По объему понятия бывают: - единичные – в объеме только 1 элемент; - общие – в объеме не менее 2-ух элементов. 2. По содержанию понятия бывают: - конкретные – обозначают относительно самост. явления (н., планета, человек, закон); - абстрактные понятие – те, кот. обозначают отдельные св-ва, черты относительно самост. явлений (н., храбрость, совесть, труд, энергия, право). 3. По объему и содержанию вместе выделяются следующие виды понятий: - определенные – них нетрудно определить объем (н., студент); - неопределенные – у них объем установить невозможно, даже у конкретных (н., талантливый студент – талантливые м/б в разном). 3. Отношения между понятиями (!) Тексты, обычно, составлены из множества понятий и важно выяснить, насколько они родственны, т.е. совпадают по содержанию и объему. По содержанию понятия бывают в отношениях сравнимости и несравнимости. Сравнимые понятия – это те, у которых есть общее, объединяющее их так называемое родовое понятие (н., клен, тополь ель – дерево, растение). У несравнимых понятий такого родового понятия нет (н., студент (человек) и студенческий билет – (документ)). Сравнимые понятия по объему бывают в отношениях совместимости и несовместимости. В отношениях совместимости – те понятия, объемы которых хотя бы частично совпадают, имеется общий элемент (н., юрист, адвокат – часть юристов – адвокаты). В отношениях несовместимости – те понятия, объемы которых нисколько не совпадают (н., адвокат, прокурор, судья – адвокат не может подрабатывать судьей). Отношения между объемами понятий иллюстрируются, обычно, прямоугольниками, кругами Эйлера. |
2020-02-03 | 215 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тема 2. Понятие как форма мышления |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы