Материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении предмета «Русский язык» в средней образовательной школе. Цель курса «Русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. Данный курс вводится в программу в связи с тем, что свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности и оказываются решающими факторами профессионального роста. Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении предмета «Русский язык» в средней образовательной школе. Цель курса «Русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. Основные требования к знаниям студентов по дисциплине в соответствии с государственными требованиями предусматривают знание: - общие сведения о русском языке, о месте и роли русского языка в современном обществе; - признаки и особенности употребления в речи основных единиц русского языка; - функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка; - изобразительно-выразительные возможности русского языка; - заложенные в языке коммуникативные возможности; - орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы языка; - роль интонации в процессе общения; - синонимию синтаксических конструкций. Студент должен уметь: - различать элементы нормативной и ненормативной речи; - определять стилистическую характеристику слова, фразеологизма; - подбирать синонимические нейтральные, стилистически и эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы; - употреблять в речи слова с учетом экспрессивно-стилистической окраски морфем; - пользоваться синонимичными конструкциями; - различать тексты различных функциональных стилей по языковым характеристикам; - анализировать тексты; определять тип, стиль, жанр; - отбирать языковые средства (термины, лексические и грамматические синонимы, фразеологические обороты) с учетом научного и делового стиля речи; - строить высказывание логически последовательно с учетом цели, темы и стиля речи; - составлять план, тезисы; - писать деловые бумаги: резюме, заявление, автобиографию, доверенность; - заполнять анкеты и листки по учету кадров; - выступать с сообщениями на учебно-научные, социально-культурные, общественно-политические темы; - правильно писать слова с изученными орфограммами; - пунктуационно правильно оформлять предложение и текст.
Варианты контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 1 1. Понятия «язык» и «речь»: что общего и в чем различие? 2. Словари и их роль в жизни людей.
Вариант 2 1. Характеристика качеств хорошей речи. 2. Функции языка и речи.
Вариант 3 1. Нормы современного литературного языка. 2. Понятие «культура речи» (нормативный, коммуникативный и этические аспекты).
Вариант 4 1. Понятие «литературный язык»? 2. Лесика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечия, жаргонная лексика, термины).
Вариант 5 1. Общее понятие о речи. 2. Активный и пассивный словарный запас (неологизмы, историзмы, архаизмы).
Вариант 6 1. Речевые ошибки и пути их исправления. 2. Изобразительность речи. Фонетические, лексические и грамматические средства изобразительности.
Вариант 7 1. Синтаксические средства речевой выразительности (фигуры речи). 2. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в разных стилях речи.
Вариант 8 1. Варианты русского литературного произношения. 2. Функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение, повествование).
Вариант 9 1. Культура общения и речевой этикет. 2. Виды переработки текста: рецензия, реферат, аттестация.
Вариант 10 1. Правила делового общения. 2. Грамматическая правильность русской речи.
Подготовка к зачету Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение Язык и история народа. Русский язык в современном мире. Язык и речь. Функции языка. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие речи; выразительность и правильность речи). Словари русского языка. Раздел 2. Фонетика Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения в русском языке. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных, согласных звуков, заимствованных слов. Изобразительно-выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |