Оценка народнохозяйственных последствий роста тарифов на продукцию естественных монополий и дилемма ценового регулирования
Наиболее подходящим инструментом для определения степени воздействия уровня цен в отдельной отрасли на общую ценовую динамику является инструмент межотраслевого баланса, а точнее – инструмент ценовой модели межотраслевого баланса. Как известно, межотраслевой баланс фиксирует абсолютно однозначное соответствие между уровнем цен и доходов в отраслях. Имеется в виду, что данному конкретному вектору добавленных стоимостей соответствует только один вектор цен. И наоборот, данному конкретному вектору цен соответствует только один вектор добавленных стоимостей. Необходимо подчеркнуть, что это, вообще говоря, не просто свойство межотраслевого баланса, а свойство экономики. С помощью ценовой модели межотраслевого баланса можно просчитать последствия роста тарифов на продукцию естественных монополий как для удорожания затрат, так и для роста цен и доходов в других отраслях и в экономике в целом. В рамках данного доклада целесообразно оценить народнохозяйственные последствия роста тарифов на продукцию отраслей монополистов в случае их выхода, в результате либерализации цен, во-первых, на «мировой» уровень, а, во-вторых, на уровень, обеспечивающий безубыточность всех предприятий каждой из рассматриваемых естественных монополий. Результаты расчетов по ценовой модели межотраслевого баланса (в зависимости от гипотез адаптации) состоят в следующем. 1. Для электроэнергетики: рост тарифов в 1.74 раза (уровень самоокупаемости) приводит к удорожанию затрат в экономике на 13-15% и росту цен на 9-11%. 2. Для электроэнергетики: рост тарифов в 3.5 раза (уровень мировых цен) приводит к удорожанию затрат в экономике на 45-50% и росту цен на 30-35%. 3. Для газовой промышленности рост тарифов в 1.6 раза (уровень самоокупаемости) приводит к удорожанию затрат в экономике на 2-3% и росту цен на 4-5%. 4. Для газовой промышленности рост тарифов в 7 раз (уровень мировых цен) приводит к удорожанию затрат в экономике на 20-25% и росту цен на 40-45%. 5. Для железнодорожного транспорта рост тарифов в 1.54 раза (уровень самоокупаемости) приводит к удорожанию затрат в экономике на 10-11% и росту цен на 8-10%. 6. Для железнодорожного транспорта рост тарифов в 2 раза (уровень мировых цен) приводит к удорожанию затрат в экономике на 17-20% и росту цен на 15-18%. 7. Совместный эффект роста цен на продукцию отраслей естественных монополий до уровня самоокупаемости приводит к удорожанию затрат в экономике на 22-24% и росту цен на 19-21%. 8. Совместный эффект роста цен на продукцию отраслей естественных монополий до уровня мировых цен приводит к удорожанию затрат в экономике на 71-75% и росту цен на 78-83%. В то же время наибольший интерес представляют оценки влияния роста цен естественных монополий на экономическую динамику. Такого рода расчеты также возможны с помощью межотраслевого подхода, хотя результаты расчетов в этом случае не бесспорны. Итоговые результаты расчетов по оценке влияния относительного роста цен на продукцию естественных монополий на экономическую динамику состоят в следующем: · совместный эффект роста цен на продукцию отраслей естественных монополий до уровня самоокупаемости порождает импульс к спаду производства на 10%: · совместный эффект роста цен на продукцию отраслей естественных монополий до уровня мировых цен порождает импульс к спаду производства более чем на 30%: В то же время, рост цен на продукцию естественных монополий, в особенности, на топливо и энергию, вызывает также и определенные позитивные следствия. Так, например, прямое сопоставление динамики энергоемкости и динамики относительных цен на первичные энергоресурсы (в сравнении со средним по экономике индексом цен) в значительной степени подтверждает известную гипотезу позитивного влияния роста цен на энергию на процессы энергосбережения. Тем не менее, факт состоит в том, что выход на уровень мировых цен и, даже, единовременный выход на уровень цен самоокупаемости, вызывают чрезвычайно тяжелые негативные последствия для российской экономики. Именно эти возможные последствия для экономической динамики и роста цен являются главными ограничениями на характер и темп реформ в отраслях естественных монополий. Если исходить из того, что главная задача государства по отношению к естественным монополиям состоит в том, чтобы обеспечить максимальный кумулятивный эффект по всей экономике, состоящий в максимизации темпов роста и повышении характеристик эффективности, в том числе и для самих отраслей монополистов, то возникает задача такого реформирования естественных монополий, которое призвано этот кумулятивный эффект обеспечить.
ВЫВОДЫ
1. В России идет нормальный, постепенный процесс формирования если не конкурентного, то состязательного рынка, за счет увеличения свободы доступа на монопольные рынки новых участников. 2. Некоторое опережение темпов реформ в РАО ЕЭС является мотивированным, имея в виду необходимость нарабатывать собственный (российский) опыт реформирования естественных монополий. 3. Объективные процессы развития нашей экономики, в частности постепенное повышение реального курса рубля, ведут к приближению внутренних цен к значениям аналогичным тем, что мы наблюдаем в развитых странах. Темп этого движения составляет 5-7% в год. Это означает, учитывая имеющиеся разрывы в уровне внутренних и мировых цен, что запас времени для модернизации отечественной экономики и, в особенности промышленности, в условиях льготных, относительно низких цен на первичные ресурсы и услуги естественных монополий, не превышает 10-12 лет. То есть запас времени у России для создания экономики, способной конкурировать в условиях цен мирового рынка, очень невелик. И целенаправленно сокращать это время (этот резерв) путем опережающего роста цен на продукцию естественных монополий, нет никакого резона. 4. Учитывая негативное воздействие роста тарифов на экономический рост и инфляцию, следует постоянно отслеживать и контролировать темпы либерализации в электроэнергетике, газовой отрасли и железнодорожном транспорте. 5. Реформы естественных монополий должны быть синхронизированы с общим ростом конкурентоспособности российской экономики. Это означает, в частности, что не следует допускать неконтролируемого роста цен на продукцию естественных монополий до того момента, пока общий уровень цен в экономике не приблизиться хотя бы к 75% от среднего уровня развитых стран. 6. Усиление конкурентных начал и свободное ценообразование в отраслях естественных монополий должны происходить постепенно и только в тех сегментах рынка и в тех случаях, когда это действительно способствует ограничению роста цен. 7. До завершения процесса модернизации российской экономики и существенного повышения уровня ее конкурентоспособности, выделение сетевой компоненты из состава естественных монополий целесообразно осуществлять только при условии сохранения значительного государственного влияния в транспортных и сбытовых компаниях. 8. Учитывая все рассмотренные выше обстоятельства на переходный период желательно сохранить за государством возможность определяющего воздействия на общий уровень цен в отраслях естественных монополий. [1] Рынок является состязательным, если вход на него и выход с него относительно легки. [2] По данным расчетных межотраслевых балансов ИНП РАН.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |