Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системные требования к ключевым инфраструктурным отраслям и возможности их реформирования



2020-02-03 159 Обсуждений (0)
Системные требования к ключевым инфраструктурным отраслям и возможности их реформирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Влияние естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем на экономику тем выше, чем больше географическое пространство национальной экономики и чем ниже плотность населения. В западноевропейских странах плотность населения на порядок выше, чем в России сами эти страны несоизмеримо меньше России. Результатом этого является то, что средняя дальность перемещения грузов и продукции здесь в несколько раз ниже, чем в России. Соответственно меньше влияние естественно-монопольных отраслей на экономику в целом. Даже в США, стране по масштабам и расстояниям сопоставимой с Россией с огромными объемами производства электроэнергии и газа и высокой долей железнодорожного транспорта в общем грузообороте, доля отраслей естественных монополий в добавленной стоимости экономики примерно в три раза ниже чем в России. 

Это означает, что воздействие как отрицательных, так и положительных последствий реформ естественных монополий на экономику России будут существенно более значимыми, чем в большинстве западных стран, что предъявляет повышенные требования к уровню проработанности и качеству реформ. Ошибки и грубые действия в сфере реформирования естественных монополий могут крайне негативно сказаться на функционировании всей экономики и уровне жизни всего населения России.

Необходимо также учитывать, что всякая инфраструктурная отрасль в нашей стране всегда выполняет две функции: 1) подобно традиционным отраслям производит товары и услуги; 2) поддерживает структурное и пространственное равновесие национальной экономики. В частности такие монополии как «Газпром», «РАО ЕЭС», МПС играют стержневую роль в нашей экономике. В значительной степени именно относительно низкие цены на продукцию (услуги) этих отраслей обеспечивают существование общероссийского рынка. Хотя следует признать, что эти сравнительно низкие по мировым стандартам цены на продукцию естественных монополий, все же оказываются слишком высокими для многих отраслей российской экономики и для большей части населения. Это выражается в том, что за годы рыночных реформ масштабы межрегионального обмена в России резко сократились, многократно снизились поездки населения на дальние расстояния. Это означает, что существенное повышение цен на продукцию естественных монополий, в особенности на транспортные услуги чревато сегментацией российского рынка, развитием явлений анклавизации, то есть, по большому счету, угрожает экономической целостности России.

Приведенный анализ свидетельствует о чрезвычайно высокой значимости всего естественно-монопольного сектора для народного хозяйства России. При этом макроэкономический, народнохозяйственный характер каждой из этих инфраструктурных отраслей означает, что требования к этим отраслям, требования к характеру их рыночному реформированию существенно иные, чем для других отраслей промышленности и народного хозяйства.

Как известно, большинство товаров и услуг может быть импортировано из других стран, но, в условиях России, учитывая ее масштабы и уже существующий характер развития инфраструктурных отраслей, невозможно импортировать услуги электрических сетей, железных дорог или газопроводной системы. То есть невозможно в оперативном порядке (путем импорта) заменить вышедшие из строя коммуникации. Это означает, что не только коммуникации этих отраслей, но и вся взаимоувязанная система производства, распределения, транспортировки и т.д. должна работать в абсолютно надежном режиме. От электроэнергетики, газовой отрасли и железнодорожного транспорта зависит не просто функционирование, но безопасность (техногенная, экологическая, экономическая, военная) функционирования всего народного хозяйства.

Это означает, что обеспечение надежности работы ключевых инфраструктурных отраслей - главный критерий и их текущего функционирования и их реформирования. Если реформы сохраняют и усиливают надежность функционирования естественно-монопольных отраслей, то они необходимы и должны быть претворены в жизнь. Если преобразования в этих отраслях снижает надежность их функционирования (то есть снижают главный критерий для такого рода производств), то необходимость такого рода преобразований не может не вызывать сомнения.

Учитывая значение надежного и бесперебойного функционирования ключевых инфраструктурных отраслей, к которым естественно отнести транспорт, электроэнергетику и газовую промышленность, а также необходимость быстрой мобилизации и перераспределения ресурсов этих секторов в экстраординарных ситуациях, затрагивающих интересы национальной безопасности, вторым по значимости можно назвать требование (критерий) управляемости отраслей естественных монополий. В данном случае идет речь не об оперативной управляемости рассматриваемыми отраслями в штатных ситуациях, что достаточно легко осуществляется соответствующими диспетчерскими и иными службами, а о глобальной управляемости, позволяющей разрешать ситуации нештатные и требующей существенно большей мобильности и реакции всей системы. После кризисов в Калифорнии, в северных штатах США и в Канаде, в северных провинциях Италии важность этой проблемы стала очевидной также и для представителей ведущих западных держав.

Как известно принципиальным отличием функционирования отраслей естественных монополий в России от западных аналогов является существенно более низкий (по мировым стандартам) уровень цен и тарифов. В то же время, как показывает анализ, и в этих условиях уровень доходов и рентабельности российских отраслей естественных монополий является достаточно высоким. Тем более не идет речи о прямом или, даже, косвенном субсидировании отраслей монополистов. В определенном смысле уровень и структура цен на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий является сбалансированными. При этом относительно низкий уровень цен на продукцию отраслей естественных монополий в существенной мере предопределяет относительно более низкий уровень издержек в других отраслях отечественной экономики.

Учитывая характер и особенности развития производства в России, данное обстоятельство не может не рассматриваться нами как естественное конкурентное преимущество российской экономики.

В этой связи дальнейшее развитие и реформирование отраслей естественных монополий, как нам представляется, должно быть ориентировано на поддержание данного конкурентного преимущества. Таким образом, обеспечение естественных конкурентных преимуществ российской экономики является важнейшей функцией (и требованием к характеру развития) отраслей монополистов в России.

Все это означает, что традиционный и, в определенной степени, естественный набор требований к предприятию, функционирующему в условиях рынка, применительно к отраслям естественных монополий существенным образом трансформируется. По степени важности эти требования можно ранжировать следующим образом:

1. Надежность функционирования.

2. Управляемость со стороны государства.

3. Обеспечение естественных конкурентных преимуществ российской экономики.

4. Финансовая прозрачность и полнота выплат государству всех налогов и платежей.

5. Возможность привлечения инвестиций.

6. Конкуренция и рыночная эффективность.

При этом, если для большинства предприятий и фирм, функционирующих в рыночной среде, уже сама конкуренция и требование рыночной эффективности, в существенной мере, предопределяют финансовую прозрачность и возможности привлечения инвестиций, то применительно к отраслям естественным монополиям, по крайней мере, к естественно-монопольным секторам этих отраслей, и финансовая прозрачность и возможности привлечения инвестиций, в значительной мере, должны обеспечиваться иными механизмами чем свободная конкуренция.

 

 



2020-02-03 159 Обсуждений (0)
Системные требования к ключевым инфраструктурным отраслям и возможности их реформирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системные требования к ключевым инфраструктурным отраслям и возможности их реформирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)