Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Малый бизнес в Новосибирской области



2020-02-03 232 Обсуждений (0)
Малый бизнес в Новосибирской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Новосибирской области сейчас должно стать малое предпринимательство. Это обусловлено следующими причинами:

1. Основные макроэкономические факторы способствуют развитию МП.

2. Интеграция малых предприятий с крупными предприятиями позитивно влияет на структурную перестройку, ускорение инновационных процессов, создание конкурентных преимуществ и новых рабочих мест.

3. Малое предпринимательство является проводником структурных изменений в социально-экономическом развитии. При достижении определенного уровня устойчиво работающих малых и средних предприятий (примерно 15 предприятий на 1000 человек населения) появляется пусковой механизм, способствующий динамическому саморазвитию экономической системы.

4. Малое предпринимательство - это насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства.

5. Малое предпринимательство способствует оживлению деловой активности и снижению социальной напряженности в обществе.

На начало 2000 г в области зарегистрировано 21522 малых предприятия, а также 4587 крестьянских (фермерских) хозяйств По сравнению с соответствующим периодом 1998 г. произошло увеличение количества малых предприятий на 9%, по сравнению с началом 1999 г. - на 5,5%[10].

Одной из характеристик малого предпринимательства является плотность распространения (число малых предприятий на 1000 жителей). Для Новосибирска этот показатель - 12,8 малых предприятий, в области - в несколько раз меньше. Для сравнения, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель равен 20. Распределение малых предприятий по отраслям экономики на конец 2000 года[11]: торговля и общепит - 53,6%, сельское хозяйство 13,6%, строительство 13,1%, промышленность 13%, наука 3,7%, прочие 3%. По итогам I полугодия 2001 года наиболее существенной является доля малого предпринимательства на рынке подрядных работ (41,7%), в сфере розничной торговли малые предприятия обеспечивают четвертую часть оборота розничной торговли (23,9%). В областном объеме промышленной продукции на долю малых предприятий приходилось 12,7%[12].

На малых предприятиях работало в первом полугодии 2001 года на постоянной основе 118,1 тысячи человек (13,1% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области), 11,0 тысячи совместителей и 2,2 тысячи работников, выполнявших работы по договорам подряда. Из общей численности постоянно работающих на малых предприятиях 44,5% трудятся в торговле и общественном питании, 22,3% - в промышленности, 16,3% - в строительных организациях. По сравнению с январем-июнем прошлого года среднесписочная численность работников малых предприятий увеличилась на 3,6%[13].

Среднемесячная заработная плата одного работника малых предприятий составила 1642 рубля, по сравнению с I полугодием 2001 года она увеличилась на 47,3% в реальном выражении (с учетом роста потребительских цен) - на 18,5%. Наибольшую заработную плату получают работники малых предприятий цветной металлургии (7973 рубля), микробиологической (6897 рублей), медицинской промышленности (4046) и предприятий связи (3922 рублей)[14].

91,1 % малых предприятий имеют частную форму собственности. На учете в налоговой инспекции состоит более 20000 индивидуальных предпринимателей, что на 6% меньше, чем в 1998 г.

По данным Регистрационной палаты, в 1999 году ежемесячно регистрировалось в среднем 546 юридических и 840 физических лиц. За 1998 год соответственно регистрировалось ежемесячно в среднем 430 юридических и 693 физических лиц. В 1999 году ежемесячно исключалось из реестра 179 юридических лица, и 400 индивидуальных предпринимателей аннулировали свою регистрацию. За 1999 год малыми предприятиями произведено 19,8% общего объема продукции (работ и услуг), произведенной в области. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от малых предприятий составили 13,5% от общего объема налоговых поступлений.

Малое предпринимательство становится одним из существенных источников насыщения рынка товарами и услугами. В объеме произведенной продукции промышленными предприятиями наибольший процент составляют малые предприятия машиностроения, пищевой промышленности и цветной металлургии, наименьший выпуск продукции у малых предприятий медицинской и мукомольно-крупяной промышленности. Развитие малого предпринимательства помогает решить вопросы занятости населения, используя определенную часть трудовых ресурсов. Доля занятых в малом бизнесе от общей численности занятых в экономике области, с учетом совместителей и работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, а также индивидуальных предпринимателей, составила 18%.

Малое предпринимательство противостоит росту безработицы путем сохранения и создания рабочих мест, формирует новый средний класс, основу социальной стабильности общества. В 1999 году по сравнению с 1998 годом число занятых на малых предприятиях с учетом совместителей возросло на 1% и составило более 100 тыс. человек. Если учесть, что в настоящее время в Новосибирской области насчитывается более 21 тыс. безработных, то, очевидно, что дальнейшее развитие сети малого предпринимательства в области может снять социальную напряженность путем создания новых рабочих мест.

Факторы, сдерживающие развитие МП: несовершенство и нестабильность законодательства, в том числе налогового, усложненная административно-разрешительная система, неразвитость механизмов финансово-имущественной поддержки, системы лизинговых услуг, консалтинга, недоступность кредитных и инвестиционных ресурсов Подавляющая часть малых предприятий не имеет собственных производственных помещений, более 80% малых промышленных предприятий арендует производственные площади.

В Новосибирской области отсутствует координирующая организация, которая на деле консолидировала бы работу всех структур, связанных с малым предпринимательством. Новосибирская торгово-промышленная палата, которая по статусу, прежде всего, должна быть информационным, методическим, учебным, координационным центром для всех малых предпринимателей, этой работой не занимается, прежде всего, по вине ее руководства. Координационный Совет по поддержке малого предпринимательства при главе администрации области работает мало и неэффективно. Законодательными органами и органами управления не до конца оценено значение проблем развития малого предпринимательства, в результате чего нормативно-правовая база находится в зачаточном состоянии, а структура аппарата управления не в полной мере соответствует объекту управления. Представительные органы не занимаются в достаточной мере проблемами малого бизнеса, в областном Совете депутатов отсутствует соответствующая комиссия. Городской и областной Советы депутатов не могут наладить взаимодействия по вопросам развития МП.

Новосибирский областной совет утвердил разработанную областной администрацией целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2001-2003 гг. общим объемом финансирования 66,3 млн. руб. из областного бюджета и 30,4 млн. руб. из областного фонда поддержки малого предпринимательства. В 2001 г. на реализацию программы планируется направить 16,3 млн. руб., из которых 8,3 млн. руб. - из областного бюджета (в 2002 г. - 24 млн. руб., в 2003 г. - 26 млн. руб.). Минимальный объем инвестиций, приходящийся на проект, - 12,55 млн. руб., в том числе 8 млн. руб. из областного бюджета[15].

В планируемый период до 2003 года в Новосибирской области нужно[16]:

- увеличить вклад малых предприятий в налогооблагаемую базу до 30-40%,

- качественно изменить структуру МП, содействуя становлению и развитию сектора оказания интеллектуальных услуг (в научно-технической сфере, в сфере образования, выпуск товаров и изделий на основе высоких технологий, выпуск экспортной и импортозамещающей продукции),

- обеспечить прирост рабочих мест в малом предпринимательстве до 40-50% трудоспособного населения,

- обеспечить адекватное развитие инфраструктуры МП, обратив особое внимание на создание современной нормативно-правовой базы, информационно-аналитической структуры, системы борьбы с административными барьерами и злоупотреблениями и т.д.,

- совместно с общественными структурами предпринимателей, прежде всего, с обновленной Торгово-промышленной палатой Новосибирской области, обеспечить развитие ассоциативных объединений предпринимателей для конструктивного взаимодействия с областным Советом депутатов, администрацией области, мэрией Новосибирска,

- широко привлекать научные учреждения и вузы города для осмысления проблем МП, организации (совместно с Координационным Советом по малому предпринимательству Межрегиональной Ассоциации "Сибирское Соглашение" и региональными Ассоциациями предпринимателей),

- совместно с ОАО "Сибирская ярмарка", Новосибирским "Домом промышленности" обеспечить продвижение продукции и услуг малых предприятий Новосибирской области на рынки России, СНГ, дальнего зарубежья, способствовать поднятию престижа МП Новосибирской области,

- разработать методические основы паспортизации хозяйствующих субъектов и ведения Реестра надежных деловых партнеров в Новосибирской области, нормативных основ передачи пустующих площадей и оборудования, методов и средств безопасности устойчивого развития малого предпринимательства в Новосибирской области и путей увеличения налогооблагаемой базы.

 

 



2020-02-03 232 Обсуждений (0)
Малый бизнес в Новосибирской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Малый бизнес в Новосибирской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)