Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


При обучении географии»



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
При обучении географии» 0.00 из 5.00 0 оценок




Работы МО учителей географии на 2011- 2012 учебный год

По проблеме «Современные образовательные технологии

Как средство формирования ключевых компетенций

при обучении географии»

 

А.В. Шатных, доцент, кандидат педагогических наук

 

Перспективными направлениями в развитии географического образования в Зауралье, на наш взгляд, в настоящее время являются:

1) расширение форм повышения уровня профессионализма учителей географии через организацию авторских школ, сетевого интернет-сообщества учителей географии и краеведения, развитие дистанционных форм повышения квалификации; повышение информативности и доступности виртуального методического кабинета по географии и краеведению на сайте ИРОСТ; расширение функций сайтов ОУ по поддержке учебной деятельности, совершенствование методической работы территориальных методических объединений учителей географии;

2) работа по изучению, освоению и внедрению современных образовательных технологий в практику работы учителей географии, работу по выявлению и обобщению опыта творчески работающих учителей географии по реализации компетентностного, системно-деятельностного подходов в процессе обучения географии. Усиление методической поддержки реализации практической направленности обучения географии;

3) повышение уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности педагогов через включение модуля «Использование ИКТ в обучении географии» в программы планового повышения квалификации, организацию индивидуальных и групповых консультаций в рамках планового и целевого повышения квалификации, активное включение в конкурсное движение по использованию ИКТ, участие в Интернет–проектах регионального и федерального уровней;

4) изучение УМК по географии с целью выявления их возможностей для формирования ключевых компетентностей обучающихся, организации достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения;

5) организация сетевого межшкольного и межмуниципального взаимодействия с целью повышения уровня подготовленности учителей географии по вопросам формирования ключевых компетентностей обучающихся, в том числе социальной компетентности;

6) совершенствование систем работы с одаренными детьми средствами географии;

7) повышение эффективности системы оценивания по географии, основанной на требованиях к уровню подготовки выпускников ФК ГОС и ФГОС второго поколения;

8) работа по методическому обеспечению реализации регионального компонента по географическому краеведению, направленного на формирование компетентной личности обучающихся.

Как видно из перечисленных направлений наиболее актуальными в работе учителя географии являются проблемы внедрения в практику современных образовательных технологий, направленных на реализацию задач формирования ключевых компетентностей обучающихся.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. В том числе и средствами географии.

В связи с этим в основу обновленного содержания общего образования положены «ключевые компетентности». Данный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни). (http://letopisi.ru/index.php/)

Приведем примеры ключевых компетентностей, принятых советом Европы в 1996 году. Это политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе - толерантность. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

 

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки.

Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.

Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, критического мышления и др.

Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), “ноу-хау”, а также здравый смысл.

Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.

Образовательная компетентность в процессе образования обеспечивает содержательную и технологическую стороны личностного развития учащихся. Образовательная компетентность - интегративное личностное образование, представляющее собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению образовательной деятельности.

Как полагает И.А. Зимняя, компетентность в качестве компонентов включает:

а) готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека;

б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;

в) опыт реализации знаний, т.е. умения, навыки;

г) ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностную значимость;

д) эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать проявления компетентности.

В отечественной педагогической литературе существует множество подходов к определению набора ключевых компетентностей.

К примеру, А.В. Хуторским дано наименование основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования. Каждая из них, в свою очередь, представляет набор не менее значимых компетенций/компетентностей, соотносимых с основными сферами деятельности человека:

«компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)». (http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm).

И.А. Зимней были разграничены три основные группы компетентностей:

компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Отмечая еще раз, что компетенции это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях, ею обозначен круг этих основных компетенций (имея в виду их дальнейшие проявления как компетентностей).

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека

компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.

из этих десяти – пять являются ключевыми социальными компетентностями:

компетентность здоровьесбережения как основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека;

компетентность гражданственности как основа социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства;

информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;

компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;

компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках.

Предлагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это - практически все развитые страны). Вместе с тем, указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность). (http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758)

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми. Соотнести возможности продуктивного обучения со спецификой каждой отдельной группы компетентностей помогут материалы таблицы (см.: http://festival.1september.ru/files/articles/41/4163/416315/img1.gif)

Продуктивные методики и технологии имеют естественный потенциал, реализацию которого можно непосредственно связать с формированием основных групп компетентностей учеников. Но нужно иметь ввиду, что применением отдельного метода обучения или реализацию определенной технологии полной мерой охватить формирование всех групп компетентностей не возможно.

Как же выполнять задачу формирования компетентностей учеников? Что должен сделать для этого преподаватель, и  какой результат может  свидетельствовать   о  формировании   компетентности  учеников  раскрыты в материалах второй таблицы (см.: http://festival.1september.ru/files/articles/41/4163/416315/img2.gif)

Работа по овладению педагогами знаниями и умениями формирования ключевых компетентностей обучающихся средствами географии с использованием современных образовательных технологий может быть в центре внимания территориальных МО учителей географии в 2011-12 учебном году.

Предлагаем программу работы МО учителей географии на 2011-2012 учебный год.

 

Примерный план работы МО учителей географии

На 2011-2012 учебный год.

Занятие 1.

1. Анализ работы МО и основные направления работы на предстоящий учебный год.

- анализ состояния преподавания географии, уровня обученности по предмету в ОУ района (города), в т. ч. по результатам ЕГЭ.

- информация о нормативных документах МОиН РФ, ГлавУО Курганской области

- утверждение плана работы МО на 2011- 2012 учебный год.

2. Лекция. Ключевые компетенции/компетентности: понятия, классификации, сущность.

3. Практическое занятие. Анализ содержания стандарта для определения возможностей реализации целей формирования ключевых компетентностей в процессе обучения географии. Представление выводов о роли географии в формировании личности в условиях модернизации образования.



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
При обучении географии» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: При обучении географии»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)