Реструктуризация управления предприятием (организацией)
Цель реструктуризации управления - разработка системы управления предприятием, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности. Реформированию, как правило, подвергаются все структурные элементы системы управления: аппарат управления; механизм и процесс управления; средства, обеспечивающие процесс управления. Исходным компонентом реформирования служит организационная структура управления (ОСУ). Характерными недостатками ОСУ большинства отечественных предприятий являются[3, c. 544]: - чрезмерная замкнутость структурных подразделений на руководителей с неизбежным снижением эффективности управления в связи с перегруженностью руководителей и ограниченной самостоятельностью подразделений; - наличие большого числа заместителей генерального директора с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности и полномочий; - неэффективное информационное обеспечение руководителей всех уровней; - отсутствие четкой системы работы с персоналом; - отсутствие службы управления изменениями на предприятии и т. п. Разработка новой ОСУ, адекватной изменившимся условиям хозяйствования, должна проводиться с учетом современных требований к организационной структуре, которые сводятся к следующему[23, c.267]: - соответствие ОСУ стратегической цели предприятия; - адаптивность структуры и функций к новым целям и задачам развития предприятия; - возможность эффективного воздействия на конечные показатели работы предприятия; - обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении предприятием; - создание целостной системы стратегического, тактического, оперативного и бизнес-планирования; - создание системы материальной заинтересованности и персональной ответственности за результаты деятельности предприятия; - обеспечение совмещения функций управления по вертикали и горизонтали во всех структурных подразделениях; - возможность саморегулирования в системе управления; - наличие четкой системы контроля за принимаемыми решениями. Процесс создания новой организационной структуры управления включает в себя следующие этапы: диагностика существующей ОСУ; определение требований к ОСУ исходя из концепции реструктуризации предприятия; выбор основных направлений реорганизации системы управления предприятием; оценка эффективности мероприятий по изменению действующей ОСУ. Проведенные исследования позволили сформулировать наиболее общие подходы к совершенствованию организационных структур управления, типичные для предприятий, функционирующих в условиях переходной экономики. Сюда входят: рационализация распределения функций и задач на разных уровнях между службами и должностными лицами исходя из направлений реформирования и реструктуризации предприятия; совершенствование технологии выполнения управленческих работ по достижению конечных целей деятельности предприятия; исключение дублирования и параллелизма в работе структурных подразделений и отдельных работников; придание управленческому труду характера предпринимательской деятельности; сокращение числа уровней в ОСУ; децентрализация управления за счет делегирования полномочий по принятию управленческих решений и соответственно ответственности за их эффективность на более низком уровне управления. Их проработка для конкретных условий промышленных предприятий выливается в следующие конкретные рекомендации: - вывод предприятия из зоны близкого банкротства требует активного участия в управлении генерального директора, что возможно только в случае снижения числа замкнутых на него связей. - для управления оперативной деятельностью, обеспечения производства и реализации задач технического развития фирмы необходимо более четкое разделение функций директора по производству и главного инженера; - характер деятельности предприятия, необходимость решения большого комплекса задач в области продаж требуют создания гибкой коммерческой службы, имеющей определенную степень самостоятельности. Это достигается за счет организации службы по региональному и продуктовому принципу, передачи руководителям службы и продуктовых групп определенных полномочий и ответственности за принятые решения в области продаж и покупок; - слабая ориентация на конечного потребителя продукции диктует необходимость создания отдела маркетинга на предприятии и передачи ему функций совершенствования ассортимента; - для обеспечения эффективного функционирования фирмы необходимо четкое разделение функций финансовой службы и бухгалтерии; - обеспечение разработки новых направлений деятельности предприятия требует создания службы управления изменениями, основная задача которой - организационное обеспечение адаптации производства и технологического процесса к меняющимся рыночным условиям; - для занятия перспективных рыночных ниш необходимо переориентировать службу управления качеством на конечного потребителя; - избыток персонала и в то же время недостаток квалифицированных кадров диктуют необходимость создания полноценной службы работы с персоналом под началом директора по персоналу, особенно в части мотивации и аттестации персонала, а также поиска и подготовки высококвалифицированных кадров; - передача транспортного отдела в ведение коммерческого директора, так как он обеспечивает в основном деятельность отделов снабжения и сбыта; - введение должности директора-администратора с передачей ему всех вспомогательных и обслуживающих подразделений (в том числе непромышленной сферы); - в связи с ужесточением конкуренции необходим рациональный подход к анализу деятельности предприятия и планированию собственной деятельности на перспективу, что можно организованно обеспечить введением трех отделов (финансового планирования, акционирования и вексельного обращения, экономического) с подчинением их финансовому директору.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |