Цели, задачи и роль диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия.
Диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия вызвана насущной необходимостью . Дело в том, что на современном этапе, в условиях кризиса, жесткой конкуренции, обусловленной функционирующим «рынком покупателя» к субъектам хозяйствования выдвигаются все новые и новые требования относительно ведения их деятельности. Для того чтобы сохранять свои позиции на рынке, не только сохранить собственные но и приобрести новые ключевые компетенции(конкурентные преимущества), предприятиям необходимо анализировать деятельность предприятия, выявлять вовремя т.н «симптомы», которые укажут на реальное «положение дел» в организации. Т.е предприятие не может просто позволить вести свои дела и в тоже время не иметь представление о соотношении собственных доходов и расходов, не зная факторов, которые позволят организации добиться повышения финансового результата своей деятельности, выявят потенциал организации и укажут на ее упущенные возможности.
Понятие диагностика (греч. diagnostikos – способный распознавать ) пришло в экономическую науку из медицины. Вернее это целый раздел медицины, позволяющий изучить признаки болезней, методы и принципы, при помощи которых устанавливается диагноз. Диагноз («diagnosis»- с греч.) – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного. Т.о в экономическом смысле сущность диагностики финансового состояния состоит в оценке деятельности предприятия с целью «диагностирования» его возможностей и угроз, а также сборе релевантной информации для принятия управленческого решения.(от кол-ва релевантной инф-ии, по большому счету зависит качество принимаемого решения руководителем) Подобно тому, как больной человек нуждается в основательной диагностике перед началом лечения, предприятие должно пройти не менее основательную диагностику, прежде чем приступить к какой-либо трансформации. Также как врач контролирует здоровье пациента, также следует контролировать финансовое здоровье предприятия. Но все знают что, для выявления причин возникновения болезни следует обратить внимание на образ жизни человека, подобно этому предприятию, чтобы лучше понять предпосылки «финансового нездоровья» необходимо глубоко изучить основные бизнес процессы для того, что бы их потом изменить.
Иными словами используя экспертную диагностику руководитель должен ответить на такие основополагающие вопросы: - где мы стоим? - и направление, в котором нам следует идти.?
В процессе диагностики важно обращать внимание на положение предприятия «когда все очень хорошо» и «когда все плохо» Причины, по которым следует концентрироваться на кризисных состояниях очевидны: - необходимо найти оптимальные пути выхода из самого кризиса -а также сформировать стратегическую позицию, которая обеспечит экономическую стабильность и потенциальный рост. С другой стороны, каким бы ни было хорошим «финансовое здоровье»,оно также требует пристального внимания, т.к ослабляет «иммунную систему» организации, т.е снижает уровень концентрации и внимания руководства на внешних и внутренних угрозах бизнеса, что в свою очередь, может резко снизить уровень защищенности от негативных воздействий в перспективе. В диагностике предприятия существует 2 объекта: 1. Диагностика результатов деятельности и состояния предприятия за период 2. Диагностика управления предприятием (управление бизнес-процессами)
Определив объекты, раскроем положения диагностики, связанные с ее объектами. - нельзя ограничить инструментарий диагностики только лишь финансовыми показателями (т.к экономические показатели – конечный количественный результат диагностики) -анализировать следует не лишь бизнес – процессы, обеспечивающие финансовую функцию, но и все процессы, связанные с деятельностью предприятия
Главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия является подготовка информации для принятия управленческих решений, которые ,касаются не лишь финансового управления, а и всей деятельности предприятия в целом. Т.е функциональные области деятельности предприятия (производство, маркетинг, финансы, кадры) Это происходит таким образом: -сначала устанавливается некий принцип сегментирования проблемных областей для предприятия, -затем по каждому сегменту формируются типичные проблемы, которые по мнению специалистов предприятия могли бы иметь место, -устанавливается система оценки каждой проблемы (в баллах или по значимости: Низкая, Средняя, Высокая) Для того чтобы определить конкретные цели, на каждом ее этапе диагностики, рассмотрим составляющие процессы бизнес-диагностики .
Таблица 1.1 – Процесс диагностического исследования предприятия
Таким образом, бизнес-диагностика позволяет решить важные проблемы взаимоувязки различных аспектов Деятельности фирмы: — «Увязка» целей роста объема, прибыльности операций и сохранения приемлемой финансовой Стабильности. (какой оптимальный уровень финансовых резервов, отвлекаемых от осуществления хозяйственной дея-ости, необходим для поддержания разумного уровня платежеспособности компании).
— «Состыковка» задач текущего и перспективного развития (каково оптимальное распределение средств между текущими потребностями и осуществлением капитальных вложений).
— Оптимизация политики в области ценообразования (насколько цены компании обусловлены среднерыночным уровнем и насколько - задачами конкурентной борьбы) и др.
Приведем практический пример диагностической оперативности, в результате которого Московский оператор сотовой связи «МТС» получил реальный шанс стать лидером московского рынка мобильной связи, что было связано со своевременным использованием появляющихся преимуществ. Сначала компания использовала свои возможности едва ли наполовину. Руководство МТС составляли, в основном, связисты-технократы, которые были весьма компетентны в частотах и передатчиках, но отнюдь не в искусстве управленческого анализа объективной информации. Слабость аналитической базы в изучении и прогнозировании изменений на рынке услуг мобильной связи проявлялась во всем: от названия «МТС», которое ассоциировалось у общественности с машинно-транспортной станцией до организации абонентской службы. К 1998 году «MTC» стал активнее и начал отбирать у своих конкурентов наиболее обеспеченных бизнес абонентов. Условия конкуренции побудили менеджмент компании более системно и тщательно анализировать состояние бизнеса, внедрить систематическую бизнес-диагностику. Благодаря использованию ее результатов сегодня «МТС» обслуживает более двух третей всех бизнес пользователей московского рынка
Т.о из всего вышесказанного можно сделать вывод, определив при этом роль финансово-хозяйственной диагностики для предприятия. Диагностика призвана посредством «всеохватывающего» анализа исследовать предприятие как целостный организм: - его финансовое здоровье - выявить причины его улучшения/ухудшения -эффективность протекающих бизнес процессов - оптимизировать и скорректировать стратегию организации А также увеличить финансовую эффективность –прибыльность путем системного , синергетического и процессного подхода как к целостному организму –предприятию так и к отдельным его элементам ( подразделениям, процессам)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |