Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетная система и бюджетное устройство

Республики Казахстан

 

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах сово­купность отдельных самостоятельных бюджетов.

Бюджетное устройство — это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: об­ластные, городские, районные, районные в городах (см. схему).

СХЕМА

 

бюджетной системы Республики Казахстан

 

В основу устройства бюджетной системы положены принципы единства, самостоятельности и сбалансирован­ности бюджетов.

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием еди­ной бюджетной классификации и документации, предо­ставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государствен­ного бюджета республики. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирую­щих доходных источников, создание целевых и региональ­ных бюджетных фондов, их частичном перераспределе­нии. Единство бюджетной системы реализуется через еди­ную социально-экономическую, включая налоговую, по­литику.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собствен­ные и закрепленные законом источники доходов всех зве­ньев бюджетной системы и право использовать бюджет­ные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

Сбалансированность бюджетов всех уровней может яв­ляться необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюдже­тов.

Законом установлено, что покрытие бюджетного де­фицита за счет эмиссии денежных средств не допускает­ся. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов; использова­ние кредитных ресурсов.

С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр — пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом республики и местны­ми органами власти.

Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999г. N 357-1

О бюджетной системе

(с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК        

От 16.07.99г. № 440-1; от 26.07.99 г. № 463-1; от 4.11.99 г. № 472-1; от 22.11.99 г. № 485-1; от 29.11.99 г. № 487-1; от 15.12.00 г. № 123-II; от 15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182-II; от 06.12.01 г. № 261-II)

Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Бюджет – централизованный денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;

Бюджетная классификация – группировка поступлений в бюджет и расходования из бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам;

бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципов ее построения;

бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением бюджетов всех уровней и утверждению отчетов об их исполнении;

государственный бюджет – совокупность республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними;

государственная гарантия – обязательства Правительства Республики Казахстан частично или полностью погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок;

государственные займы – отношения займа, в которых заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства или Национального банка Республики Казахстан;

государственное заимствование – процесс привлечения, освоения и погашения государственных займов, выраженных в форме договора или государственных ценных бумаг;

государственный долг – сумма освоенных и непогашенных государственных займов на определенную дату;

государственный гарантированный долг – сумма освоенных и непогашенных займов на определенную дату, по которым имеются государственные гарантии Правительства Республики Казахстан;

государственный счет – порядок учета финансовых ресурсов государства на счетах бюджетов всех уровней;

дефицит бюджета – превышение объема расходов и выделенных на возвратной основе кредитов из бюджета над общей суммой поступлений в бюджет, кроме сумм правительственных заимствований. Размер утверждаемого в составе республиканского бюджета дефицита выражается в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту;

доходы бюджета – объем налоговых и неналоговых поступлений и сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе;

местные бюджеты – бюджеты областей, областные бюджеты, бюджеты городов (кроме городов районного значения), бюджеты специальных экономических зон и районов, за исключением районов в городах;

обслуживание государственного долга – совокупные платежи, связанные с выплатой вознаграждения (интереса), страховых, комиссионных сборов и штрафов по государственному долгу;

официальные трансферты – безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет и расходы из бюджета;

программа и подпрограмма – комплекс мероприятий по исполнению определенных государственных функций;

профицит бюджета – превышение общей суммы поступлений доходов и официальных трансфертов в бюджет над общим объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Размер профицита республиканского бюджета исчисляется в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту;

расходы бюджета – средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета;

резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов - средства для финансирования непредвиденных расходов единовременного характера, в том числе централизованные в республиканском или в местном бюджете соответственно средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

секвестр – специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных в бюджете программ;

субвенции – официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм, для осуществления целевых расходов или целевых программ;

субсидии – трансфертные платежи из бюджетов, выделяемые организациям в пределах утвержденных сумм, для финансирования целевых расходов (программ);

счетный период – период, не входящий в новый финансовый год, в течение которого проводятся заключительные операции по не обеспеченным финансированием утвержденным в истекшем финансовом году бюджетным расходам. Продолжительность счетного периода устанавливается Министерством финансов Республики Казахстан не позднее 1 апреля текущего года;

финансовый год – регулярный бюджетно-учетный период, начинающийся с 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года. Финансовый год не включает счетный период;

функциональная группа – группа платежей из бюджета, направляемых с целью выполнения общегосударственных задач;

чистое кредитование – разница между общей суммой выданных и погашенных кредитов;

городской (районный) бюджет – денежный фонд, предназначенный для осуществления исполнительными органами города (района), за исключением городов районного назначения и районов в городах, своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;

бюджет области – свод областного, городских и районных бюджетов, без учета взаимопогашающих операций между ними;

бюджетная заявка – финансовое обоснование программ, представляемая их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан;

государственное учреждение – администратор программ – центральные исполнительные органы и Акимы областей и городов Астаны и Алматы, ответственные за финансовое обоснование республиканских и местных программ при составлении бюджетов;

республиканские программы – программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского или местных бюджетов;

местные программы – программы, разрабатываемые Акимами областей (городов Астаны и Алматы) и утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов;

областной бюджет (бюджет городов Астаны и Алматы) – централизованный денежный фонд области (города), предназначенный для осуществления областными (городскими) исполнительными органами своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, устанавливаемых законодательством;

программа государственных инвестиций – утверждаемая Правительством программа инвестирования государственных и (или) привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средства по приоритетным секторам экономики;

утвержденный бюджет – бюджет на предстоящий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения.

 

Статья 2. Основа для формирования бюджета

Бюджет формируется на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая Республики Казахстан, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год.

Статья 3. Основные положения в управлении финансовыми ресурсами государства

В государственном бюджете находят отражение:

-взаимодействие экономических и финансовых целей государства;                                            

-взаимодействие бюджетов разных уровней и взаимодействие бюджетов с различными секторами экономики;

-совершенствование налогово-фискальных инструментов; 

-структура и размер поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;

-размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;

-сбалансированность местных бюджетов;

-оценка состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства.

Бюджетная система

Статья 4. Бюджетная система

Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.

В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон).

Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты – решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты фондов экономического и социального развития специальных экономических зон на финансовых год утверждаются в соответствии с законодательством об этих фондах.

Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляются в национальной валюте.

Статья 5. Принципы бюджетного устройства

Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему республики. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов.

Статья 6. Структура бюджета

Структура бюджета состоит из следующих разделов:

"Доходы" - все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов);

 "Полученные официальные трансферты (гранты)" - все поступления в бюджет, кроме поступлений, входящих в раздел "Доходы"; 

“Погашения” – поступления от погашения выданных из бюджета кредитов;

"Расходы" - все расходы из бюджета, включая расходы по обслуживанию государственного долга, кроме платежей из бюджета по кредитованию и погашению основной суммы государственного долга;

«Кредитование» – платежи из бюджета на возвратной основе;

«Дефицит (профицит) бюджета» – составляет разницу между общим итогом разделов «Доходы» и «Полученные официальные трансферты (гранты)» и общим итогом разделов «Расходы» и «Кредитование минус погашение»;

«Финансирование дефицита бюджета» – поступления в бюджет по заимствованию, за вычетом погашения основной суммы долга, или распределение профицита на погашение основной суммы долга, за вычетом поступлений по заимствованию.

Статья 7. Республиканский бюджет

Республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денег, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ, определяемых Правительством для осуществления функций, возложенных на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 8. Поступления в республиканский бюджет

Поступления включают:

1). Доходы республиканского бюджета, которые состоят из:

-налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан, включая общегосударственные налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих зачислению в доход местных бюджетов, при этом нормативы поступлений по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам Астаны и Алматы определяются законом о республиканском бюджете;

-неналоговых поступлений, определяемых Правительством в рамках законодательства и предоставленных ему полномочий;

-доходов от операций с капиталом государства;

-иных поступлений, не противоречащих законодательству, включая поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги;

2). Полученные официальные трансферты (гранты), которые состоят из:

-внутренних официальных трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов;

-внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;

3). Правительственные заимствования, которые состоят из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета;

4). Поступления от погашения ранее выданных из республиканского бюджета кредитов (ссуд), а также части поступлений от продажи государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств.

Статья 9. Расходование средств из республиканского бюджета

Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:

1). Общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

-в области образования и здравоохранения;

-в области фундаментальных и прикладных научных исследований;

-в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и в сфере культуры;

-по услугам радио и телевидения и других государственных СМИ;

-по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели;

-по воспроизводству, охране животного мира, сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий;

-по реализации новой жилищной политики и развитию жилищного строительства, адаптации нормативной базы строительства, геологоразведочных, геодезических и сейсмологических работ, охране недр, землеустройству, мероприятий по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации;

-по выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой вознаграждений (интересов) по государственным долгам и их размещением;

-по программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;

-по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту;

-по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения;

-по другим общегосударственным приоритетным мероприятиям в соответствии с программами Правительства Республики Казахстан, включая расходы по обслуживанию государственного долга;

2). Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки;

3). Погашение основной суммы государственного долга.

Статья 10. Местные бюджеты

Из местного бюджета обеспечивается финансирование местных программ. Через местные бюджеты допускается реализация части государственных программ.

Местные исполнительные органы разрабатывают и самостоятельно исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджет на предстоящий финансовый год и отчет об исполнении соответствующего местного бюджета за истекший финансовый год.

Бюджеты СЭЗ формируются советами СЭЗ, рассматриваются, утверждаются и исполняются в порядке и по правилам, установленным законодательством о специальных экономических зонах в Республике Казахстан и положениями о специальных экономических зонах, утверждаемыми Президента Республики Казахстан.

Разграничение общегосударственных налогов, сборов и платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения определяется местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими представительными органами.

Статья 11. Поступления в местные бюджеты

Поступления в местные бюджеты включают:

1). Доходы местных бюджетов, которые состоят из :

-местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством РК;

-сумм отчислений от общегосударственных налогов в порядке регулирования нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона;

-неналоговых поступлений в местные бюджеты, установленных законодательными актами республики;

2) полученные официальные трансферты, которые состоят из:

-внутренних официальных трансфертов, получаемых от вышестоящих бюджетов местными исполнительными органами с целью обеспечения сбалансированности их бюджетов;

-внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;

3). Поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года;

4) поступления от погашения ранее выданных кредитов.

Статья 12. Расходование средств из местных бюджетов

Расходование средств из местных бюджетов включает:

1) расходы на содержание местных органов государственного управления и для осуществления местными исполнительными органами следующих программ по:

-обеспечению общественного правопорядка и безопасности, проводимых местными исполнительными органами;

-образованию и здравоохранению;

-социальному обеспечению и реализации законодательно установленных льгот для отдельных категорий населения;

-жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, водоснабжению и инженерной инфраструктуре;

-культуре, туризму, спорту, содержанию местных средств массовой информации и организации досуга;

-аграрной реформе, осуществлению земельной реформы, поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с особо опасными вредителями растений и болезнями животных и на другие цели;

-экологии и организации рационального природопользования;

-развитию малого и среднего бизнеса;

-обеспечению других программ, предусмотренных в утвержденном бюджете на очередной финансовый год, включая расходы по обслуживанию кредитов;

-предупреждению чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера;

-занятости;

-обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения.

2) бюджетные средства, выделяемые на возвратной основе, как правило, через государственные банки для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных и региональных программ;

3) погашение основной суммы полученных кредитов и вознаграждений (интересов) по ним.

Статья 13. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов

В целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов областных (городов Астаны и Астаны) бюджетов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматриваются отчисления от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты областей м городов республиканского значения, а также выделение из республиканского бюджета субвенций.

Статья 14. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

1. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования непредвиденных расходов. В составе резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов предусматриваются средства для погашения обязательств государства по решениям судебных органов.

Распределение средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов в пределах размеров, утвержденных в составе расходов бюджетов на соответствующий год, и открытие финансирования производятся в зависимости от уровня бюджета по решениям Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов соответственно, которые утрачивают силу в конце текущего финансового года.

2. Порядок использования средств резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов республиканского и местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами.

3. Размер резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов не должен превышать двух процентов объема соответствующего бюджета.

Статья 15 исключена*

· Исключена в сооветствии с Законом РК от 06.12.01 г. N 261-II

Статья 16. Государственный счет

Ведение государственного счета обеспечивается Национальным банком Республики Казахстан или другим уполномоченным им банком по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.

 



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)