Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха



2020-02-03 344 Обсуждений (0)
Экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 На основе результатов проведенной диагностики был организован и проведен второй этап экспериментальной работы – формирующий эксперимент. На этом этапе нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, целью которой является развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха средствами дидактической игры.

Данная коррекционно - развивающая программа предназначена для детей 5-7 лет, имеющих нарушение слуха.

Основными принципами психокоррекционной работы являются:

1. Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

2. Принцип нормативности развития. В процессе коррекционной работы учитывается понятие «возрастная норма» и «индивидуальная норма», которые позволяют наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка, с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития. Нарушение слуха влияет на целостный ход развития ребенка, поэтому при реализации коррекционной программы необходимо учитывать индивидуальное развитие и возрастную норму каждого ребенка с нарушениями слуха.

3. Иерархический принцип коррекции раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания – завтрашний день развития. Следовательно, основная цель коррекции – создание зоны ближайшего развития. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, направленная на своевременное формирование психического новообразования.

4. Принцип коррекции «снизу вверх». Данный принцип реализуется сторонниками поведенческого подхода, в понимании которых коррекция должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся сторон поведения с целью закрепления социально желаемого поведения или торможения социально нежелательных.

5. Принцип системности развития психологической деятельности. Отражает взаимосвязь различных сторон личности и гетерохронность их развития. Данный принцип обеспечивает направленность коррекционной работы на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.

6. Деятельностный принцип. Работа по различным разделам предполагает связь с деятельностью ребенка, ее использование для решения коррекционных задач, то есть развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

7. Принцип комплексности. Отражает единый комплекс клинико-психолого-педагогического воздействия как системы мер, необходимых для всесторонней комплексной коррекции. Данный комплекс занятий реализуется в системе коррекционно – развивающего процесса, регламентированного программой, принятой дошкольным учреждением. Это включение способствует развитию познавательной активности в структуре личности ребенка и переносу полученных на занятиях знаний в другие сферы деятельности.

8. Каузальный принцип (принцип приоритетности коррекции каузального типа). Отражает направленность коррекции не на симптомы нарушения, а на его причины. Учитывая систему дефекта детей с нарушениями слуха, в программу включены такие компоненты как, интеллектуальный, мотивационный, практический, что способствует развитию познавательной активности у детей с нарушениями слуха.

Программа направлена на решение следующих задач:

1) развитие и коррекция компонентов познавательной активности.

2) стимуляция познавательного развития;

3) формирование позитивной установки на участие в коррекционных занятиях;

Направления коррекционной работы:

 1. Мотивационный компонент – развитие потребностей, мотивов, интересов, определяющих желание детей принимать участие в занятии, игре.

 2.   Интеллектуальный – повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей.

3. Практический включает определение практического компонента детей, включение помощи взрослого в процессе умственной деятельности ребенка.

Данные задачи и направления реализовывались в комплексе занятий, каждое из которых состояло из следующих этапов:

1) Подготовительный этап (мотивационный)

Цель- развитие мотивации на занятие, установление контакта между участниками и ведущим, создание положительного эмоционального фона, развитие познавательной активности.

На данном этапе были использованы следующие методики:- психогимнастика - это курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально - личностной сферы).

- подвижные игры – это организованная деятельность детей направленная на положительные эмоции и отношение в группе.

2) Основной (коррекционный).

Цель – развитие и коррекция познавательной активности средствами дидактической игры. Основной этап включает оптимизацию всего хода развития компонентов познавательной активности, а именно умственного, мотивационного, практического. Здесь нами были применены:

- дидактические игры -  это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении, закрепляет знания и умения, активизирует познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: «Магазин»; «Какое растение?»; «День рождения лисы»; «Помогите животным найти свой дом»; «Помоги кукле одеться на прогулку»; «Помоги незнайки»; «Запомни и найди»; «Посылка»; «Найди картинку»; «Кукла Маша купила мебель»; «Семья»; «Мишкин дом»; «Кому что надо»; «Лото»; «Шкаф с вещами»; «Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?».

Дидактические игры подбирались в соответствии с программным материалом и отражали определенную тематику.

3) Заключительный (закрепляющий) этап.

Цель – закрепление полученных знаний, умений и навыков, формирование дальнейшей установки на сотрудничество. Здесь проводятся итоги занятия и используются игры, сочетающие высокую познавательную активность, а так же физический и эмоциональный компоненты деятельности. На этом этапе мы так же применяли дидактические игры с детьми ( приложение).

Коррекционная программа реализуется в двух формах: индивидуальной и подгрупповой.

 Программа рассчитана на 20 занятий, периодичностью в 1 неделю. Состав группы не 4-6 человек. Занятия будут представлены в приложении.

Реализация программы осуществлялась при создании следующих психолого-педагогических условий:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы;

- проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре;

- постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности;

- использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения.

 

2.3 Динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

 

Следующим этапом нашей работы является контрольный этап эксперимента, цель которого – выявление эффективности проведенной работы. На этом этапе нами были использованы методики и критерии, изложенные в параграфе 2.1.

Нами проводился сравнительный анализ показателей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Таблица 4. Уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха констатирующего этапа (ЭГ).

№ п/п

Имя ребенка

Номера методик

Всего баллов

Уровни

1 2 3 4 5 6
1. Анна 2 3 3 3 3 2 16 Высокий
2. Анжелика  3 2 3 2 2 2 14 Средний
3. Антон 1 1 2 2 1 1 8 Низкий
4. Кристина 1 2 2 3 3 2 13 Средний
5. Карина  1 2 2 1 2 2 10 Низкий
6. Максим 1 2 1 2 2 2 10 Низкий

Среднее значение

1,5 2 2,2 2,2 2,2 1,8 11,8  

Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний – у 2 дошкольников, низкий уровень у – 3 детей экспериментальной группы констатирующего этапа.

Качественный анализ полученных результатов детьми с нарушениями слуха на констатирующем этапе.

- высокий уровень – 10% детских ответов. Дети обладают достаточным объемом информации, потребностью в знаниях, познавательные интересы, но по-прежнему наибольшие трудности вызывают операции по установлению закономерностей, связывающих между собой фигуры.

- средний уровень- 40% детских ответов. У детей отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации, проявляют интерес и активность к деятельности лишь в отдельных случаях, необходима постоянная поддержка педагога.

- низкий уровень – 50% детских ответов. Страдает ригидность и тугоподвижность мыслительных операций, неспособность установить закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, не проявляют заинтересованности в деятельности, включаются в деятельность только под давлением педагога, не развиты навыки самостоятельной работы.

Таблица 5. Уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха контрольного этапа (ЭГ).

№ п/п

Имя ребенка

Номера методик

Всего баллов

Уровни

1 2 3 4 5 6
1. Анна 3 3 3 2 3 2 16 Высокий
2. Анжелика 3 2 3 2 2 2 14 Средний
3. Антон 1 1 2 2 1 1 8 Низкий
4. Кристина 3 2 2 2 3 2 14 Средний
5. Карина  1 3 2 2 3 2 13 Средний
6. Максим 1 2 2 3 2 3 13 Средний

Среднее значение

2 2,1 2,3 2,2 2,3 2 12,8  

Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний – у 4 дошкольников, низкий уровень у – 1 детей экспериментальной группы контрольного этапа.

Практически у всех детей заметна динамика в развитии познавательной активности (у 5 из 6 детей). Группа набрала на 7 баллов больше, чем в результате предыдущего обследования (показатель выше на 11 %).

Количественно-качественный анализ данных позволил сделать следующие выводы о развитии познавательной активности группы детей с нарушениями слуха после прохождения коррекционно-развивающей программы:

- высокий уровень – 10% детских ответов. Однако, что касается общей сформированности критериев познавательной активности, то никто из детей пока не достиг данного уровня, вплотную приблизившись к высокой планке. По-прежнему наибольшие трудности вызывают операции по установлению закономерностей, связывающих между собой фигуры.

- средний уровень- 80% детских ответов. Некоторые дети, которых прежде мы отнесли к группе с низким уровнем развития познавательной активности, перешли в данную группу (Карина Щ., Максим К.).

- низкий уровень – 10% детских ответов, количество которых уменьшилось в 2 раза. Это произошло за счет заметной динамики умственной деятельности детей, познавательной потребности и самостоятельного выполнения заданий.

Полученные данные можно представить в виде диаграммы, где по каждой методике обозначено среднее значение сформированности различных компонентов познавательной активности, которые свидетельствуют о различии уровней сформированности различных компонентов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Исходя из данных можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха наибольшие различия наблюдаются по интеллектуальному и практическому компоненту, наименьшие – по мотивационному, что обусловлено влиянием сложной структуры слухового дефекта.

 

 

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха имеет специфические особенности, обусловленные влиянием сложной структуры слухового дефекта, которые могут быть компенсированы при включении в педагогический процесс дидактических игр. Таким образом, реализация разработанной нами коррекционно-развивающей программы подтвердила ее эффективность.

Заключение

        

Современный этап развития специального образования требует от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка с отклонениями в развитии. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира.

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

 Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.

Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха связа­на с активизацией их учебно-познавательной деятельности на осно­ве умелой реализации дидактических принципов, в частности, соз­нательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.  

Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, является дидактическая игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха достигается посредством выбора и сочетания методов и форм обучения с учетом основных психолого – педагогических  условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения; постоянного изучения познавательной активности старших дошкольников с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Теоретический анализ литературы подтвердило экспериментальное исследование по проблеме, которое показало, что включение в учебно-воспитательный процесс дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

 

 

Литература

 

1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40

2. Ахвердова О.А, Гюлушанян К.С, Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возраст психологии» Ставрополь, 2003.

3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.

4. Бокшиц Е.А. Особенности умений решать логические задачи у детей саршего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.

5. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.

6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск: Аскар,2003.

7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003

9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974, с. 86

10. Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика – М, ВЛАДОС, 2001 с.252-261

11. Головчиц Л. А Игра в жизни детей с нарушениями слуха/Под ред. Носковой Л.П. – М.1993

12. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения- М., АПН РСФСР, 1949, с. 356

13. Гуровец Г.В. Ленок Я.Я Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике//Дефектология 1996 №2 с. 77-83

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89

15. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу коррекционная педагогика и специальная психология./Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова.-М.:ГНОМ и Д.,2001.

16. Диагностика умственного развития дошкольников./Под. Ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.-М.:1998

17. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./Под. Ред. Головчиц.- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС» 2003

18. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

19. Исследование развития познавательной деятельности /Пол. ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981

20. Казанский О.А. Игры в самих себя - М.:1995

21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии – М., 2001

22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения – М., 1993

23. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995

24. Кларин М.В. « Инновация в мировой педагогике». - Рига, 1995, с. 102-104

25. Крамаренко В.Ю, Никитин В.Е, Андреев Г.Г. Интеллект человека.- Воронеж,1990.

 

26. Леонгард Э.И. Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М: 1991

27. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96

28. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности  дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

29. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Т. 20, с. 495.

30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.:1999

31. Морозова Н.Г Формирование познавательных интересов у аномальных детей – М., 1969

32. Минский Е.М,. От игры к знаниям- М.:1982

33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком- М:1990.

34. Мухина В.С. Возрастная психология.- М,2002.

35. Носкова Л.П.,. Развитие речи детей с нарушениями слуха- М., 1993

36. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста./ Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер – М,. 1988

37. Основы специальной детской психологии/ под ред. Кузнецовой

38. Панов В.И. некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование, 1998 №3-4, с. 38-46

39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. М: Издат. Центр «Акадкмия»; Высшая школа

40. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослыщащих детей дошкольного возраста.- М., 1991

41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

42. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология- 1997 - № 4

43. Специальная педагогика: Учебн. Пособ для студ. Высш. Пед. уч. заведений./Л.И Аксенова, Б.А Архипова, Л.И. Белякова; под ред. Н.М Назаровой – М. Издат. Центр «Академия»,2001.

44. Сухарев В.А Психология интеллекта. Донецк,1997

45. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997

46. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха – М,:1991

47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебн. пособие для студ. Средн. Пед. Уч. Заведен. – М Издат. Центр «Академия» 1996

48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160

49. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогики. - М.,1971

50. Д.Б Эльконин Психология игры М., 1999, с. 197-315

51. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15

52. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1978

53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И – М, 1995.

 

 

        

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Протокол обследования интеллектуального компонента познавательной активности детей экспериментальной группы

 

 

Цветные матрицы Равена

Анна. С 6 лет нар, слуха

1 - 7 + 13 + 19 + 25 - 31 +
2 + 8 - 14 - 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 - 27 - 33 -
4 - 10 + 16 - 22 - 28 + 34 -
5 - 11 + 17 - 23 + 29 - 35 -
6 - 12 + 18 + 24 - 30 + 36 +

 

Цветные матрицы Равена

Анжелика. С 6 лет нар, слуха

1 + 7 + 13 + 19 + 25 - 31 +
2 + 8 - 14 - 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 - 33 -
4 - 10 + 16 + 22 - 28 + 34 +
5 + 11 + 17 - 23 + 29 - 35 -
6 - 12 + 18 + 24 - 30 + 36 +

Цветные матрицы Равена

Антон. Б 6 лет нар, слуха

1 + 7 + 13 + 19 + 25 - 31 +
2 + 8 - 14 - 20 - 26 + 32 -
3 - 9 - 15 - 21   27 - 33 -
4 - 10 - 16 + 22 - 28 - 34 -
5 + 11 - 17 - 23 - 29 - 35 -
6 - 12 + 18 - 24 - 30 - 36 +

 

Цветные матрицы Равена

Кристина. Ш 6 лет нар, слуха

1 + 7 + 13 + 19 - 25 - 31 +
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 -
3 + 9 - 15 + 21 - 27 - 33 -
4 - 10 - 16 + 22 - 28 - 34 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 -
6 - 12 - 18 - 24 - 30 + 36 +

Цветные матрицы Равена

Карина. Щ 6 лет нар, слуха

1 + 7 - 13 + 19 - 25 - 31 -
2 - 8 + 14 - 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 - 33 -
4 - 10 - 16 + 22 - 28 - 34 -
5 - 11 - 17 - 23 - 29 - 35 -
6 + 12 + 18 - 24 - 30 + 36 +

Цветные матрицы Равена

Максим. К 6 лет нар, слуха

1 + 7 - 13 + 19 - 25 - 31 -
2 - 8 + 14 - 20 + 26 - 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 - 33 -
4 - 10 - 16 - 22 - 28 - 34 -
5 - 11 - 17 - 23 - 29 - 35 -
6 + 12 + 18 - 24 - 30 + 36 -

 

 


 

Приложение 2

 

Протокол обследования интеллектуального компонента познавательной активности детей контрольной группы

Цветные матрицы Равена

Ангелина. Б 6 лет

1 + 7 + 13 + 19 + 25 + 31 +
2 + 8 + 14 - 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 + 33 -
4 + 10 + 16 + 22 - 28 + 34 +
5 + 11 + 17 - 23 + 29 - 35 -
6 + 12 + 18 + 24 - 30 + 36 +

Цветные матрицы Равена

Александра. Ч 5 лет

1 + 7 + 13 + 19 + 25 + 31 +
2 + 8 + 14 + 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 + 33 +
4 + 10 + 16 + 22 - 28 + 34 +
5 + 11 + 17 - 23 + 29 - 35 -
6 + 12 + 18 + 24 + 30 + 36 +

Цветные матрицы Равена

Ирина. К 6 лет нар, слуха

1 + 7 - 13 + 19 - 25 - 31 -
2 + 8 + 14 - 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 - 33 -
4 - 10 + 16 - 22 - 28 + 34 -
5 - 11 - 17 + 23 - 29 - 35 +
6 + 12 + 18 - 24 - 30 + 36 -

 

 

Цветные матрицы Равена

Михаил. М 6 лет нар, слуха

1 + 7 - 13 + 19 - 25 - 31 -
2 + 8 + 14 - 20 + 26 + 32 +
3 + 9 - 15 + 21 + 27 - 33 -
4 - 10 + 16 - 22 + 28 + 34 -
5 - 11 - 17 + 23 - 29 - 35 +
6 + 12 + 18 - 24 - 30 + 36 -

Цветные матрицы Равена

Софии. К 5 лет

1 + 7 + 13 + 19 + 25 + 31 +
2 + 8 + 14 + 20 + 26 + 32 -
3 - 9 - 15 + 21 - 27 + 33 +
4 + 10 + 16 + 22 - 28 + 34 +
5 + 11 + 17 - 23 + 29 - 35 -
6 + 12 + 18 + 24 + 30 + 36 +

Цветные матрицы Равена

Федор. С 6 лет

1 + 7 - 13 - 19 + 25 + 31 +
2 + 8 + 14 + 20 + 26 + 32 -
3 - 9 + 15 + 21 + 27 + 33 +
4 + 10 + 16 + 22 - 28 + 34 +
5 + 11 + 17 - 23 + 29 - 35 +
6 + 12 + 18 + 24 + 30 + 36 +

 

         

 

Приложение 3   

 

Мотивы умственной деятельности у детей контрольной группы

Ф. И. ребенка

Уровни оценки

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Ангелина Б.  - - +
2 Александра Ч. - - +
3. Ирина К. - +  
4. Михаил М. + - -
5. Софи К. - + -
6 Федор С. - - +

 

 

Мотивы умственной деятельности у детей экспериментальной группы

Ф. И. ребенка

Уровни оценки

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Анна С. - - +
2. Анжелика С. - + -
3. Антон Б. +   -
4 Кристина Ш. - + -
5. Карина Щ.  - + -
6. Максим К. + - -

 

Приложение 4

Изучение навыков культуры общения у детей контрольной группы

Ф. И. ребенка

Уровни оценки

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Ангелина.  -          - +
2. Александра. - - +
3. Ирина. - + -
4 Михаил. + - -
5. Софи. + - -
6. Федор.  + - -

 

Изучение навыков культуры общения у детей экспериментальной группы

Ф. И. ребенка

Уровни оценки

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Алла. - - +
2. Анжела. - - +
3. Алексей. - + -
4. Константин.  - + -
5. Коля.   + - -
6. Маша. + - -

                              

 

               

 

 

Приложение 5

 

Текстовый материал к методике № 3

«Почему зайцы зимой белые шубки носят?»

Повстречались как-то в лесу мороз и заяц.

Мороз расхвастался:

- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу!   

- Не хвастай. Мороз Васильевич, не одолеешь!

- говорит заяц.

- Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь!- стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморо



2020-02-03 344 Обсуждений (0)
Экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)