Экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
На основе результатов проведенной диагностики был организован и проведен второй этап экспериментальной работы – формирующий эксперимент. На этом этапе нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, целью которой является развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха средствами дидактической игры. Данная коррекционно - развивающая программа предназначена для детей 5-7 лет, имеющих нарушение слуха. Основными принципами психокоррекционной работы являются: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. 2. Принцип нормативности развития. В процессе коррекционной работы учитывается понятие «возрастная норма» и «индивидуальная норма», которые позволяют наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка, с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития. Нарушение слуха влияет на целостный ход развития ребенка, поэтому при реализации коррекционной программы необходимо учитывать индивидуальное развитие и возрастную норму каждого ребенка с нарушениями слуха. 3. Иерархический принцип коррекции раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания – завтрашний день развития. Следовательно, основная цель коррекции – создание зоны ближайшего развития. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, направленная на своевременное формирование психического новообразования. 4. Принцип коррекции «снизу вверх». Данный принцип реализуется сторонниками поведенческого подхода, в понимании которых коррекция должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся сторон поведения с целью закрепления социально желаемого поведения или торможения социально нежелательных. 5. Принцип системности развития психологической деятельности. Отражает взаимосвязь различных сторон личности и гетерохронность их развития. Данный принцип обеспечивает направленность коррекционной работы на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии. 6. Деятельностный принцип. Работа по различным разделам предполагает связь с деятельностью ребенка, ее использование для решения коррекционных задач, то есть развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. 7. Принцип комплексности. Отражает единый комплекс клинико-психолого-педагогического воздействия как системы мер, необходимых для всесторонней комплексной коррекции. Данный комплекс занятий реализуется в системе коррекционно – развивающего процесса, регламентированного программой, принятой дошкольным учреждением. Это включение способствует развитию познавательной активности в структуре личности ребенка и переносу полученных на занятиях знаний в другие сферы деятельности. 8. Каузальный принцип (принцип приоритетности коррекции каузального типа). Отражает направленность коррекции не на симптомы нарушения, а на его причины. Учитывая систему дефекта детей с нарушениями слуха, в программу включены такие компоненты как, интеллектуальный, мотивационный, практический, что способствует развитию познавательной активности у детей с нарушениями слуха. Программа направлена на решение следующих задач: 1) развитие и коррекция компонентов познавательной активности. 2) стимуляция познавательного развития; 3) формирование позитивной установки на участие в коррекционных занятиях; Направления коррекционной работы: 1. Мотивационный компонент – развитие потребностей, мотивов, интересов, определяющих желание детей принимать участие в занятии, игре. 2. Интеллектуальный – повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей. 3. Практический включает определение практического компонента детей, включение помощи взрослого в процессе умственной деятельности ребенка. Данные задачи и направления реализовывались в комплексе занятий, каждое из которых состояло из следующих этапов: 1) Подготовительный этап (мотивационный) Цель- развитие мотивации на занятие, установление контакта между участниками и ведущим, создание положительного эмоционального фона, развитие познавательной активности. На данном этапе были использованы следующие методики:- психогимнастика - это курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально - личностной сферы). - подвижные игры – это организованная деятельность детей направленная на положительные эмоции и отношение в группе. 2) Основной (коррекционный). Цель – развитие и коррекция познавательной активности средствами дидактической игры. Основной этап включает оптимизацию всего хода развития компонентов познавательной активности, а именно умственного, мотивационного, практического. Здесь нами были применены: - дидактические игры - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении, закрепляет знания и умения, активизирует познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: «Магазин»; «Какое растение?»; «День рождения лисы»; «Помогите животным найти свой дом»; «Помоги кукле одеться на прогулку»; «Помоги незнайки»; «Запомни и найди»; «Посылка»; «Найди картинку»; «Кукла Маша купила мебель»; «Семья»; «Мишкин дом»; «Кому что надо»; «Лото»; «Шкаф с вещами»; «Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?». Дидактические игры подбирались в соответствии с программным материалом и отражали определенную тематику. 3) Заключительный (закрепляющий) этап. Цель – закрепление полученных знаний, умений и навыков, формирование дальнейшей установки на сотрудничество. Здесь проводятся итоги занятия и используются игры, сочетающие высокую познавательную активность, а так же физический и эмоциональный компоненты деятельности. На этом этапе мы так же применяли дидактические игры с детьми ( приложение). Коррекционная программа реализуется в двух формах: индивидуальной и подгрупповой. Программа рассчитана на 20 занятий, периодичностью в 1 неделю. Состав группы не 4-6 человек. Занятия будут представлены в приложении. Реализация программы осуществлялась при создании следующих психолого-педагогических условий: - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; - проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре; - постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; - использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения.
2.3 Динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Следующим этапом нашей работы является контрольный этап эксперимента, цель которого – выявление эффективности проведенной работы. На этом этапе нами были использованы методики и критерии, изложенные в параграфе 2.1. Нами проводился сравнительный анализ показателей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Таблица 4. Уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха констатирующего этапа (ЭГ).
Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний – у 2 дошкольников, низкий уровень у – 3 детей экспериментальной группы констатирующего этапа. Качественный анализ полученных результатов детьми с нарушениями слуха на констатирующем этапе. - высокий уровень – 10% детских ответов. Дети обладают достаточным объемом информации, потребностью в знаниях, познавательные интересы, но по-прежнему наибольшие трудности вызывают операции по установлению закономерностей, связывающих между собой фигуры. - средний уровень- 40% детских ответов. У детей отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации, проявляют интерес и активность к деятельности лишь в отдельных случаях, необходима постоянная поддержка педагога. - низкий уровень – 50% детских ответов. Страдает ригидность и тугоподвижность мыслительных операций, неспособность установить закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, не проявляют заинтересованности в деятельности, включаются в деятельность только под давлением педагога, не развиты навыки самостоятельной работы. Таблица 5. Уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха контрольного этапа (ЭГ).
Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний – у 4 дошкольников, низкий уровень у – 1 детей экспериментальной группы контрольного этапа. Практически у всех детей заметна динамика в развитии познавательной активности (у 5 из 6 детей). Группа набрала на 7 баллов больше, чем в результате предыдущего обследования (показатель выше на 11 %). Количественно-качественный анализ данных позволил сделать следующие выводы о развитии познавательной активности группы детей с нарушениями слуха после прохождения коррекционно-развивающей программы: - высокий уровень – 10% детских ответов. Однако, что касается общей сформированности критериев познавательной активности, то никто из детей пока не достиг данного уровня, вплотную приблизившись к высокой планке. По-прежнему наибольшие трудности вызывают операции по установлению закономерностей, связывающих между собой фигуры. - средний уровень- 80% детских ответов. Некоторые дети, которых прежде мы отнесли к группе с низким уровнем развития познавательной активности, перешли в данную группу (Карина Щ., Максим К.). - низкий уровень – 10% детских ответов, количество которых уменьшилось в 2 раза. Это произошло за счет заметной динамики умственной деятельности детей, познавательной потребности и самостоятельного выполнения заданий. Полученные данные можно представить в виде диаграммы, где по каждой методике обозначено среднее значение сформированности различных компонентов познавательной активности, которые свидетельствуют о различии уровней сформированности различных компонентов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Исходя из данных можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха наибольшие различия наблюдаются по интеллектуальному и практическому компоненту, наименьшие – по мотивационному, что обусловлено влиянием сложной структуры слухового дефекта.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха имеет специфические особенности, обусловленные влиянием сложной структуры слухового дефекта, которые могут быть компенсированы при включении в педагогический процесс дидактических игр. Таким образом, реализация разработанной нами коррекционно-развивающей программы подтвердила ее эффективность. Заключение
Современный этап развития специального образования требует от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка с отклонениями в развитии. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира. Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения). Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности. Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении. Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, является дидактическая игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха достигается посредством выбора и сочетания методов и форм обучения с учетом основных психолого – педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения; постоянного изучения познавательной активности старших дошкольников с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Теоретический анализ литературы подтвердило экспериментальное исследование по проблеме, которое показало, что включение в учебно-воспитательный процесс дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Литература
1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40 2. Ахвердова О.А, Гюлушанян К.С, Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возраст психологии» Ставрополь, 2003. 3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. 4. Бокшиц Е.А. Особенности умений решать логические задачи у детей саршего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987. 5. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001. 6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск: Аскар,2003. 7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86 8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003 9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974, с. 86 10. Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика – М, ВЛАДОС, 2001 с.252-261 11. Головчиц Л. А Игра в жизни детей с нарушениями слуха/Под ред. Носковой Л.П. – М.1993 12. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения- М., АПН РСФСР, 1949, с. 356 13. Гуровец Г.В. Ленок Я.Я Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике//Дефектология 1996 №2 с. 77-83 14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89 15. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу коррекционная педагогика и специальная психология./Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова.-М.:ГНОМ и Д.,2001. 16. Диагностика умственного развития дошкольников./Под. Ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.-М.:1998 17. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./Под. Ред. Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС» 2003 18. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006. 19. Исследование развития познавательной деятельности /Пол. ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981 20. Казанский О.А. Игры в самих себя - М.:1995 21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии – М., 2001 22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения – М., 1993 23. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995 24. Кларин М.В. « Инновация в мировой педагогике». - Рига, 1995, с. 102-104 25. Крамаренко В.Ю, Никитин В.Е, Андреев Г.Г. Интеллект человека.- Воронеж,1990.
26. Леонгард Э.И. Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М: 1991 27. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96 28. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990 29. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Т. 20, с. 495. 30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.:1999 31. Морозова Н.Г Формирование познавательных интересов у аномальных детей – М., 1969 32. Минский Е.М,. От игры к знаниям- М.:1982 33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком- М:1990. 34. Мухина В.С. Возрастная психология.- М,2002. 35. Носкова Л.П.,. Развитие речи детей с нарушениями слуха- М., 1993 36. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста./ Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер – М,. 1988 37. Основы специальной детской психологии/ под ред. Кузнецовой 38. Панов В.И. некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование, 1998 №3-4, с. 38-46 39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. М: Издат. Центр «Акадкмия»; Высшая школа 40. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослыщащих детей дошкольного возраста.- М., 1991 41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94 42. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология- 1997 - № 4 43. Специальная педагогика: Учебн. Пособ для студ. Высш. Пед. уч. заведений./Л.И Аксенова, Б.А Архипова, Л.И. Белякова; под ред. Н.М Назаровой – М. Издат. Центр «Академия»,2001. 44. Сухарев В.А Психология интеллекта. Донецк,1997 45. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997 46. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха – М,:1991 47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебн. пособие для студ. Средн. Пед. Уч. Заведен. – М Издат. Центр «Академия» 1996 48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160 49. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогики. - М.,1971 50. Д.Б Эльконин Психология игры М., 1999, с. 197-315 51. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15 52. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1978 53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И – М, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Протокол обследования интеллектуального компонента познавательной активности детей экспериментальной группы
Цветные матрицы Равена Анна. С 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Анжелика. С 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Антон. Б 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Кристина. Ш 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Карина. Щ 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Максим. К 6 лет нар, слуха
Приложение 2
Протокол обследования интеллектуального компонента познавательной активности детей контрольной группы Цветные матрицы Равена Ангелина. Б 6 лет
Цветные матрицы Равена Александра. Ч 5 лет
Цветные матрицы Равена Ирина. К 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Михаил. М 6 лет нар, слуха
Цветные матрицы Равена Софии. К 5 лет
Цветные матрицы Равена Федор. С 6 лет
Приложение 3
Мотивы умственной деятельности у детей контрольной группы
Мотивы умственной деятельности у детей экспериментальной группы
Приложение 4 Изучение навыков культуры общения у детей контрольной группы
Изучение навыков культуры общения у детей экспериментальной группы
Приложение 5
Текстовый материал к методике № 3 «Почему зайцы зимой белые шубки носят?» Повстречались как-то в лесу мороз и заяц. Мороз расхвастался: - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу! - Не хвастай. Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц. - Нет, одолею! - Нет, не одолеешь!- стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморо
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |