Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста



2020-02-03 1678 Обсуждений (0)
Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основе теоретического анализа проблемы было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха средствами дидактической игры.

В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

1. На основе анализа медико-педагогической документации сформировать две группы детей: контрольную, состоящую из детей с нормальным психофизическим развитием и экспериментальную, состоящую из детей с нарушениями слуха.

2. Разработать критерии и подобрать методики для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровень развития познавательной активности детей контрольной и экспериментальной групп.

4. На основе полученных результатов разработать и апробировать экспериментальную программу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

5. Выявить эффективность проведенной работы.

В основу нашего исследования легли следующие принципы:

- онтогенетический принцип ориентирует нас на учет нормального темпа и уровня развития ребенка, на оценку особенностей развития познавательной активности в соотнесении с нормой;

- этиопатогенетический принцип предполагает учет в процесс исследования причин и симптоматики данного нарушения (в частности, нарушение слуха);

- принцип валидности и достоверности основан на учете в процессе обследования более достоверных результатов.

Наше исследование включает в себя 3 этапа:

 - 1 этап – констатирующий, целью которого является выявление специфических особенностей познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;

- 2 этап – формирующий – разработка и апробация экспериментальной программы по развитию познавательной активности старших дошкольников с нарушениями слуха средствами дидактической игры;

- 3 этап – контрольный, целью которого является выявление эффективности проведенной работы на основе положительной динамики познавательной активности детей нарушением слуха.

На констатирующем этапе эксперимента проводилось исследование уровня  и специфических особенностей познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации этой цели были разработаны критерии и осуществлен подбор методик диагностики познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушениями слуха.

В качестве критериев оценки уровней познавательной активности выступили:

- интеллектуальный компонент (уровень сформированности интеллектуальных умений),

- мотивационный (выраженность познавательной потребности, соподчинение мотивов);

- практический (проявления познавательной активности в реальной практической деятельности).

Исследование строилось на основе методик диагностики, разработанных Дж. Равеном, Е.Э. Кригер, Д.Б Элькониным, В. С. Юркевич. В процессе экспериментального исследования нами были адаптированы методики для детей с нарушениями слуха.

Задания методик изучения развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста направлены на выявление у детей старшего возраста с нарушениями слуха степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно познавательных действий.

Методика 1. Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений.

Цель: определить степень развитости основных интеллектуальных умений.

Оборудование: стандартные прогрессивные матрицы Равена (серия А, АВ).

Ход выполнения: Ребенку предлагаются рисунки с фигурами, связанные между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 – 8 других фигур. Задача – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Оценка результатов проводится по 3-х балльной шкале оценок:

3 балла (высокий уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает правильный номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

2 балла (средний уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке с помощью педагога.

1 балл (низкий уровень) – ребенок не устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов наугад.

Общее количество баллов – 18.

Методика 2. «Мотивы умственной деятельности»

Цель: выявить доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.

Оборудование: текст рассказа, 6 схематических картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

Ход выполнения: Экспериментатор зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?

Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров: 1. предпочитаемое суждение; 2. обоснование ответа.

Интерпретация осуществляется исходя из следующих мотивов:

3 балла (высокий уровень) - познавательный мотив – интерес к процессу получения новых знаний

2 балла – (средний уровень) - игровой мотив – предпочтение игровой деятельности

1 балл (низкий уровень) - внешний мотив – требование взрослого, то есть ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые.

Общее количество баллов – 18.

Методика 3. «Определение мотивационного компонента »

Цель: выявить степень доминирования познавательного или игрового мотива ребенка. 

Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.

Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? ( приложение)

Обработка результатов:

Выявляют степень доминирования познавательного или игрового мотива каждого ребенка. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

3 балла (высокий уровень) - ребенок предпочитает дослушать сказку до конца.

2 балла (средний уровень) – ребенок предпочитает поиграть.

1 балл (низкий уровень) – ребенок отвлекается на внешние мотивы.

Общее количество баллов – 18.

Методика 4. Изучение познавательной потребности (В. С. Юркевич)

Педагогам и родителям дошкольников с нормальным психофизическим развитием и детей с нарушением слуха на основе наблюдения предлагалось ответить на вопросы анкеты (вопросы анкеты в приложении).

