Организация бюджетного процесса Республики Казахстан
Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе Республики Казахстан», Законом о республиканском бюджете, иными законами республики, а также решениями органов исполнительной власти. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов — функции Парламента и местных Маслихатов. Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов устанавливаются Министерством финансов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и программ развития территорий и целевых программ, на основании ежегодного послания Президента народу Казахстана, параметров индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, принимаемого Правительством. Органы исполнительной власти вносят предложения в соответствующие представительные органы о постатейном установлении бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов органами государственной налоговой службы. Для разработки проекта государственного бюджета и определения параметров местных бюджетов на предстоящий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса государства, который включает государственный бюджет (республиканский и местный бюджеты) и внебюджетные фонды. В нем показываются финансовые ресурсы государства для реализации основных направлений бюджетной политики на предстоящий год, и отражается взаимосвязь показателей бюджетной системы и остальных секторов экономики. Эту работу проводит Министерство финансов, которое затем подготавливает проект республиканского бюджета на основе одобренных Правительством основных направлений бюджетной политики и проекта консолидированного финансового баланса государства в соответствии с бюджетной классификацией и проект Закона о республиканском бюджете. В проекте закона о республиканском бюджете указываются суммы всех видов поступлений, нормативы распределения регулирующих общегосударственных налогов, а также предельные размеры расходов по функциональным группам согласно бюджетной классификации, с указанием размера дефицита и источников его покрытия. Проекты республиканского бюджета и закона о нем представляются Министерством финансов на рассмотрение Правительству. Одобренный Правительством проект закона о республиканском бюджете со всеми приложениями не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому, вносится на рассмотрение Парламента Республики Казахстан. С докладом по проекту республиканского бюджета по поручению Правительства на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан выступает министр финансов Республики Казахстан и с содокладами — министр экономики Республики Казахстан и председатель Национального банка Республики Казахстан. В случае, если к 15 декабря текущего финансового года республиканский бюджет на предстоящий финансовый год не утвержден, Президент Республики Казахстан вправе принять Указ о республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года, действующий до принятия Парламентом Закона о республиканском бюджете. Уточнение республиканского бюджета Парламентом Республики Казахстан в течение года осуществляется на основании предложений Правительства. Уточнение производится в порядке и на условиях, принятых для утверждения бюджета. Составление, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам (областей и городов республиканского подчинения), проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов, суммы средств из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов. На основе сообщенных показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения местные исполнительные органы самостоятельно составляют свои бюджеты. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс составления, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном (городском) бюджете на финансовый год. Объем официальных трансфертов, предоставляемых в виде субвенции из республиканского бюджета нижестоящим бюджетам для реализации конкретных программ по функциональным группам, определяется в Законе о республиканском бюджете. В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года. Размер оборотного резерва наличности определяется при утверждении соответствующих местных бюджетов. Акимы областей и городов республиканского значения не позднее 2-недельного срока после вступления в силу Закона о республиканском бюджете на финансовый год вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов республиканского значения) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению. Акимы районов и городов (областного значения) в 2-недельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего Маслихата, который не позднее аналогичного срока принимает решение об утверждении бюджета. Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. Организации в соответствии с бюджетными назначениями производят расходы на основании казначейского разрешения, выдаваемого-Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае непредоставления сметы расходов на соответствующий финансовый год и нецелевого или неэффективного использования выделенных средств. Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов Республики Казахстан в установленные им сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета. Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функций бюджетных организаций. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов Республики Казахстан переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую. Если в ходе исполнения бюджета центральными государственными органами принимаются акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы бюджетов областей и городов республиканского значения, или возмещаются потери за счет средств республиканского бюджета при уменьшении их расходов или увеличении доходов уменьшаются субвенции, а при их отсутствии — относятся на взаиморасчет. Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах в истекшем году, а также сумм перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года могут направляться Правительством Республики Казахстан на финансирование дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения бюджета. Местные исполнительные органы организуют исполнение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, обеспечивают поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, эффективное и целевое расходование бюджетных средств. Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетов. Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования. Организации, содержащиеся за счет местного бюджета, могут с согласия местных финансовых органов переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую. При утверждении областного и городского (городов республиканского значения) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами специальных экономических зон, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов республиканского значения. Взаимоотношения бюджета специальной экономической зоны с местным бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в бюджет специальной экономической зоны, установленный в положении о специальной экономической зоне и учтенный в соответствующем местном бюджете на очередной год, но в пределах сумм отчислений от общегосударственных налогов и сборов для области, городов республиканского значения, определенных по закону о республиканском бюджете. Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов нижестоящих бюджетов соответствующие суммы передаются в вышестоящий бюджет или производится соответствующее уменьшение суммы субвенций. Аналогичный порядок действует и во взаимоотношениях республиканского бюджета с местными бюджетами. Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах в истекшем году, а также сумм перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года, могут направляться по решению исполнительных органов на финансирование дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения бюджета. Отчетность об исполнении бюджета, то есть составление месячных, квартальных и годового отчетов по доходам и расходам республиканского бюджета, обеспечивает Министерство финансов Республики Казахстан. Правительство, либо по его поручению Министерство финансов, представляет годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год Парламенту, а также месячную и квартальную информацию о ходе исполнения республиканского бюджета. Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчет об исполнении бюджета вышестоящему исполнительному и представительным органам для утверждения в сроки, определенные для представления проекта решения исполнительного органа о местном бюджете на предстоящий год. Министерство финансов республики ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству. Контроль за правильностью составления, утверждения и эффективным и целевым использованием бюджетных средств министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, вне зависимости от форм собственности, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подразделениями. Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета осуществляется контроль за исполнением республиканского бюджета. Контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов. Порядок проведения ревизий и проверок планирования и использования средств республиканского и местных бюджетов определяется Министерством финансов Республики Казахстан.
Заключение Анализ экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в казахстанских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы:
Законодательство
1.Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999г. N 357-1 О бюджетной системе (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 16.07.99г. № 440-1; от 26.07.99 г. № 463-1; от 4.11.99 г. № 472-1; от 22.11.99 г. № 485-1; от 29.11.99 г. № 487-1; от 15.12.00 г. № 123-II; от 15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182-II; от 06.12.01 г. № 261-II)
Специальная литература
1.Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета //Финансы. 1999. №8. 2.Жарекешева А.Х. Бюджет и социальная сфера// Экономика Казахстана. – 1997. - №1. 3.Зейнельгабдин А.Б. Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан – основа реформирования финансовой системы//Экономика Казахстана. – 1997. - №2. 4.Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. – Алматы: РИК, 1994 5.Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»//Казахстанская правда.– 13 октября 1997 г. 6.Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998.
7.Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999. 8.Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах) М.: ИНФРА-М, 2000. 9.Петров В.А. Финансовые механизмы экономического роста бюджета. // Финансы. 1999. №8. 10.Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: ДИС, 1997. 11.Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: Учебное пособие. – А.: Университет «Кайнар», 1994. 12.Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник в 2 кн. –М.: Гуманит.изд. центр ВЛДОС, 1996. 13.Финансы /Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998. 14.Финансы /Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1997. 15.Финансы/Под ред. В.Д.Мельникова, К.К. Ильясова. А.: Каржы-Каражат, 1997. 16.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 17.Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. 18.Финансы/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. – М.: «Перспектива», «Юрайт», 2000.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |