Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к обучению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Игра является главным условием для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка с нарушениями слуха. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры. Ребенок в раннем детстве поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.(28) Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность. Значение игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.(10) Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.(5 с.24) Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. Детские игры созданы для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные... Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана:(18) 1.Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр дошкольников с нормальным и нарушенным слухом — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. 2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании дошкольника с нарушениями слуха. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры. 3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дошкольники с нарушениями слуха приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для дошкольников с нарушениями слуха должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими. Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или обучающих игр. 4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: - игры по сенсорному воспитанию, - словесные игры, - игры по ознакомлению с природой, - по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с материалом: - игры с дидактическими игрушками, - настольно-печатные игры, - словесные игры, - псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность дошкольников с нарушениями слуха. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги). В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы: 1. Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия), собственно помогает дошкольникам с нарушениями слуха воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений; 2. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив с нарушениями слуха в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зачастую более сложные. 3. Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой.(10) На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм: - они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше. - каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится и выбрать другую игру. - игра не урок. Игровой прием, включающий детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии. - эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. - игра средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Нельзя применять дисциплинарные меры к детям старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил, себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.(12) Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из программы.(39) Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка с нарушениями слуха, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, их поведением. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей с нарушениями слуха. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок с нарушениями слуха изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. В жизни дошкольника с нарушениями слуха дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.(27) Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости старших дошкольников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. В результате теоретического анализа философской и психологической литературы мы определяем игру в широком смысле слова как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях (опираясь на труды И.Е. Берлянд, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И. Хейзинга). Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.(39) Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.(10) Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: - активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха; - развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; - учит их действовать по правилам, развивает любознательность; - закрепляет знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка с нарушениями слуха. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем. Современное дошкольное образование ставит задачу формирования системы знаний на высоком уровне теоретического обобщения. С овладением обобщенными теоретическими знаниями связано развитие познавательной активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Развитие познавательной активности и самостоятельности детей с нарушениями слуха для современного дошкольного образования является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения. Это объясняется тем, что овладение теоретическим обобщением обеспечивает дошкольнику активную позицию в изучении последующих вопросов учебного предмета. И чем шире сформированное обобщение, тем обширнее сфера его применения, возрастают творческие возможности дошкольников с нарушениями слуха и потому растет и познавательный интерес к выполняемой работе. И не случайно, что повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развитие познавательной самостоятельности дошкольников с нарушениями слуха рассматриваются в качестве взаимозависящих и взаимообусловливающих друг друга педагогических проблем.(12) Вместе с тем, дошкольная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заместитель. Включать игровую деятельность в занятие для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха можно на этапе подготовки к изучению нового материала, непосредственно в ходе изучения нового, при закреплении и обобщении изученного. При подготовке к изучению нового материала детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха учебно-познавательное задание облекается в игровую форму. Задание связано, с одной стороны, с новым материалом, который предстоит изучать, а с другой стороны – с предстоящей игрой. Готовясь к игре, дети с нарушениями слуха должны взять необходимую для ее проведения информацию из изучаемого материала. Таким образом, выполняя учебно-познавательное задание, дошкольники с нарушениями слуха осваивают новый материал и в то же время принимают участие в игре или в ее подготовке.(18) На этапе собственно изучения нового материала дошкольниками с нарушениями слуха средствами игры могут применяться разнообразные методы обучения: словесные (устное и печатное слово), наглядные, практические (в систематизации которых мы опираемся на классификацию по источникам знаний /А.А. Вагин, П.В. Гора и другие). На этапе повторения и обобщения учебного материала также возможно использование различных дидактических игр, отражающих уровень знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты: - мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре; - ориентировочный: выбор средств игровой деятельности; - исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель; - контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности. Игры должны быть доступны детям с нарушениями слуха, соотнесены с их индивидуальными и возрастными особенностями, наличием и сложной структурой имеющегосм отклонения в развитии. При подборе дидактических игр необходимо придерживаться принципа постепенного усложнения материала: переходить к более сложным играм только тогда, когда ребенок овладел необходимыми навыками, способами действия. Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности.(16) Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками с нарушениями слуха материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. С.А. Шмаков считает, что «лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира ». (27) Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы: - игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха; - в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников с нарушениями слуха; - игра способствует вовлечению каждого в активную работу; - умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В.М. Григорьева); - игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было (Л.С. Выготский); - в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»; - игра – способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача; - игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком; - посредством игры рождается особый стиль взаимоотношений, при котором овладение знаниями становится уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и «обретение себя». Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью: 1. Установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения 2. Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.(12) Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха зависит: от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |