Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теории социализации личности



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Основные теории социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Известно, что младенец вступает в большой мир как биологиче­ский организм и его основной заботой в этот момент является соб­ственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок ста­новится человеческим существом с комплексом установок и ценно­стей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шабло­нами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса – социализации. В ходе это­го процесса индивид превращается в человеческую личность. Социа­лизация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через форми­рование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Формирование человека как личности — это построе­ние собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное созда­ние личности с уникальными внутренними качествами и одновремен­но с воспринятыми общими для ее социального окружения качества­ми, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматического раз­вертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изо­ляции человеческого индивида. [5, 72]

Как же осуществляется формирование личности в ходе группо­вого общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Теория «зеркального Я».

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологичес­кими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864—1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преоб­разуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория «зеркального Я» — процесса, в ходе которого мы мыслен­но становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как, по нашему мнению, другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей. [1, 42]

В результате мно­гочисленных исследований он определил, что развитие концепции соб­ственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запу­танного процесса и не может осуществляться без участия других лич­ностей, то есть без социального окружения. Каждый человек, по предпо­ложению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и пре­красно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно час­то, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в ко­нечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое соз­дание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут раз­очаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой.

Самосознание. Кули предполагал, что «зеркальное Я» пред­ставляет собой постоянный ментальный процесс, для которого ха­рактерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что в их глазах мы полнеем. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлека­тельных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего само­ощущения, например чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспо­койство или неловкость, вызванные нашей воображаемой тучнос­тью. [1, 43]

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на поведение или внешность индивида дает об­раз социального Я. В результате может измениться восприятие человеком своих спо­собностей. Развиваясь, личность становится не только более строгой при вы­боре группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Чело­век всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше дру­гим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реак­ции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. [5, 74]

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъ­ективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. К примеру, жертвы невроза по поводу своей якобы полноты намеренно морят себя голодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненными состояниями, в убеждении, что они чересчур пол­ные. Понятие «зеркального Я» не подразумевает, что наше пред­ставление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуа­цией. В связи с этим полезно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и собственным представлением о себе. «Само-имидж» — это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковре­менный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе — это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя — наше долговременное или постоянное «истинное Я». «Само-имиджи» обычно накапливаются с течением времени и оказывают влия­ние на относительно устойчивое представление о самом себе. В це­лом можно сказать, что последовательность «само-имиджей» ско­рее корректирует, чем вытесняет наше более ясно выкристаллизо­вавшееся представление о самом себе, или самоидентичность. [1, 44]

Застенчивость. Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость — это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и нелов­кость в общественных ситуациях. Видимо, одна из причин этого заключается в том, что японцы находятся под сильным воздействием исторически сложившейся в их стране «культуры стыдливости», согласно которой человек обя­зан сохранять сдержанность, дабы не подводить своих родных и близких. Застенчивость ложится на человека тяжким грузом, ставит пре­поны на пути достижения человеком счастья и раскрытия своего потенциала. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, слиш­ком поглощены проблемой собственной адекватности и адекватнос­ти своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает — они не могут «расслабиться» и не дают сами себе окунуться в водоворот жизненных взаимодействий.

Подавленность — это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием внешнего давления или самодавления. Подобно за­стенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет неадекватно. [1, 43-44]

Определяя возможность формирования личности, Я-образа на ос­новании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал активность личности. В соответствии с его учением личность развивается толь­ко благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оце­нок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществля­ется социализация индивида в группе. [5, 75]

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно по­стоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей че­ловек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в лич­ном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального Я на ос­новании оценок компетентных специалистов. Зеркальное Я, формирующее личность, вследст­вие таких искажений никогда полностью не соответствует действи­тельному положению вещей.

Теория «обобщенного другого».

Джордж Герберт Мид (1863—1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внут­ренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являем­ся субъектом — наблюдателем и объектом — наблюдаемым. В соб­ственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя. [1, 42]

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный — словом «меня» (те).

Так, например, что происходит, когда студент размышляет, задать или не задать вопрос профессору, читающему у него на курсе лекции. Он думает: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть он воображает отно­шение профессора к студентам. При этом студент как бы берет на себя роль профессо­ра и смотрит на самого себя как на объект, или «меня» (студента). При этом именно он, действуя уже в качестве субъекта, или «я», решает, что задавать вопрос не стоит.

По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освое­нии ими языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спра­шиваем себя: «Если я хочу, чтобы этот человек отреагировал имен­но так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздей­ствовать на него таким образом?» Мид приводит следующий при­мер: учительница просит ученика принести стул в аудиторию. Ве­роятно, он выполнит просьбу, а если не выполнит, то учительнице скорее всего придется самой принести стул. Прежде чем попросить ученика принести стул, она должна проиграть всю сценку в собст­венном уме.

Язык позволяет людям вести внутренний диалог. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точно так же, как ведем беседу с другими. Таким образом, мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.

Социолог Ральф Тернер уточнил и расширил идеи Мида. Тер­нер указывает, что, говоря или делая что-либо, мы, как правило, приобретаем внутреннее состояние готовности к некоторым типам реакций, могущих последовать в наш адрес от других людей. Если мы машем рукой профессору, задаем вопрос милиционеру или об­нимаем товарища, мы ожидаем, что другой человек ответит на наше действие действием, соответствующим нашему. Получая ответ или реакцию другого человека, мы вступаем в стадию проверки и пересмотра наших ожиданий, мысленно оценивая его поведение. При этом мы приписываем такому поведению определенное значе­ние и в соответствии с этим планируем свои последующие дейст­вия. Например, если другой человек отреагировал так, как мы не ожидали, мы можем прервать общение, можем попытаться «вер­нуться на исходные позиции» и перепроверить свои намерения, можем не принять во внимание реакцию другого человека или отказаться от своих первоначальных замыслов, можем последовать по пути, предложенному нашим собеседником.

Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого».

 На первой стадии – подготовительной (в возрасте от 1-3 лет) - ребенок в игре берет на себя роль только одного челове­ка и «примеряет» на себя модель его поведения. Взятый образец обычно играет важную роль в жизни ребенка, например это может быть один из родителей. Такой образец называется «значимый другой». К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть шта­нишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

На второй стадии (от 3-4 года) коллективных игр ребенок уже прини­мает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый инди­вид должен учитывать роли большого числа людей.

На третьей стадии (4-5лет и более) дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придержи­вается вполне определенных взглядов на то, что является соответ­ствующим поведением, а что — несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной лич­ности, называется «обобщенный другой». Отношения внутри тако­го «обобщенного другого» отражают отношения более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установлен­ных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверс­тника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций.

Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, «обобщенный другой» — это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, органи­зованную систему взглядов нашего общества так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль. [1, 45-46; 5, 77]

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощу­щать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обоб­щенный другой».

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного Я. В качестве «значимых других» могут выступать роди­тели, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится примерить их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». [5, 76]

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощуще­ние человеком своего собственного Я и степень социализации личности, это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальной, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использо­вании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом иден­тичности с группой в значительной степени зависит от индивидуаль­ных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто лю­ди определяют идентичность по признаку расы, национальности, ре­лигии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значе­ние для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще толь­ко из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет счи­тать себя недостойным и неспособным. [5, 78]

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что про­цесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я-образ на ос­новании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают дру­гие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность при­нимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового про­цесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как ин­дивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Основные теории социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теории социализации личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)