Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.



2020-02-03 268 Обсуждений (0)
Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в отраслях, а также определение роли государственных органов в ее создание.

Основными запасами законодательства РФ о бухг. учете является:

1. Обеспечение единообразного ведения учета имущества обязательств, хозяйственных операции осуществленных организацией.

2. Составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходов и расходов, необходимых пользователям бухгалтерского дела.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ

Ст. 5 закона «О бухгалтерском учете» п.6 «Регулирование бухгалтерского учета»

Общее методическое руководство бухгалтерского учета в РФ

  Органы, которым ФЗ предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законами РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательной для исполнения всеми организациями на территории РФ

 

 


Организация руководящим закон РФ «О бухгалтерском учете», нормативными актами органов регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и др. особенностей деятельности

 

Систему законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно разбить на следующие уровни:

1. Уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют законы и иные законодательные акты: ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ и др.

2. Указы президента РФ в части бухгалтерского учета. Эти указы могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций.

3. Постановление и распоряжение правительства РФ.

4. ПБУ разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ.

5. Методические рекомендации, инструкции, нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений, разрабатываемые и утверждаемые отраслевыми министерствами и ведомствами.

6. Указания, разъяснения, письма, документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня.

7. Внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями и утверждаемые Приказом руководителя организации.

 

12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

С 01. 01. 1999 г. во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в действие введено новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в РФ (10), соответствующее международным стандартам финансовой отчетности.

Положение состоит из 6 разделов, 13 статей.

Раздел 1. Общие положения. Определяется порядок организации ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ, раскрываются взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, а также рассматриваются такие понятия, как бухгалтерский учет, объекты и основные задачи бухгалтерского учета, регулирование организации бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами и указываются ответственные лица за их выполнение (руководители организаций).

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;

- лично вести бухгалтерский учет.

Руководитель организации приказом или письменным распоряжением утверждает учетную политику, а также:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов (нетиповых);

- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- правила документооборота технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями и различными решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета.

Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Включает: требования к ведению бухгалтерского учета, порядок документирования хозяйственных операции, регистры бухгалтерского учета, методы оценки имущества и обязательств.

Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Состоит из двух подразделов.

В подразделе «Основные требования». Указано, что все организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам (кроме бюджетных организации, которым состав бухгалтерской отчетности определяет Минфин России). Подраздел «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» охватывает статьи: незавершенные капитальные вложения; финансовые вложения; основные средства; нематериальные активы; сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчет с дебиторами и кредиторами; прибыль (убыток) организации.

Раздел 4. Порядок представление бухгалтерской отчетности. Предусматривает, что для всех организации (за исключением бюджетных) определены каналы представления отчетности, объем форм представляемой годовой отчетности, сроки представления годовой бухгалтерской отчетности, что годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей – банков, инвесторов, покупателей, поставщиков и другие. Порядок публикации бухгалтерской отчетности определен законодательством РФ.

Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности. Регламентирует порядок согласно которому:

- в бухгалтерские отчеты включаются отчеты дочерних фирм в порядке, установленном Минфином РФ;

- сводные годовые бухгалтерские отчеты составляются федеральными министерствами и организациями исполнительной власти;

- установлены сроки представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и федеральными органами исполнительной власти;

- сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер организации. Их ответственность определяется законодательством РФ. 

Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета. Предусматривает соблюдение следующих правил:

- срок хранения первичных учетных документов, регистров, рабочих планов счетов бухгалтерского учета; 

- изъятия первичных документов производится только органам дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой полицией, инспекцией;

- ответственность за организацию хранения документов несет руководитель организации.

 Вышеизложенное Положение в основном базируется на законодательных и нормативных актах, регламентирующих вопросы организации бухгалтерского учета в РФ, и учитывает некоторые международные стандарты финансовой отчетности, приближая к ним российский учет, что отражает специфику переходного периода.

 

13.Назначение и основное содержание Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

 

14. Методологические указания, инструкции, рекомендации, их роль в организации бухгалтерского дела. Рабочие документы организации.

 Методологические указания и другие нормативные акты – это документы третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране. В составе нормативных документов можно выделить:

1.концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и президентским советом ИПБ.

2.Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением совета директоров ЦБ.

3.Положение ЦБ России «О безналичных расчетах РФ».

4.Методологические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ.

5.Методологические рекомендации о порядке формирования бухгалтерской отчетности организации, утвержденные Минфином РФ.

6.Методологические рекомендации по раскрытию информации о прибыли приходящейся на одну акцию, утвержденные Минфином РФ.

7.Методологические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ.

Несмотря на имеющиеся трудности в функционировании экономики, негативные явления в деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, при наличии разработанных ПБУ, методологических рекомендаций и подготовки бухгалтерских кадров, организация сможет обеспечить полноту и достоверность своей финансовой отчетности.

Рабочие документы организации.

Внутренние документы предприятия относятся к 4 уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране.

Организация, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры отрасли, особенностей деятельности.

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением. При этом утверждается:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержащий счета синтетического и аналитического учета необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованием современности и полноты учета и отчетности.

2. Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.

3. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.

4. Правила документооборота и технической обработки учетной информации.

5. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности, то есть составляющий содержание метода бухгалтерского учета.

Формирует учетную политику предприятия ее руководитель, при этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований зафиксированных в системе регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы.

Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений также должно найти отражение в учетной политике.

Технический аспектпредусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

- рабочего плана счетов;

- формы первичных учетных документов;

- формы бухгалтерской отчетности;

- время и методы проведения инвентаризации;

- продолжительность первого отчетного года, если предприятие приобрело статус юридического лица после первого октября.

Организационным аспектом учетной политикиявляется форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложено на руководителя предприятия.

 

Возникновение аудита.

Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля, т.е. по сути выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом.

В Римской империи(с VII век до н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторами, прокураторами, квесторами). Квесторы (от лат. quaestor - изыскатель) вначале назначались консулами, а с 447 г. до н.э. избирались народом. С 421 г. существовали четыре квесторские должности, с 267 г. - восемь, при Сулле - двадцать, при Цезаре - временно - сорок. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные - финансовым управлением провинции. Квесторы образовали низший класс в римском сенате.

После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление предотвращение ошибок.

Родина современного аудита Англия. Еще в IX в. был дан толчок к счету и мере в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия бухгалтер выделяется смежное понятие аудитор. За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.

Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии (и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы. Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере в 1200гг.

Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно, чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали, то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие, просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание».

Впервые бухгалтеры-аудиты появились в Великобритании, примерно в середине 19 века. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, по меньшей мере, один раз в год. Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации производства, и капитала и создавались акционерные общества, ООО, товарищества на вере и другие объединения. Например, в 1867 году во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов АО особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам». Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США бухгалтер-аудитор назывался общественным бухгалтером, во Франции – бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии – контролер хозяйства, контролер книг и др.

 Наряду с аудиторами, занимающихся проверкой бухгалтерских отчетов и балансов, существует и такая категория аудиторов, как консультанты по вопросам налогообложения.

Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых правительственных аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 году было принято правительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчетов и балансов АО и других предприятий и регламентирующее само проведение проверки. Так же под влиянием экономического кризиса в 1934 году в США была создана так называемая Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор все АО, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее 3 месяцев после окончания года, обязательно заверенные аудитором или аудиторской фирмой. Ревизионный сертификат аудитора обычно включался в сам отчет. Отчеты публикуются в какой-нибудь известной финансовой газете, либо бюллетене или в изданиях Статистической службы по ценным бумагам.

Государственные органы по-разному вмешиваются в жизнь профессиональных аудиторских организаций в различных странах. Например, в США и Великобритании существует большая самостоятельность аудиторских организаций, которые сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят за тем, насколько добросовестно и квалифицированно аудиторами выполняются их профессиональные обязанности, в странах континентальной Европы аудиторская деятельность организуется правительственными органами.

Во всех странах имеются своего рода аудиторские суды чести, рассматривающие проступки отдельных представителей аудиторской профессии, выражающие им порицание и в некоторых случаях лишающие аудиторов званий или же выносящие соответствующие рекомендации для правительственных органов.

Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе. 

Этапы развития аудита в России

Этап Характерные особенности
Подготовительный Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР
Первый 1987 г. Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит”
Второй 1989-1991 гг. Попытка принятия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР
Третий 5 декабря 1991 г. – настоящее время Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение “Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.)
Четвертый этап Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”

 



2020-02-03 268 Обсуждений (0)
Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)