Интенсивность познавательной потребности определяется средним значением, определяемым полученной суммой баллов:

3 балла (высокий уровень) - потребность выражена сильно

2 балла (средний уровень) - умеренно

1 балл (низкий уровень) – слабо выраженная познавательная потребность

Общее количество баллов – 18.

Методика 5. «Определение практического компонента с помощью анкеты»

Цель: выявить уровень развития самостоятельности и познавательной активности ребенка с помощью данных анкеты, предлагаемой педагогу

Ход выполнения: Педагогу предлагается анкета, в которой необходимо отметить из трех наиболее выраженных показателей: познавательный, игровой, выполнение задания с помощью взрослого, интерес ребенка. Далее оценивается качество компонента по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях сформированности практического компонента познавательной активности ребенка.

Обработка результатов:

3 балла (высокий уровень) - ребенок выполняет задания самостоятельно, доминирует познавательный интерес.

2 балла (средний уровень) - у ребенка доминирует игровой интерес, нежели познавательный.

 1 балл (низкий уровень) - ребенок выполняет задания только с помощью взрослого.

Общее количество баллов – 18.

Методика 6. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.

В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога:

- двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается поднятием руки и удовлетворением со стороны педагога этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом, которые мы обозначаем так: А1 – двусторонняя активность с правильным исходом, А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом;

- односторонняя активность (ребенок сам не проявляет инициативу, не поднимает руку, но его вызывает педагог и требует от него решения учебной задачи). Такая активность также может завершиться правильным или неправильным ответом и обозначается: В1 – односторонняя активность с правильным исходом, В2 – односторонняя активность с неправильным исходом;

- активность на уровне микрогруппы (ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы). С - берет инициативу в свои руки, организует выполнение задания внутри группы; С2 – берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой; С3 - ребенок выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы, С4 – пытается уйти от работы внутри группы;

- отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими занятиями, разговором с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятии. Такие проявления фиксировались символом Д.

Такая запись наблюдения велась на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.

Итоговая оценка результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:

16-18 баллов - высокий уровень развития познавательной активности;

13-15 баллов – средний уровень развития познавательной активности;

12 баллов и ниже – низкий уровень развития познавательной активности;

Качественная оценка результатов, по – нашему мнению, предполагает выделения трех основных уровней развития познавательной активности:

Таблица 1. Уровни развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

 

п/п

Уровни развития познавательной активности

Содержательные критерии

Интеллектуальный Мотивационный Практический
1. Высокий уровень Дошкольники обладают большим объемом информации, имеют богатый словарный запас, умеют рассуждать. Используют альтернативные пути для поиска нужной информации. У дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.
2. Средний уровень Дошкольники способны делать выводы, но отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации. Они осваивают лишь общие способы решения некоторого класса задач. Проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, то одобрение педагога можно получить не за что–то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительной информации. Дети легко поддаются страхам, мнительны, уязвимы. Им свойственно острое переживание неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога
3. Низкий уровень Слабая память, плохое запоминание материала. Дети не способны обобщить информацию. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога. Неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям  присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.

Результаты, полученных в ходе проведения вышеперечисленных методик были занесены нами в сводные таблицы по каждой методике в отдельности и в сводные таблицы, отражающие итоговый показатель детей контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2. Уровень познавательной активности детей экспериментальной группы (ЭГ).

№ п/п

Имя ребенка

Номера методик

Всего баллов

Уровни

1 2 3 4 5 6
1. Анна 2 3 3 3 3 2 16 Высокий
2. Анжелика 3 2 3 2 2 2 14 Средний
3. Антон 1 1 2 2 1 1 8 Низкий
4. Кристина 1 2 2 3 3 2 13 Средний
5. Карина  1 2 2 1 2 2 10 Низкий
6. Максим 1 2 1 2 2 2 10 Низкий

Среднее значение

1,5 2 2,2 2,2 2,2 1,8

11,8

 

Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний – у 2 дошкольников, низкий уровень у – 3 детей экспериментальной группы.

Количественно качественный анализ полученных данных позволил нам сделать выводы о развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха по следующим критериям:

1. Интеллектуальный компонент (методика 1, методика 2).

- Высокий уровень – 20% детей. Дошкольники обладают достаточным объемом информации, умеют рассуждать и комментировать правильность выполненного задания, устанавливают закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке.

- средний уровень – 30% детей. Это связано с отсутствием стремления к самостоятельному добыванию информации, выполнением заданий с помощью педагога.

- низкий уровень – 30% детей. Это связано с неспособностью детьми обобщить поступающую информацию, неумением устанавливать закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, ригидностью, тугоподвижностью мыслительных операций.

2. Мотивационный компонент (методика 3, методика 4).

 - высокий уровень – 30% детей. Это связано с тем, что у дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

- средний уровень -50% детей. Дети проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, требующие поиска дополнительной информации.

- низкий уровень - 20% детей. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога.

3. Практический компонент (методика 5, методика 6).

- высокий уровень – 20% детей. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.

- средний уровень – 60% детей. Дети мнительны, уязвимы. Им свойственно острое переживание неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога.

- низкий уровень – 20% детей. Детям присуща неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.

Далее нами было высчитано среднее значение по группе (среднее значение – статистический показатель представляет собой, среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества), которое составило 11,8 баллов, что позволяет говорить о том, что в данной группе детей отмечается низкий уровень развития познавательной активности.

Аналогично нами были диагностированы уровни развития познавательной активности детей контрольной группы.

Таблица 3. Уровень познавательной активности детей контрольной группы. (КГ)

№ п/п

Имя ребенка

Номера методик

Всего баллов

Уровни

1 2 3 4 5 6
1. Ангелина 3 3 3 3 3 3 18 Высокий
2. Александр 3 3 3 3 2 3 17 Высокий
3. Ирина 1 2 3 3 2 3 14 Средний
4. Михаил 2 2 1 2 2 2 11 Низкий
5. Софи 3 2 2 3 1 3 14 Средний
6. Федор 3 3 3 3 3 2 17 Высокий

Среднее значение

2,5 2,5 2,5 2,8 2,2 2,6

15,2

 

Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 3 человек, средний – у 2 дошкольников, низкий уровень – у 1 ребенка контрольной группы.

Количественно качественный анализ полученных данных позволил нам сделать выводы о развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста контрольной группы по следующим критериям:

1.Интеллектуальный компонент (методика 1, методика 2).

- Высокий уровень – 60% детей. Дошкольники обладают достаточным объемом информации, умеют рассуждать и комментировать правильность выполненного задания, устанавливают закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке.

- средний уровень – 30% детей. Это связано с отсутствием стремления к самостоятельному добыванию информации, выполнением заданий с помощью педагога.

- низкий уровень – 10% детей. Это связано с неспособностью детьми обобщить поступающую информацию, неумением устанавливать закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, ригидностью, тугоподвижностью мыслительных операций.

2. Мотивационный компонент (методика 3, методика 4).

 - высокий уровень – 70% детей. Это связано с тем, что у дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

- средний уровень -20% детей. Дети проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, требующие поиска дополнительной информации.

- низкий уровень - 10% детей. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога.

3. Практический компонент (методика 5, методика 6).

- высокий уровень – 50% детей. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.

- средний уровень – 40% детей. Дети мнительны, уязвимы. Им свойственно острое переживание неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога.

- низкий уровень – 10% детей. Детям присуща неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.

Нами было высчитано среднее значение по группе, которое составило 15,2 балла, что позволяет говорить о том, что в данной группе детей отмечается средний уровень познавательной активности. Наибольшие различия наблюдаются по интеллектуальному и практическому компоненту, наименьшие – по мотивационному, что позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушениями слуха выражена познавательная потребность,  но не всегда сформированы способности их реализации. Эти различия можно представить в виде диаграммы, где по каждой методике обозначено среднее значение сформированности различных компонентов познавательной активности.

 

 

На основе полученных результатов нами был разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

 



2020-02-03 1678 Обсуждений (0)
Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)