Особенности педагогической деятельности.
Рассматривая особенности личности, ее направленности и профессионально важные качества, нельзя забывать, что личность будет формироваться в определенной деятельности. Поэтому следующий вопрос, который, мы считаем, необходимо осветить - это особенности деятельности педагога. Роль педагогической деятельности будет заключаться в том, что она преобразует проявление личностных особенностей в том или ином направлении, развивая одни личностные параметры, затормаживая другие и создавая, неповторимый, отличный от исходного ансамбль качеств профессиональной личности. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают успешность педагогической деятельности, приобретают специфическую, профессиональную окраску - они необходимы для исполнения функции педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их. Теперь необходимо дать определение педагогической деятельности. В имеющихся попытках определения педагогической деятельности ее часто связывают с профессией и указывают, что это особый вид общественно необходимого труда взрослых людей, направленных на подготовку подрастающих поколений к жизни. Например, определение педагогической деятельности, данное И. П. Раченко: «педагогическая деятельность представляет собой один из видов труда в его широком понимании, где взаимодействуют учитель и учащиеся, материальные и духовные средства, условия труда». (84) Некоторые исследователи считают, что профессиональная деятельность педагога должна рассматриваться как один из видов практического искусства, которое находит свое выражение в том, как учитель выделяет и решает возникающие перед ним профессиональные задачи. Творческий характер педагогической профессии обусловливается тем, что педагог сам создает среду своей деятельности, организуя учащихся и руководя процессом их обучения и развития. Понятно, что деятельность педагога сама находиться в постоянном изменении и развитии. Это выражается в постоянном обновлении содержания образования, и проявлении новых педагогических идей и методов, и в совершенствовании разнообразных форм обучения. Выделение специфических отличий педагогической деятельности от любой другой принадлежит Н. Ф. Неклюдовой. (27) Эти отличия следующие: • По содержанию. Это преобразовательная деятельность, направленная на изменение учебного плана, методов обучения, методики преобразования знаний учащихся, а также многих сторон личности самого педагога; • По форме. Это коммуникативная деятельность, включающая • По структуре. Это ценностно-ориентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся. Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимым осуществлением педагогического процесса является познавательная деятельность педагога, неразрывно связанная со всеми перечисленными характеристиками. Интересный подход к исследованию структуры педагогической деятельности предложила Н. В. Кузьмина. (39) Она утверждает, что педагогическая деятельность включает в себя общепедагогическую и профессионально - педагогическую. При этом под первой автор понимает всю совокупность воздействий в обществе, а под второй - деятельность, организованную государством. Главные особенности профессионально -педагогической деятельности состоят в специфике объекта и «орудий труда» учителя. Объектом деятельности педагога является личность ребенка. «Продукты» же его деятельности «материализуются» в психическом облике другого человека — в его знаниях, умениях и навыках, в чертах его воли и характера. Нельзя отрицать того факта, что педагогическая деятельность в принципе может быть охарактеризована в терминах, которые общезначимы для понимания любого вида деятельности человека, т.е. здесь можно выделить мотивы, цели действия, условия, которые влияют на выбор способов достижения целей и т.д. Своеобразие же этой деятельности, по мнению Ю.Н. Кулюткина (84), в том, что она является «метадеятельностью», т.е. деятельностью по организации другой деятельности, а именно - учебой деятельности учащихся. Здесь деятельность педагога как бы надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются, как потенциальные эффекты продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности. Отсюда возникает потребность дифференцировать понятия «педагогический процесс» и «педагогическая деятельность». Объектом профессиональной деятельности учителя любой специальности является не сам по себе ребенок, школьник, «вырванный» из педагогического процесса, а именно «педагогический процесс, представляющий собой систему последовательно взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов». Целостность педагогического процесса обусловливается, во-первых, направленностью специально организуемой деятельности школьников и конкретных мероприятий на решение задач, обучение, воспитание и развитие, на обеспечение гармонической целостности личности и т.д.; во-вторых, направленностью педагогической деятельности на организацию содержательных в социальном и нравственном отношении занятий детей; в-третьих, обеспечением приоритета и сходного отношения «воспитанник-содержание образования» в рамках основного отношения «педагогическая деятельность - деятельность воспитания». Включение в педагогический процесс воспитанника и рассмотрение его в целостной системе является тем положительным, что отличает данный подход от многих других, однако основные акценты здесь остаются смещены в сферу педагогики. Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые Н. В. Кузьмина (36) считает необходимым учитывать уровни педагогической деятельности в зависимости от уровня функционирования знаний. Ею выделены: 1. Репродуктивный уровень деятельности, характеризующийся 2. Адаптивный уровень - новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знание предмета, но и знание особенностей его восприятия и понимания. Однако стратегия педагога рассчитана на короткие дистанции, а они не способны решить все педагогические задачи; 3. Уровень, локально моделирующий знания, характеризуется 4. Уровень деятельности, системно моделирующий знания, отличается тем, что педагог, раскрывая учащимся ту или иную тему, учитывает всю систему их знаний; 5. Уровень, системно моделирующий поведение учащихся,
Более привлекательными подходами к определению специфики педагогической деятельности выглядят, с одной стороны, описания того, что должен уметь человек как субъект педагогической деятельности, а с другой стороны, те требования, которые предъявляет к данной деятельности общество, т.е. функциональное строение деятельности. Попытки определить структуру умений педагога имеют свою историю, носят достаточно длительный характер. Так, в 1927 г. С. И. Гусев выделял следующие группы умений, которыми должен владеть учитель: • Организаторские (умение заинтересовать детей, распределить и организовать их работу); • Трудовые (знание элементов труда и методов обучения труду); • Художественные (способности выражать свои мнения живым, литературным языком); • Общественные (умение вести общественные работы); • Культурные (здоровье, красота, интерес и вкус к творчеству) В настоящее время эти наборы, конечно, претерпели некоторые изменения, однако, в силу сохранения основных задач, которые ставит общество перед педагогом, многие умения по-прежнему присутствуют в структуре деятельности учителя, хотя их смысловое значение существенно изменилось. Так, Митина Л.М. (48) считает, что в структуру деятельности учителя должны входить такие умения: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические. По мнению А. И. Щербакова, показателями профессионализма учителя являются наличие в его работе: • Умение органически сочетать свою информационную функцию как преподавателя школьного предмета с функциями прогнозирования и управления процессом умственного развития и воспитания личности школьника; • Творческого отношения к своей деятельности, к овладению умениями и навыками изучения и обобщения педагогического опыта лучших учителей; • Умения видеть в ребенке не только объект, но и субъект действия, избирательно относящийся к окружающей его действительности и к самой деятельности, организуемой учителем, а также к личности самого учителя. К. Абдулина предприняла попытку определить группы умений, общие для учителей разного профиля, и выделила умения и навыки: • По организации учебного процесса и руководству познавательной деятельностью школьников; • По воспитательной работе с учащимися и руководству их • По политико-просветительной работе среди населения и • По изучению и обобщению личного опыта; • По самообразовательной работе. Попытки обобщить, интегрировать педагогические умения имеют место и в других работах, различаются лишь акценты, расставляемые авторами. А. П. Акимова из всех профессиональных умений выделяют главное, «универсальное», обеспечивающее успех деятельности учителя в любом ее аспекте. Во многих работах имеются попытки обобщить, интегрировать педагогические умения. Например, Т. Д. Андронова выделяет главное профессиональное умение - это способность анализировать педагогические явления. Существует еще один подход в изучении профессиональных умений педагога. Некоторые авторы предлагают описывать специфические особенности педагога в профессиограмме. Она будет включать в себя, с одной стороны, профессионально - технические характеристики специальности (сфера деятельности, предметы и орудия, производственно - технологические задачи и действия по их решению, уровни ответственности, полномочия, особенности темпа и режима работы и пр.), а с другой стороны, профессионально -педагогической характеристики (цели обучения, структуры учебных планов, перечни дисциплин, программы, формы, сроки обучения и т.д.). Мы не ставим своей задачей подробно рассматривать данный подход, но необходимо отметить, что профессиограмму скорее можно рассматривать как своеобразный идеал профессии, к которому должны стремиться специалисты. Другое направление исследования педагогический деятельности связано с попытками выявить уровни, на которых функционируют профессиональные умения. Так, можно выделить просто умелых учителей, которые работают на обычном профессиональном уровне, и тех, кто проявляет высокое педагогическое мастерство и творчество, обогащая своими находками искусство обучения и воспитания. К еще более высокому уровню можно отнести педагогов, поднимающихся до уровня педагогического новаторства, вносящих существенные изменения в школьную практику. Обычно первым базовым уровнем, основой профессионализма учителя считают педагогическую умелость, под которой обычно понимается достаточно хорошее владение учителем системой важнейших обучающих и воспитательных умений и навыков. Все изложенное требует признания необходимости исследования профессиональных проявлений психики, выработки определенного взгляда на содержание и структуру профессиональной деятельности и изменений личности в процессе ее выполнения, а также изучения препятствий, встречающихся в ее процессе. Очевидно, что существует немало причин, препятствующих педагогу осуществлять свои замыслы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |